Формы обучения: • Коллективная • Индивидуальная • Парная • Групповая Методы обучения : наглядный, практический Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки, словари Ожегова.
Цель: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.
Задачи учебного занятия.
Формировать универсальные учебные действия:
Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
Через включенность каждого ученика в работу класса.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на учебном занятии:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).
Ход учебного занятия
I. Актуализация знаний
Учитель: Как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. Выдохните все обиды и огорчения.
(Слайд 2 )
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
Я думаю, что это занятие принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного. Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.
II. Постановка учебной задачи.
Постановка темы и цели урока. — С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (С веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным) Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное) — Почему оно так называется? (Это слово к чему-то прилагается, присоединяется). - Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке?
(Слайд 3) (Тема нашего урока – имя прилагательное)
Учитель: Давайтепопробуем сформулировать цели нашего урока.
Учитель: Название месяцафевраль латинское по происхождению. Февраль в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль
Древнерусское название февраля – «лютый». В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
Учитель:
— Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, закрепим лексико – грамматические признаки прилагательных.
Предлагаю игру « Крестики-нолики» ( Слайд 7 )
Х О Х Х Х О О О ( Проверка игра «Молчанка»)
- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по родному краю и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.
На уроках окружающего мира мы изучали природные зоны нашей необъятной страны.
Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над её территорией, то можно увидеть белоснежную Арктику.
Учитель:
А теперь вспомните и назовите словосочетания имя прилагательное + существительное, которые вы прочитали на увиденных слайдах) (белоснежная Арктика, холодная тундра, зеленые леса,
- Родина. Как вы понимаете значение этого слова? (Работа по словарю Ожегова)
lll.Первичное закрепление
Словарная работа. — Я предлагаю найти этимологию слова Родина. Этимология – это происхождение.
Этимология слова Родина. Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.
(Слайд 25 ) 2. Работа над словарным словом.(Дифференцированное задание) 1 уровень: Запишите однокоренные слова к слову Родина. (родной, родители, род, родичи, родственники) 1 балл 2 уровень: Запишите синонимы к слову Родина (Отечество, Отчизна, мать-земля, родной край, родная страна) 2 балла
Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, нужно вспомнить какие слова называются однокоренными?
Что такое синонимы? -Найдите среди этих слов имена прилагательные. Докажите.
Проверка задания
Работа с листом самооценки.
lV. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание №1
— Что является символом нашей Родины? (береза)
— Подберите и запишите в тетради прилагательные к слову береза? Береза (какая?) …. (белоствольная, стройная, белая, белокурая, цветущая, кудрявая, белесая, красивая…) работают индивидуально (за 1 записанное прилагательное – 1 балл)
Работа с листом самооценки. Какое умение оцениваем?
Задание №2
Учитель:
Прочитать текст. Учащиеся читают текст.
Берёза обыкновенная
Произрастает берёза в лесной зоне европейской части России и в Сибири. Цветёт в апреле – мае. Берёза хорошо приспособилась к непростым условиям Сибири. Она никогда не вымерзает от сильных морозов и не гибнет от засухи. Так пусть же она вечно живёт на российской земле и приносит великую радость людям!
Кто попробует прочитать текст выразительно и эмоционально?
Из текста «Береза – символ Росси» выписать словосочетания прилагательное + существительное, определить число, род, падеж имен прилагательных.
Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных»
Работа в группах. Правила работы в группах. Выбор консультантов.
Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем?
в лесной зоне - ед.ч., ж.р., П.п.
европейской части- ед.ч, ж.р., П.п.
непростым условия - мн. ч., Д.п.
сильных морозов – мн.ч., Р.п.
на российской земле - ед.ч., ж.р.,П.п.
великую радость - ед.ч., ж.р., В.п.
Учитель: «Слово о родном языке»
- Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.
Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.
Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.
(Составить пословицы, которые разрезаны на част. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.
Человек без родины – соловей без песни.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Найдите прилагательные в пословицах.
Физминутка.
Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.
Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.
V. Включение в систему знаний и повторения
Работа в группах. Задание №3
Учитель: У великого русского писателя И.Соколова-Микитова есть замечательные строки, которые выражают его любовь к Родине.
