1.Графическая разминка Цель: закрепить умения находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, составлять схемы предложений. «… Все опять притихли. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. Резко зачернелись они на внезапно вспыхнувшем пламени, затрещали, задымились и пошли коробиться, приподнимая обожжённые концы. Отраженье света ударило, порывисто дрожа во все стороны, особенно сверху. Вдруг откуда ни возьмись белый голубок, — налетел прямо в это отраженье, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крыльями». - Проверка. Молодцы! Оценивают свой ответ. - Как же образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? - Определите вид причастия (работаем устно) Расплетая, остановившись, увлекая, скользя, замерев, разгораясь, положив, запивая, подстелив, увидев. - Молодцы. Оценивают свой ответ. 2.Работа с текстом - Теорию вы знаете, а вот умеете ли применять свои знания на практике?! Перед вами текст Заменить выделенные глаголы деепричастиями. Как изменится текст? Что нужно помнить при замене глаголов на деепричастия ? « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидят ( ) без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтают ( )руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострили ( ) уши, впереди всех задрал ( ) хвост и беспрестанно меняет ( ) ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейником в спутанной гриве. Проверка. Молодцы. Оценивают свой ответ.
- Для чего нам нужны в речи деепричастия? (Делают нашу речь более точной, выразительной, деепричастие дописывает, дорисовывает основное действие). 3.Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закрепить умение правильно определять вид деепричастия Работу в парах. Данная работа поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастия - Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их . Работаем в парах, помогаем друг другу. Составляют пословицы. …, по волосам не плачут | Снявши голову, … | …, не умоешься | Не замочив рук, … | Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. | …, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… | …, не суйся в воду | Не зная броду, … | Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей? - Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажитеего вид. - Как же образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? Оценивают свою работу. Физминутка. Сейчас у нас будет отдых с пользой для дела. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)
4. Самостоятельная работа. Цель: работа с тестовыми заданиями на проверку знаний по изученной теме Учитель: Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой. Взаимопроверка (ключ на доске) - Перед вами тест. В каждом задании выберите только один правильный ответ. 1. Деепричастие – это: А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию; Б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
2. В деепричастии совмещаются признаки: А) глагола и наречия; Б) глагола и прилагательного.
3. Деепричастие может быть: А) полной и краткой формы; Б) совершенного и несовершенного вида; В) I и II спряжения.
4. Деепричастие изменяется: А) по лицам и числам; Б) по родам, падежам, числам; В) не изменяется.
5. В предложении деепричастие является: А) подлежащим; Б) сказуемым; В) определением; Г) дополнением; Д) обстоятельством.
6. Деепричастный оборот- это: А) деепричастие и глагол, к которому оно относится; Б) деепричастие вместе с зависимыми от него словами.
7. Не с деепричастиями пишется: А) слитно; Б) раздельно.
8. Деепричастия несовершенного вида образуются: А) от основы неопределённой формы глагола путём прибавления суффиксов –в-, -вши; Б) от основы настоящего времени глагола путём прибавления суффикса –а-(-я); В) путём прибавления суффикса –а-(-я); Г) путём прибавления суффиксов –в-, -вши-, -ти-. Ключ: 1. Б), 2. А), 3. Б), 4. В) 5. Д), 6. Б) 7. Б) 8. Б) Оценка “5” “4” “3” “2” | Ошибки 0 1–2 3– 4 более 4-х |
- Проверьте друг у друга тесты, оцените свою работу в листе самооценки.
|