Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»»
Приложение№1
Тема: Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».
( русский язык 7 класс)
Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола).
Задачи:
Образовательные:
- сравнить деепричастие и причастие (обнаружить общие и отличительные черты каждой части речи и своеобразие морфемной структуры);
- закрепить навыки правописания причастий (работа ведётся не над отдельной орфограммой, а не блоком);
- совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в тексте и верно оформлять пунктуационно на примерах более сложного уровня;
- повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи…)
Развивающие:
- работать над богатством . связанностью выразительностью речи;
- совершенствовать умение изучающего чтения:
а) совершенствовать операции анализа и синтеза; б) развитие памяти (работа с опорными сигналами и алгоритмами)
Воспитательные:
- формировать интерес к предмету;
- воспитывать умение преодолевать трудности;
- сформировать у учащихся умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.
Ход урока.
Орг.момент
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение М. Бородицкой.
- Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке.
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке
За ним – гаражи и помойки.
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как чёрные тени, стоят.
- Художник! Смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался видно, не зря.
О чём это стихотворение?
+ о помойках , о гаражах,
+ там красивый закат.
- стихотворение построено антитезе.
Она о том, что удивительное находится рядом, только нужно уметь увидеть прекрасное в обыденном.
- Давайте в этом убедимся…
2. Работа с текстом.
(текст взят из журнала РЯШ № 2 1999 стр. 41 «Звуки весны»)
Звуки весны.
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, (не) видимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.
Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит (не) обычную, (ни), (на) что (не)походившую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях. Повсюду заливаются (не)утомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.
Работа над текстом сопровождается любой релаксирующей музыкой с голосами весеннего леса.
- Прочитайте название текста.
- Что отражено в его заглавии?
+ тема текста.
- Где их можно услышать?
+ в лесу.
- Что это за звуки?
+ пение птиц…
Читаем текст.
- Почему именно пение птиц, а не плеск ручья, шелест молодой листвы называются звуками весны?
+ птицы- вестники прихода весны.
- Над чем заставляет задуматься автор.
+ о том, как принято оказаться в лесу в предрассветный час.
- К какому типу речи отнесём текст?
+ описание ( фотография.)
- Но здесь скорее звуковая ассоциация, а не зрительная.
- Какой метафорой автор доказывает это?
+ симфония утра.
- Что такое симфония?
Симфония
Большое произведение для оркестра (Симфония Чайковского)
+ художественный стиль, т.к. нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, а передано состояние человека, который всё видит.
Сообщение темы и цели урока:
- Изучение русского языка не всегда связано прекрасным. Грамматические разборы, орфограммы заставляют нас много трудиться и постигать премудрости языка. Сегодня на уроке мы должны сравнить эти две части речи и повторить изученные орфограммы и пунктограммы.
4. Сопоставление морфологических признаков причастия и деепричастия в сказочной форме.
… Жил был король глагол, и было у него две дочери. Кто бы это мог быть?
+ Причастие и деепричастие.
Но выросли сёстры непохожими друг на друга, поэтому король часто размышлял, почему дочери не во всём похожи на друг друга.
- Где из них какая? Докажите.
1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала.
+ 1. принцесса (какая?)получившая
2.принцесса, которая получила (глагол)
3. специфический –вш-
2. Принцесса Деепричастие, волнуясь, ждала отца.
+ 1. ждала (как?) волнуясь
2. дополнительный вопрос ждал (что делая?)волнуясь
3. специфический –я-
(чтобы учащиеся полностью почувствовали сказочную атмосферу можно использовать картины с изображением маленьких принцесс)
- Какие общие черты у причастия и деепричастия?
+ вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, т. о. причастие позаимствовало ещё и время.
- Но у них как у привилегированных особ есть няньки?
- Какие это части речи?
+ прилагательное у причастия, у деепричастия- наречие.
- Какие черты они позаимствовали у них?
+ причастие – форму, число, род, падеж.
+ деепричастие – неизменяемость.
(оформление доски с помощью заранее подготовленных табличек, которые появляются, когда дети называют тот или иной признак)
Глагол
причастие
деепричастие
П.п. Вид, время действительное
сострадательное
Н.п. форма, число, род, падеж
Вид морфологический
Неизменяемость признак
- Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни у отца, ни у своей няни.
- Что это за черта?
+ действительное или сострадательное
- Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе, тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались?
(- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)).
У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.
- Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …»
- Что с ней происходит?.
+ теряет одну Н.
Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН
У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.
Пунктуационный разбор (деепричастный и причастный оборот.)
(текст заготовлен заранее)
А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.
Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.
- Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их…
+ причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно.
А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.
Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.
- Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.)
+ олицетворение «море дышит».
+ «поднимается грудь его голубая» метафора.
+ «волны бьются о камень, играя» олицетворение.
Правописание «не» с разными частями речи.
1. не думая ни о чём ничего не желая понять.
невидимый дирижёр
необычную ни на что не походившую песню
неутомимые.
Итог урока
Мы выполнили с вами, всё что запланировали. И прекрасное было в ваших чётких, логичных ответах, а чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. Который заключён в следующей пословице.