- У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)
«Род.на! Это особенн… слово полно глубок… смысла. Я вижу необ.ятные её просторы, чувствую ласков…вет.рок. Х.р.ш. задушевн… песни её прекрасн… и мужественн… н.рода».
И. Соколов-Микитов
Озаглавьте данный текст.
— Чему учит этот текст? -Какова основная мысль текста?
Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.
(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.
1 группа – дает характеристику предложения
2 группа- называет грамматическую основу предложения
3 группа – называет части речи
4 группа – называет словосочетания из данного предложения
5 группа – представьте, что после слова ветерок стоит запятая и вам нужно продолжить предложение
Проверка теста
Задание 4. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
а) предмет
б) признак
в) действие
2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
а) медленный, вареное, синий
б) верность, желтый, белый.
В) медлительность, верный, белизна
3.Как изменяется имя прилагательное ?
а) по лицам
б) по числам
в) по падежам
4.У прилагательного нет следующего признака...
а) рода
б) времени
в) числа
5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
а) домашн... животное
б) домашняя работа
в) домашн... режим
Критерии оценивания теста
Листы самооценки.
Vl. Итог учебного занятия
Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)
Сейчас я предлагаю вам составить кластер: «Имя прилагательное»(Учащиеся работают в группах)
Взаимопроверка между группами.
VI. Рефлексия.
Лист самооценки.
Тема: обобщение знаний об имени прилагательном.
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Тест
Итого:
баллов
Оценка:
Ребята, посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке? Кто получил 14 - 12 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5. Кто получил 11 - 9 баллов, ставьте 4, а кто получил 8 - 6 баллов - 3, у кого меньше 6 баллов - ничего не ставит. Ребята, поднимите руки, кто получил оценку 3? Нам еще придется потрудиться.
- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.
- На этой нотке мы и заканчиваем наше необычное путешествие.
Обобщили мы свои знания об имени прилагательном? Покажите свое настроение в конце урока? Я рада, что у вас хорошее настроение.
Учитель: Какое главное для каждого из нас слово, очень часто звучало на уроке? (Родина)
Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание придумать и записать имена прилагательные, характеризующие нашу Родину.
Творческий прием РКМ «Круги по воде»
Р – прилагательное ед. ч., И.П., ж.р.
О – прилагательное мн. числа
Д – прилагательное с окончанием –ая
И – прилагательное с окончанием –ое
Н – прилагательное ед.ч., И.п., м.р.
А – прилагательное, название самой холодной природной зоны России.
VIl. Рефлексия
Учитель: Ребята перед вами фотография нашей малой Родины - села Багана, сделанная с высоты птичьего полета. Но она, какая грустная. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Солнышка)
Я предлагаю согреть наше село своими солнышками.
Учитель: Мы заканчиваем наше занятие, и я прощу вас оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что вам на занятии было все понятно и занятие вам понравилось, оцените солнышком « Я справился!» Если на занятии было не все понятно – оцените солнышком «Есть сомнения». Если вам нужна помощь учителя по теме «Имя прилагательное» - оцените солнышком «Нужно подумать».
(Дети выходят группами)
VIII. Домашнее задание
Учитель: Родина – это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос.
И для многих из вас вашей малой родиной является село Баган , которое расположено в …,(Новосибирской области).
Баган ... Родное моё село. Что для меня и для каждого, живущего в нем, значат эти слова? Родная улица, родной дом, даже красивое дерево, мимо которого я хожу каждый день, дорого мне. Я люблю тебя моё родное село - ты частица моей души.
Ну, а сейчас для вас видеописьмо
Домашнее задание:
-написать мини-сочинение на тему: «Моя улица». Что вам в ней дорого, на что обращаете внимание каждый день.
Опорные слова: улица, дом, родное село. (отметка 5)
- сочинить четверостишие о Багане (отметка 5)
- записать 4 пословицы о Родине ( отметка 4)
Учитель:
- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.
- На этой нотке мы и заканчиваем наше необычное путешествие.