Обобщение изученного по теме "Знаки препинания в БСП"
Обобщение изученного по теме "Знаки препинания в БСП"
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «БСП», формировать умения анализировать БСП, правильно ставить в них знаки препинания, обосновывать их;
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного по теме "Знаки препинания в БСП"»
Цели урока:
Обучающие цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «БСП», формировать умения анализировать БСП, правильно ставить в них знаки препинания, обосновывать их;
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
Развивающие цели:
- развивать навыки владения такими коммуникативными качествами, как правильность, точность, выразительность, образность речи;
- способствовать развитию эмпирического и теоретического мышления учащихся;
-развивать умение систематизировать полученные знания, составлять схемы, таблицы, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся через различные формы и виды деятельности;
-развивать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые результаты;
-формирование межличностных отношений в учебной деятельности;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, монологическую речь учащихся.
Воспитывающие цели:
- воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.
- воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться;
развитие критического мышления, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная доска, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, весь материал урока демонстрируется на интерактивной доске, выполнение некоторых заданий осуществляется также на интерактивной доске.
Ход урока:
1.Организация начала занятий. (1 мин)
2.Вступительное слово учителя.
- Каждый день мы должны дарить друг другу улыбку, радость, смех, комплименты. Прощать ошибки, не обижать и не ранить грубыми словами.
(Учащиеся, взявшись за руки, посмотрев на своего товарища, говорят ему пожелания)
3.Подготовка к основному этапу занятий. (2 мин)
Цели урока определяют уч-ся. (Саморегуляция)
- Что вы сегодня должны вспомнить на уроке? Обратите внимание на тему урока.
- Ребята, какова цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо 1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения; 2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.
4.Деление уч-ся на группы. (2 мин)
- Ребята, сегодня на уроке вы поработаете в группах. Класс нужно разбить на 2 группы.
(Деление детей на группы происходит следующим образом: учащиеся вытягивают жетоны двух цветов и делятся по цветовой гамме на 2 группы)
Правила работы в группе. (слайд)
1.Каждый высказывает свое мнение.
2.Каждый выслушивает мнение товарища.
3.Умение слушать и слышать всех членов группы.
4.Оказание помощи друг другу.
5.Активное участие всех членов группы в работе.
Задание 2 командам: составьте постер по теме «Знаки препинания в БСП».
Самостоятельная работа с теоретическим материалом.
Составление постера (4 мин) и презентация работы (3 мин).
Учащиеся оформляют записи в опорный конспект (только схемы).
Каждая группа выполняет разные задания:
1 группа объясняет условия постановки запятой и точки с запятой в БСП и условия постановки двоеточия в БСП;
2 группа – условия постановки тире в БСП
5. Презентация работ 2 групп. (выступление – 3 мин)
6. Приём «Кубизм» (Шесть заданий)
Учитель бросает кубик перед каждой группой и цифра на кубике означает их групповое задание.
1 сторона – 1 задание: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные. (указать буквами П, С) (3 мин)
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
4) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
5) Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
Проверка:(слайд)
С
П
П
С
П
С
- Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал?
- Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)
2 сторона – 2 задание: Игра-аукцион. (5 мин) За 3 мин. записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире. (Читают пословицы, не повторяя предыдущие пословицы)
- Не трудиться – так и хлеба не добиться.
- Будешь трудиться – будешь и кормиться.
- Ноги носят – руки кормят.
- Напишешь пером – не вырубишь топором.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Молвит слово – соловьём поёт.
- Лето припасает – зима поедает.
- Недруг поддакивает – друг спорит.
- Не спеши языком – торопись делом.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Поспешишь – людей насмешишь и т.д.
3 сторона – 3 задание: Тест “Будь внимателен!” (3 мин)
Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
1.Ученого учить только портить.
2.Хочешь человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.
5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.
7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
(В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.)
Ответ демонстрируется на доске – Номера БСП: 2, 4, 5, 7. (слайд)
1. Ученого учить — только портить.
2. Хочешь человека узнать — дай ему власть.
3. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
4. Игнат спустил курок — ружье дало осечку.
5. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
6. Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам.
7. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
4 сторона – 4 задание: «Лингвистический эксперимент" (5 мин)
Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?
1.Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.
2.Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.
3.Когда гуляли по лесу, дядя восхищался лесом.
4.Натаскала белка орехов в дупло, так что будет ей в зиму тепло.
5.Благородный человек предъявляет требования к себе, а низкий человек предъявляет требования к другим.
6.Вокруг меня щёлкают любопытные синицы, и на ветках деревьев чирикают, шумят, суетятся воробьи.
7.Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Самопроверка по записи на доске. (слайд)
1.Раздается выстрел - волк продолжает бежать.
2.Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.
3. Гуляли по лесу - дядя восхищался лесом.
4.Натаскала белка орехов в дупло - будет ей в зиму тепло.
5.Благородный человек предъявляет требования к себе - низкий человек предъявляет требования к другим.
6. Вокруг меня щёлкают любопытные синицы; на ветках деревьев чирикают, шумят, суетятся воробьи.
7.Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
5 сторона – 5 задание: «Мозаика». Собрать мозаику и расставить знаки препинания. (3 мин)
Труд человека кормит - лень портит.
Лучше вспашешь - больше хлеба возьмешь.
Взойдет красное солнышко - прощай, светел месяц.
Музыка звучит - невозможно не слушать.
Запела первая птица - все дрогнуло.
6 сторона – 6 задание: «Развитие речи». Записать предложения, соответствующие схемам. (5 мин)
1. [ ], [перечисл].
2. [ ]: [причина].
3. [ ]: [дополн.].
4. [ ] – [быстрая смена событий].
7. Вступительное слово учителя.
- Человек должен быть духовно и нравственно богат. А нравственность - это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек.
Если вы научитесь слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то вы найдете свое место в жизни и выполните миссию человека на земле.
8. Просмотр слайда «Интервью с богом». Работа над текстом слайда. (распечатать текст)
Задание: Внимательно прочитайте текст слайда и преобразуйте ССП, СПП, СП на БСП, расставьте нужные недостающие знаки препинания, объясните их значение. (7 мин)
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.
«Так ты хочешь взять у меня интервью?»…
Бог спросил меня…
«Если у тебя есть время» - сказал я.
Бог улыбнулся.
«Мое время это вечность»
«Какие вопросы ты хотел мне задать?»
«Что больше всего удивляет тебя в человеке?»
И бог ответил.
«Им наскучивает детство,
Они спешат повзрослеть,
А потом мечтают стать детьми опять»
«Они теряют здоровье, зарабатывая деньги…
А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье…»
«Они так много думают о будущем,
что забывают настоящее
настолько, что не живут
ни в настоящем, ни в будущем»
«Они живут так, как будто не умрут,
а умирают, как будто никогда и не жили»
Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время…
И тогда я спросил…
«Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел дать, чтобы твои дети выучили?»
«Пусть знают, что невозможно
заставить кого-то любить их.
Все, что могут сделать, это
Позволить себя быть любимыми»
«Пусть знают, что это нехорошо
сравнивать себя с другими»
«Пусть учатся прощать, практикуя прощение»
«Пусть помнят, что ранить любимого человека занимает всего несколько секунд, но залечить эти раны может занять долгие годы»
«Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше,
но тот, кто нуждается в меньшем»
«Пусть знают, что есть люди
которые их очень любят.
просто они еще не научились
выражать свои чувства»
«Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и то же, а видеть это по-разному»
«Пусть знают, что простить друг друга недостаточно,
надо так же простить самих себя»
«Благодарю тебя за твое время».
Сказал робко я.
Есть еще что-то, чтобы передать своим детям?
Бог улыбнулся и сказал,
«Пусть знают, что я здесь для них… всегда».
9. Заключительное слово учителя.
Необдуманное сказанное слово или поступок могут вернуться когда-нибудь самим. Поэтому, давайте ценить и беречь временный подарок бога, под названием жизнь.
(Дети высказываются по уроку, одевая шляпы по очереди)
11.Оценивание. Подведение итогов урока.
Формативное оценивание и суммативное оценивание. Самооценивание.
- Сегодня на уроке вы оцените себя сами.
«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.