Новый подход к представлению нового слова можно сформулировать следующим образом:
усиление обучающего эффекта,
интенсификация интеллектуального развития учащихся.
С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Данные упражнения составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которые обеспечивают возможности самостоятельного определения учащимися нового слова и занимательно-развивающий характер, предлагаемых заданий. У каждой группы есть свои отличительные, характерные черты. Задания видоизменяются и усложняются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к словарной работе на уроке»
Новые подходы к словарной работе на уроке
Харатян Светлана Игоревна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 г.Ноябрьска
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист Алексей Васильевич Текучев
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение и запоминание словарных слов, как быстро дети устают от многократного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Существует немало приемом работы над словарными словами, но, к сожалению, результаты не всегда соответствуют ожиданиям.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий аспект.
Каковы условия успешного запоминания?
Условия успешного запоминания:
Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.
Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из словарика, эта часть словарно-орфографической работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождение в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографической работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Существует технология словарно - орфографической работы, которая интегрирует эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций, включает использование игровых приёмов, что позволяет облегчить усвоение трудных слов.
Новый подход к представлению нового слова можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития учащихся. С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Данные упражнения составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которые обеспечивают возможности самостоятельного определения учащимися нового слова и занимательно-развивающий характер, предлагаемых заданий. У каждой группы есть свои отличительные, характерные черты. Задания видоизменяются и усложняются.
Первая группа упражнений развивают устойчивость, распределение и объем внимания, сообразительность, кратковременную произвольную память, речь.
1. Определить новое слово из словарика, расположив прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них:
Е..
М.
Д......
Е.....
В....
Ь.......
Д...
/искомое слово МЕДВЕДЬ/
2. Количество УКАЗАНИЙ УМЕНЬШАЕТСЯ.
Вы назовёте слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой, и самостоятельно установите последовательность букв нового слова /Какое слово прочитали и каким образом осуществили?/
В слове тетрадь, прямоугольники располагаются от высокого к низкому.
В слове отец - от низкого к высокому, и т.д.
Т а е р д т ь Ц т о е
/ТЕТРАДЬ/ /ОТЕЦ/
3. Ограниченное или полное отсутствие указаний учителя
Назовите два слова из словаря, с которыми познакомимся на уроке:
* * * *
О 3 А Б В Т Е Р А Д К
/ОБЕД, ЗАВТРАК/
Вывод: такие задания заставляют напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизуют интуицию, сообразительность, наблюдательность, развивают обоснованную речь.
Вторая группа упражнений предусматривает работу с символами, шифрами, кодами.
Слова зашифрованы с помощью чисел.
Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
шифр: 1 слово – 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1
2 слово – 3, 1, 5, 13, 4,7,10, 9, 8
/КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ/
2. Задания с частичными указаниями учителя: «Внимание! Посмотри на заданный шифр и ключ к нему»:
3 4 5 6 7 8 9 10
1 А М Н О Р К В У
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
Ключ: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3.
Разгадав ключ данного слова шифра, вы можете назвать слова, с которыми мы познакомимся на уроке. /искомое слово – СОЛОМА/
3. Замени цифры буквами алфавита и прочти слово из «Словаря»
2 10 13 6 20
/БИЛЕТ/
Вывод: упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и развивают интеллект учащихся.
Третья группа упражнений связывает искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.
1. Закрепление знаний по фонетике:
/зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные буквы в данной цепочке и вы узнаете слова с которым мы познакомимся/
П Б К Т Х Е Ш C Р Ч Ё Ш Щ З А
/искомое слово – БЕРЁЗА/
2. При изучении темы «Местоимение» /каждому местоимению соответствует буква; указанная в скобках; расположив в порядке изменения по падежам, вы узнаете слово/
3.Если цель повторение или обобщение, то уместно такое задание:
В следующем приеме сочетаются самые разнообразные виды деятельности: фонетический разбор, разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.
