kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»»

Приложение№1



Тема: Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».

( русский язык 7 класс)

Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола).

Задачи:

Образовательные:

- сравнить деепричастие и причастие (обнаружить общие и отличительные черты каждой части речи и своеобразие морфемной структуры);

- закрепить навыки правописания причастий (работа ведётся не над отдельной орфограммой, а не блоком);

- совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в тексте и верно оформлять пунктуационно на примерах более сложного уровня;

- повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи…)

Развивающие:

- работать над богатством . связанностью выразительностью речи;

- совершенствовать умение изучающего чтения:

а) совершенствовать операции анализа и синтеза;
б) развитие памяти (работа с опорными сигналами и алгоритмами)

Воспитательные:

- формировать интерес к предмету;

- воспитывать умение преодолевать трудности;

- сформировать у учащихся умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.


Ход урока.


  1. Орг.момент

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение М. Бородицкой.



- Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени, стоят.

- Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался видно, не зря.

О чём это стихотворение?

+ о помойках , о гаражах,

+ там красивый закат.

- стихотворение построено антитезе.

Она о том, что удивительное находится рядом, только нужно уметь увидеть прекрасное в обыденном.

- Давайте в этом убедимся…

2. Работа с текстом.

(текст взят из журнала РЯШ № 2 1999 стр. 41 «Звуки весны»)


Звуки весны.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, (не) видимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит (не) обычную, (ни), (на) что (не)походившую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях. Повсюду заливаются (не)утомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.


Работа над текстом сопровождается любой релаксирующей музыкой с голосами весеннего леса.

- Прочитайте название текста.

- Что отражено в его заглавии?

+ тема текста.

- Где их можно услышать?

+ в лесу.

- Что это за звуки?

+ пение птиц…

Читаем текст.

- Почему именно пение птиц, а не плеск ручья, шелест молодой листвы называются звуками весны?

+ птицы- вестники прихода весны.

- Над чем заставляет задуматься автор.

+ о том, как принято оказаться в лесу в предрассветный час.

- К какому типу речи отнесём текст?

+ описание ( фотография.)

- Но здесь скорее звуковая ассоциация, а не зрительная.

- Какой метафорой автор доказывает это?

+ симфония утра.

- Что такое симфония?

Симфония

  1. Большое произведение для оркестра (Симфония Чайковского)

  2. Гармоническое сочетание чего-нибудь. Симфония красок. Симфония звуков.

- К какому стилю речи можно отнести этот текст.

+ художественный стиль, т.к. нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, а передано состояние человека, который всё видит.

  1. Сообщение темы и цели урока:

- Изучение русского языка не всегда связано прекрасным. Грамматические разборы, орфограммы заставляют нас много трудиться и постигать премудрости языка. Сегодня на уроке мы должны сравнить эти две части речи и повторить изученные орфограммы и пунктограммы.


4. Сопоставление морфологических признаков причастия и деепричастия в сказочной форме.

… Жил был король глагол, и было у него две дочери. Кто бы это мог быть?

+ Причастие и деепричастие.

Но выросли сёстры непохожими друг на друга, поэтому король часто размышлял, почему дочери не во всём похожи на друг друга.

- Где из них какая? Докажите.

1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала.

+ 1. принцесса (какая?)получившая

2.принцесса, которая получила (глагол)

3. специфический –вш-

2. Принцесса Деепричастие, волнуясь, ждала отца.

+ 1. ждала (как?) волнуясь

2. дополнительный вопрос ждал (что делая?)волнуясь

3. специфический –я-

(чтобы учащиеся полностью почувствовали сказочную атмосферу можно использовать картины с изображением маленьких принцесс)

- Какие общие черты у причастия и деепричастия?

+ вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, т. о. причастие позаимствовало ещё и время.

- Но у них как у привилегированных особ есть няньки?

- Какие это части речи?

+ прилагательное у причастия, у деепричастия- наречие.

- Какие черты они позаимствовали у них?

+ причастие – форму, число, род, падеж.

+ деепричастие – неизменяемость.


(оформление доски с помощью заранее подготовленных табличек, которые появляются, когда дети называют тот или иной признак)


Глагол


причастие

деепричастие

П.п. Вид, время действительное

сострадательное

Н.п. форма, число, род, падеж

Вид морфологический

Неизменяемость признак


- Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни у отца, ни у своей няни.

- Что это за черта?

+ действительное или сострадательное

- Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе, тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались?

(- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)).

- А к какой деепричастие?(глаголу)

- Какими членами предложения являются сёстры?

+ причастие – определением, деепричастие – обстоятельством.


  1. Морфемный и морфологический разбор.


(дети работают на заранее заготовленных таблицах, то есть выполняют соответствующие вопросы)


Играла

Получившая

Волнуясь











Играла - глагол

Получившая - причастие

Волнуясь - деепричастие

1.Принцесса (что делала?) играла.

Н.ф играть

2. П.п несов.в., 1 спр., невозвр. переходн.

Н.п. в изъяв накл, пр.вр., ед.ч., ж.р.

3 Принцесса (что делала?) играла.


1.Принцесса (какая?) получившая.

Н.ф получивший

2. П.п действ., пр.вр., сов.в

Н.п.. ед.ч., ж.р. И.п

3 Принцесса (какая?) получившая

1.Ждала (как?) волнуясь.

Н.ф играть

2. Морф. призн., несов.в., неизм.

3 Ждала (как?) волнуясь


- По своему морфологическому составу принцесса Причастие богаче, чем её сестра. Докажите это.

+ У неё есть окончание, а у деепричастия нет.

- Почему?

+ неизменяемая часть речи

  1. Невидимый, нарастая, замирая, проносился, включаясь, восходящее, слышаться, проходившую .( морфемный разбор)

- В каком причастии нужно проверить гласную в суффиксе?

+ невидимый н.вр., 1 сп., н.ф., еть 1 спр, но искл 2 спр.

  1. сп., он видит

6.Правописание «н» и «нн» в разных частях речи .

(текст заготовлен заранее)


У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.

- Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …»

- Что с ней происходит?.

+ теряет одну Н.


Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН


У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.


  1. Пунктуационный разбор (деепричастный и причастный оборот.)

(текст заготовлен заранее)


А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.

Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.

Душа овеянная сладким сном спит (не)думая (ни)(о)чём (ни)чего (не)желая понять.


- Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их…

+ причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно.


А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.

Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.


- Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.)

+ олицетворение «море дышит».

+ «поднимается грудь его голубая» метафора.

+ «волны бьются о камень, играя» олицетворение.




  1. Правописание «не» с разными частями речи.



1. не думая ни о чём ничего не желая понять.

  1. невидимый дирижёр


необычную ни на что не походившую песню

неутомимые.


  1. Итог урока

Мы выполнили с вами, всё что запланировали. И прекрасное было в ваших чётких, логичных ответах, а чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. Который заключён в следующей пословице.

(Не)имея терпения, (ни)чему (не)научишься.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»

Автор: Соснина Марина Владимировна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "393780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487578146"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие"."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchitiel-nogho-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "256591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448185213"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства