– Мы уже говорили сегодня о несклоняемых существительных. Построим график и выполним задания графического диктанта. Определите род несклоняемых существительных и отметьте показатели на графике:
– Соедините точки и сверьте свой график с эталоном.
Эталон:
М
С
Ж
- Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.
Вопросы к диктанту:
Какая морфемная особенность у этих существительных? (Все слово – корень, окончания нет).
А падежи у этих существительных есть? (Да, зависят от роли в предложении).
VI. Распределительный диктант с проверкой в парах.
– Представьте себе, что вы работаете в Особой гильдии мастеров, и вам надо распределить специалистов на две группы: в одну – с суффиксом –ЧИК-, другую – с суффиксом –ЩИК-.
– Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Проверьте выполнение задания по шаблону
(слайд №9).
- ЧИК-
- ЩИК-
Извозчик
Прицепщик
Переписчик
Спорщик
Перебежчик
Сварщик
Объездчик
Расфасовщик
Прокатчик
Асфальтщик
Вопросы к диктанту:
Каким способом образованы эти существительные? (суффиксальный).
Какой суффикс из этих двух многозначный? (-чик- , например, стаканчик, лимончик).
Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.
VII. Физкульминутка.
(слайд №10)
– Начнем с такого упражнения: поднять и опустить рамена(плечи). Сделаем круговые движения для выи. А теперь поднимем горизонтально перед собой десницу, шую и выполним такое упражнение: персты сжать в длань, разжать, сжать – разжать. А теперь резко опустим и поднимем вежды, и так 5 раз. Вращаем очами несколько раз. На этом закончим физкультминутку.
Задания:
- Скажите, пожалуйста, почему некоторые задания вызывали у вас трудности?
Каким способом образованы существительные храбрых, виденное, сказанного? (переход)
(слайд №12)
Я знаю такие субстантивированные прилагательные. А какие известны вам?
Проверочный тест.
(слайд № 13)
– Мы повторили основной материал, изученный в 6 классе по теме «Имя существительное». Пришло время контроля. Это будет тест. Время на выполнение – 5 мин. Желаю успеха!
1 вариант.
1. Найдите лишнее слово: 1) Город 2) Кострома 3) Кутузов 4) Марс
2. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:
1) жить в роскоши 2) тюль для окон 3) едим картофель 4) повидло для яблок
3. Найдите разносклоняемое существительное: 1) часы 2) время 3) секунды 4) сутки
5. Найдите предложение с существительным общего рода: 1) Вся белешенька земля. 2) Саша учится в 6 классе. 3) Ручка пишет тонко. 4) Упало несколько капель.
6. Найдите неправильную грамматическую форму существительного: 1) падеж – падежов 2) туфля – пара туфель 3) яблоко – килограмм яблок 4) носок - пара носков
7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:
1) обычаи народов Испани.., мечтать о счасть.. 2) иду по дорожк.., в старинном здани.. 3) предметы мебел.., запечатлен на фотографи.. 4) цвета осен.., изображен на рисунк..
8. Какое прилагательное может употребляться в роли имени существительного:
9. В каком словосочетании есть имя существительное в винительном падеже: 1) шел по шоссе 2) иметь алиби 3) играл на пианино 4) не было времени
10. Найдите предложение, в котором НЕ с существительным надо написать слитно:
1) (Не) работа сушит, а забота. 2) Хоть он и (не)вольник, а чувство собственного достоинства его никогда не покидало. 3) (Не) буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю.
2 вариант.
1. Найдите лишнее слово: 1) Ирина 2) Истра 3) Имя 4) Иркутск
2. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:
1) шампунь для детей 2) пара туфель 3) играет на рояле 4) чугунные рельсы
3. Найдите разносклоняемое существительное: 1) дорога 2) трасса 3) шоссе 4) путь
5. Найдите предложение с существительным общего рода: 1) Древний Тбилиси – столица Грузии.
2) Сосед открывает калитку в сад. 3) Ваня не ябеда. 4) Вступила в строй новая ГЭС.
6. Найдите неправильную грамматическую форму существительного: 1) теленок - телят 2) туфля – пара туфель 3) апельсин – килограмм апельсинов 4) чулки - пара чулков
7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:
1) родился в Дани.., поехал на поезд.. 2) разбирается в математик.., в окружени.. детей 3) участвовать в соревновани.., грелся на пригорк.. 4) в морской сол.., позвонил Лиди..
8. Какое прилагательное может употребляться в роли имени существительного:
1) строгий учитель 2) часовой механизм 3) твердый знак 4) светлое будущее
9. В каком словосочетании есть имя существительное в родительном падеже: 1) пересекал шоссе
2) взял кашпо 3) горит на табло 4) в здании кафе
10. Найдите предложение, в котором НЕ с существительным надо написать раздельно:
1) Иванов остановился в (не) решительности.
2) Ты сделал ошибку не из-за (не)знания, а из-за (не)внимательности.
3) (Не)правдой весь свет обойдешь, а назад не вернешься.
4) (Не) туман пугал Ежика, а одиночество и грусть.
(слайд №14)
Ключи к тесту:
Вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
1
2
1
2
1
3
1
2
2
2
3
2
4
1
3
4
4
2
4
4
Если вы справились с заданием на «отлично», можете поставить напротив графика еще один +.
- Посчитайте количество +. Это и будет вашей оценкой за урок.
(слайд №15)
X. Итог урока.
– Помог ли вам пройденный на уроке материал в решении теста?
– Достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой в начале урока?
– Что осталось повторить? (Разбор имени существительного как части речи).
(слайд №16)
XI. Домашнее задание: из упражнения 346 «Сизифов труд» разобрать 3 существительных как часть речи (из мифологии3, Зевсом3, в царстве3).