Например,
- первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове СОЛОМА;
- вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове ПЕСОК;
/соедини первые буквы слов, в которых пишется гласная а, и вы прочитаете новое словарное слово/
Выд . вить, аб . жур, б . лезнь, г . зета, л.стает,охр . нять, умн . жать, нагр . ждать.
/искомое слово – ВАГОН/.
Четвертая группа упражнений. В нее входят виды заданий, предусматривающие использование знаний по другим учебным дисциплинам:
1.Использование знаний по ИЗО (квадраты разных цветов, каждому квадрату соответствует определенная буква: мысленно расположи квадраты по цветам
радуги, вы прочтете искомое словарное слово).
Использование знаний по изобразительному искусству.
М А К Б О Й Н
Надо мысленно расположить квадраты по цветам радуги и найти слово (комбайн).
каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Пятая группа упражнений позволяет увеличить учебную инициативу и повышает интеллектуальную активность учащихся (на основе смысловой связи, определенной закономерности).
1. Если определить характер смысловой связи между словами в данных парах вы прочтете новое слово
м.г. зин – прод.вец,
б.льница -врач,
т.атр - .ктер,
космический к.рабль - ?. … /космонавт/
Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Как вы его определили?
Смысловая связь между словами: место работы – профессия. Искомое слово космонавт.
2. Внимательно посмотреть на данную запись:
в…сна город н…род
тр…ва угон ?
Для того, чтобы определить искомое слово, сначала надо узнать, каким способом образовано слово НАРОД. Для его составления использовались последние слоги первых двух слов верхней строки. Искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строки (вагон).
При выполнении такого типа заданий у школьников развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не только называют новое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
3. Применение ребуса.
/столица/ /дорога/ /пальто/ /ворона/ /пенал/
/сапоги/ /деревня/ /берёза/ /ученик/
дпоога Соапг
корова/ погода//сапог/ / русский /
4. Ответив на вопросы вы узнаете новые словарные слова.
З
.
.
Ц
П
.
.
.
Л
0
.
.
.
.
Ц
1. Кто живет в лесу?
2. В чём хранятся ручки и карандаши?
3. Какой овощ растёт на огороде?
Представление нового слова, а в частности его написания призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, может повысить эффективность словарно-орфографической работы, активность школьников, обеспечить на данном этапе его развивающую направленность.
Метод, который поможет справиться с данной проблемой, основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. К.Д.Ушинский точно подметил: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква в слове превратится в предмет. А в тетради появляются слова из привычных букв в сочетании с рисунком – буквой. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву будет интересно, весело, легко; ты становишься волшебником – ведь обычная буква, например «о», превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету, то в дорожный знак, то в солнышко, а то и воздушный шарик:
Вокзал корабль космос шоссе
вокруг однажды и т.д.
Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим или ассоциативным методом запоминания словарных слов. (Метод графических ассоциаций)
Эта картина легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.
На букве «о» легко нарисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно его порезать.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднение при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарное слово, но и развивает воображение.
Приемы «усиления» орфограммы в словарных словах.
Усилить орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной т.д.) на нее должно «поработать».
Некоторые способы «усиления» орфограммы:
1. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
Например,
блокнот – несколько листов бумаги;
помидор – в овоще живут два червячка: Пом и Дор;
шоколад – в слове живет сладкий «Шок» и напиток «Кола».
2. Составление ребусов.
Например,
о5 (опять)
40а (сорока)
3. Заучивание обобщенным способом.
Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова – «вешаю» на него и другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов.
Например, словарные слова урожай, огород, овощи, горох, морковь, огурец. Опорное слово – горох: семена этого овоща – горошины – походи на О.
На огороде собрали урожай овощей: гороха, моркови, огурцов.
Использование этимологического анализа словарного слова.
Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса.
Например,
Спасибо – когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов: «спаси (тебя) Бог», как исполненное благодарности пожелание.
Дежурный – по-французски «де жур» означает «на тот день».
Но учителю надо помнить, что существует процесс забывания и продумать систему повторения. Словарные слова легко запоминаются, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова, а объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».
Например, работа с группой слов, придумывание предложений:
1)Класс, суббота, русский – У нашего класса в субботу был русский язык.
2)Рисунок, сирень, улица – Мой рисунок называется «Сирень на улице».
Работа должна вестись слаженно, в хорошем темпе, в системе (из урока в урок). На этапе закрепления приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией.
Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.:до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.
Процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Например:
Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.
Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.
Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета,ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лото.
Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом , втором, третьем слоге.
Игра. Из каких слов выпали гласные? Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
Игра: Угадай слово.
Учитель показывает карточку, на которой написан первый слог нужного слова го (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало (..суда, ..реза, ..сква)
Игра. Собери слова.
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак,
Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т. д. По направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: Птицы, Овощи, Одежда, Животные.
Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
Игра. Кто больше придумает слов.
Л е с и ь г о а я т р
Игра. Расшифруй слова.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофер)
Буквы рассыпались.
К Ы Я З (язык) А З Я Ц (заяц) Т Е Р Е В (ветер) М О З О Р (мороз)
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. У детей совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Например:
От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
Ребята радостн.., календарь перикидн.., улица многолюдн.., береза кудряв…
Составьте слова по схемам: лис..а, …ник.
Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
Восстановите предложения. Какая часть слова поможет?
Мой папа дал объявление в (газета).
Найдите однокоренные слова.
Вокзал – городские ворота. Если город небольшой, в нем один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму, можно с вокзальной почты.
Морфологические упражнения.
Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.
Вставить предлоги.
Машина остановилась …… (дом).
Заяц быстро несся … (лес).
Ответьте одним словом.
Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Синтаксические упражнения.
Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение с этим словом.
Комната для занятий в школе.
Составьте предложение из слов: огород, растет, в картофель.
Выписать словосочетание со словарным словом.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
Составь предложение по схемам: Кто? ……что делают? …… в какие? ….. во что? (Воробьи собираются в шумные стайки.)
Лексические упражнения.
Дети объясняют значение слов как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.
Найди лишнее слово.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: Школа. Квартира.
К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
Игра. Кто как голос подает?
П.тух чирикает
С.рока лает
С.бака мычит
К.рова кукарекает
В.рона стрекочет
В.робей каркает
К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы.
Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.
М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону леса.
9. В данный текст вставьте наиболее подходящие, сходные по значению слова: плескаться, литься, лить.
Волны тихо ……у берега .
Молоко…….. из ведра .
Рабочий продолжает …… сталь .
10. Объясните значение выделенных слов.
И в светлицу входит царь стороны той государь.
И царевна очутилась в светлой горнице.
11. Знаешь ли ты?
Знаешь ли ты происхождение слова библиотека?
12. Это интересно!
Как появилось в нашем языке слово агроном?
13. Когда так говорят?
Исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте, медведь на ухо наступил.
14. Вставить слова.
Трактор, шумел как ….. . С треском повалилась осина, будто …. .
Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
Результатом всей работы является учет-контроль. Его цель - проверить правильность написания изучаемых слов в письменной работе. Наиболее распространенным видом письменных работ являются диктанты.
Совершенно очевидно, что успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главным из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторяемости).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных тем программ.
3. Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия.
4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Работа над словарем – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Есть множество разных педагогических технологий, каждый педагог выберет ту, которая будет, по его мнению, более эффективна к учащимся его класса, учитывая возрастные особенности, особенности памяти, мышления, внимания.
Но все мы должны придерживаться одного - начинать день, урок в хорошем настроении, с улыбки. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться не должен открывать магазин». Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.
На этапе закрепления словарных слов даю ученикам задание, составить предложение, используя как можно больше изученных на уроке словарных слов. Читаю предложение ученика: «Я играл на пианино, дверь открылась, и в неё вошёл конь в пальто». В классе взрыв смеха, но задание выполнено правильно. Хорошее, позитивное настроение обеспечено до конца урока.