kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с различными видами деятельности, очень насыщенный, дети активно включаются в работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе Имя существительное»

Урок русского языка в 6 классе: Обобщение по теме «Имя существительное»


Образовательная цель: усвоение изученного теоретического материала, отработка навыков правописания изученных орфограмм.

Задачи:

Образовательные: повторить и обобщить изученный материал, формировать метапредметные ЗУНы: выделять главное, сравнивать, обобщать, производить адекватную самооценку своей деятельности.

Развивающие: развивать положительную мотивацию когнитивных способностей (познавательного интереса), умения слушать и тактично оценивать других, развивать воображение, образность, выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к языку и культуру общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА

V. Графический диктант.

(слайд № 7)

– Мы уже говорили сегодня о несклоняемых существительных. Построим график и выполним задания графического диктанта. Определите род несклоняемых существительных и отметьте показатели на графике:

Пенальти, кофе, кашне, фойе, фрау, салями, конферансье, кенгуру, жюри, такси, кольраби, авеню.

(слайд №8)

– Соедините точки и сверьте свой график с эталоном.

Эталон:


М


С


Ж












- Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.


Вопросы к диктанту:

  1. Какая морфемная особенность у этих существительных? (Все слово – корень, окончания нет).

  2. А падежи у этих существительных есть? (Да, зависят от роли в предложении).


VI. Распределительный диктант с проверкой в парах.

– Представьте себе, что вы работаете в Особой гильдии мастеров, и вам надо распределить специалистов на две группы: в одну – с суффиксом –ЧИК-, другую – с суффиксом –ЩИК-.

Запишите еще по одному «своему» специалисту.

Слова для работы:

Извозчик, прицепщик, переписчик, перебежчик, объездчик, спорщик, сварщик, расфасовщик, прокатчик, асфальтщик.

Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Проверьте выполнение задания по шаблону

(слайд №9).

- ЧИК-

- ЩИК-

Извозчик

Прицепщик

Переписчик

Спорщик

Перебежчик

Сварщик

Объездчик

Расфасовщик

Прокатчик

Асфальтщик

Вопросы к диктанту:

  1. Каким способом образованы эти существительные? (суффиксальный).

  2. Какой суффикс из этих двух многозначный? (-чик- , например, стаканчик, лимончик).

Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.


VII. Физкульминутка.

(слайд №10)

– Начнем с такого упражнения: поднять и опустить рамена(плечи). Сделаем круговые движения для выи. А теперь поднимем горизонтально перед собой десницу, шую и выполним такое упражнение: персты сжать в длань, разжать, сжать – разжать. А теперь резко опустим и поднимем вежды, и так 5 раз. Вращаем очами несколько раз. На этом закончим физкультминутку.


Задания:

- Скажите, пожалуйста, почему некоторые задания вызывали у вас трудности?

- Как называются такие слова? (архаизмы).

- Запишите современные аналоги.

Рамена – плечи, выя – шея, десница – правая рука, шуя – левая рука, персты – пальцы, длань – ладонь, вежды – веки, очи – глаза.


VIII. Диктант на замену.

– Подберите к данным словам синонимы с НЕ:

Горе - …, ложь - …, враг - …, невоспитанный человек - …, необразованный человек- …

Проверьте себя.

(слайд №11).


Вопросы к диктанту:

  1. Каким способ образованы записанные вами слова? (приставочным, но не все!)

  2. Как называются слова «невежа» и «невежда»? (паронимы).

  3. Где проверяется знание паронимов? (на ЕГЭ)

  4. Как их отличать? (по значению).

  5. Какого рода эти слова? (общего).

Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.


VIII. Синтаксическая минутка.

– Мы повторили все основные сведения о существительном, осталась синтаксическая роль.

Разберем предложения (по 1 уч-ся у доски):


Безумству храбрых поем мы песню. (М.Горький) Виденное лучше сказанного. (Пословица)


Вопросы к заданию:

  1. Каким способом образованы существительные храбрых, виденное, сказанного? (переход)

(слайд №12)

  1. Я знаю такие субстантивированные прилагательные. А какие известны вам?


  1. Проверочный тест.

(слайд № 13)

– Мы повторили основной материал, изученный в 6 классе по теме «Имя существительное». Пришло время контроля. Это будет тест. Время на выполнение – 5 мин. Желаю успеха!


1 вариант.

1. Найдите лишнее слово: 1) Город 2) Кострома 3) Кутузов 4) Марс


2. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:

1) жить в роскоши 2) тюль для окон 3) едим картофель 4) повидло для яблок


3. Найдите разносклоняемое существительное: 1) часы 2) время 3) секунды 4) сутки


4. Найдите существительное женского рода: 1) ООН 2) кенгуру 3) кофе 4) пенальти


5. Найдите предложение с существительным общего рода: 1) Вся белешенька земля. 2) Саша учится в 6 классе. 3) Ручка пишет тонко. 4) Упало несколько капель.


6. Найдите неправильную грамматическую форму существительного: 1) падеж – падежов 2) туфля – пара туфель 3) яблоко – килограмм яблок 4) носок - пара носков


7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:

1) обычаи народов Испани.., мечтать о счасть.. 2) иду по дорожк.., в старинном здани.. 3) предметы мебел.., запечатлен на фотографи.. 4) цвета осен.., изображен на рисунк..


8. Какое прилагательное может употребляться в роли имени существительного:

1) ученый медведь 2) полярная ночь 3) тонкий колосок 4) личное местоимение


9. В каком словосочетании есть имя существительное в винительном падеже: 1) шел по шоссе 2) иметь алиби 3) играл на пианино 4) не было времени


10. Найдите предложение, в котором НЕ с существительным надо написать слитно:

1) (Не) работа сушит, а забота. 2) Хоть он и (не)вольник, а чувство собственного достоинства его никогда не покидало. 3) (Не) буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю.


2 вариант.

1. Найдите лишнее слово: 1) Ирина 2) Истра 3) Имя 4) Иркутск

2. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:

1) шампунь для детей 2) пара туфель 3) играет на рояле 4) чугунные рельсы

3. Найдите разносклоняемое существительное: 1) дорога 2) трасса 3) шоссе 4) путь

4. Найдите существительное женского рода: 1) РФ 2) кашпо 3) импресарио 4) колибри

5. Найдите предложение с существительным общего рода: 1) Древний Тбилиси – столица Грузии.

2) Сосед открывает калитку в сад. 3) Ваня не ябеда. 4) Вступила в строй новая ГЭС.

6. Найдите неправильную грамматическую форму существительного: 1) теленок - телят 2) туфля – пара туфель 3) апельсин – килограмм апельсинов 4) чулки - пара чулков

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:

1) родился в Дани.., поехал на поезд.. 2) разбирается в математик.., в окружени.. детей 3) участвовать в соревновани.., грелся на пригорк.. 4) в морской сол.., позвонил Лиди..


8. Какое прилагательное может употребляться в роли имени существительного:

1) строгий учитель 2) часовой механизм 3) твердый знак 4) светлое будущее


9. В каком словосочетании есть имя существительное в родительном падеже: 1) пересекал шоссе

2) взял кашпо 3) горит на табло 4) в здании кафе


10. Найдите предложение, в котором НЕ с существительным надо написать раздельно:

1) Иванов остановился в (не) решительности.

2) Ты сделал ошибку не из-за (не)знания, а из-за (не)внимательности.

3) (Не)правдой весь свет обойдешь, а назад не вернешься.

4) (Не) туман пугал Ежика, а одиночество и грусть.



(слайд №14)


Ключи к тесту:

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

2

1

2

1

3

1

2

2

2

3

2

4

1

3

4

4

2

4

4




Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.


- Посчитайте количество +. Это и будет вашей оценкой за урок.


(слайд №15)

X. Итог урока.

– Помог ли вам пройденный на уроке материал в решении теста?

– Достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой в начале урока?

– Что осталось повторить? (Разбор имени существительного как части речи).


(слайд №16)


XI. Домашнее задание: из упражнения 346 «Сизифов труд» разобрать 3 существительных как часть речи (из мифологии3, Зевсом3, в царстве3).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе Имя существительное

Автор: Нуреева Ольга Петровна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Обобщающий урок -сказка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(59) "obobshchaiushchiiurokskazkapotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "281032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453461819"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация для урока русского языка в 6 классе. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. "
    ["seo_title"] => string(123) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "127780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415374081"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка в 6 классе. Повторение по теме «Имя прилагательное». "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-povtorieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "192563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427472176"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства