kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Норма как правильное употребление в речи языковых единиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан по учебнику С.И. Львовой с учётом требований ФГОС. Методическая система, заложенная в учебнике, нацелена на освоение богатства языка путём систематического наблюдения за языковыми фактами и речевыми явлениями. Данный урок является из звеньев, связывающих работу пятиклассников таким образом, чтобы различные факты языка и речевые явления, соответствие устной и письменной речи языковым нормам сиали объектом постоянного внимания не только на уроках, но и вне школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Норма как правильное употребление в речи языковых единиц»



Поурочное планирование


Предмет Русский язык

Класс 5

ФИО учителя Нырова Ольга Владимировна

Тема: Норма как правильное употребление в речи языковых

единиц

Дата: 13 ноября 2012 года

Цели:

  1. Предметные:

- дать понятие о культуре речи как

особом разделе лингвистики и формировать

представление о языковых нормах как правилах

использования в речи языковых средств;

- формировать представление об основных требованиях

к речи: правильность, точность, ясность, чистота,

выразительность.

  1. Метапредметные:

- показать важность качества речи;

- развивать познавательные УУД: поиск информации,

её обобщение, обработка и систематизация;

- развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли; точно, правильно, логично

и выразительно излагать свою точку зрения.

3. Личностные:

- осознание эстетической ценности русского языка,

культуры речи.

Фундаментальный образовательный объект: нормы современного русского литературного языка


Оборудование: Учебник «Русский язык», 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. –

9-ое изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.; мультимедийный экран


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать детей на познавательную деятельность


Всем известно, что мы – способные ученики!

Любая тема нам по плечу.

С проблемой справимся любой –

Ведь мы – исследователи, друг мой!




2. Определение объекта исследования, задач, и проблемы урока

- Ребята, откройте тетради, запишите дату.


УУД регулятивные


- Сегодня мы продолжаем говорить о качестве хорошей речи, а для того, чтобы её освоить, необходимо овладеть … (ученики продолжают мысль учителя: знать правила, владеть нормами языка…)

- Правильно, необходимо иметь представление о нормах, действующих в современном русском языке, предупреждать и исправлять их нарушения.

Итак, запишите тему урока, которую вы сами сформулировали: Норма как правильное употребление в речи языковых единиц.

- Ребята, домашнее задание содержало в себе устное задание. Давайте проверим, как вы справились с ним.

(Ученики объясняют высказывание Алексея Николаевича Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслит кое-как: неточно, приблизительно, неверно»).


3. Теоретическая работа учащихся


УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные


- Ребята, как вы понимаете смысл выражения культура речи?

- Что устанавливают орфоэпические нормы?

- Что регулируют пунктуационные нормы?

- Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы?

- Что регулируют лексические нормы?


4. Исследовательская работа учащихся в группах.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

- Ребята, сейчас каждая группа получит задание, в котором вам рекомендуется отредактировать текст, сделать его более выразительным.

(Ученики объединяются в четыре группы)


Текст 1.

Я хотел побывать в лесу. Этот лес густой и частый. Но я был уверен, что не заблужусь в нём без компаса.

Погода была дождливая и ветреная. Из-за дождя прогулка не состоялась






Текст 2.

В моём портфеле лежали книги, тетради, карандаши, бутерброд с колбасой и другие школьные принадлежности. Он удобный и вместительный.

Ещё мне нравится учиться в школе.


Текст 3.

В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок. Она большая, чистая, потому что я её чищу часто. Хомячку в ней удобно.

Я собираюсь разводить хомячков, потому что это увлекательное занятие.


Текст 4.

Летом я с папой и мамой поехали в санаторий. На всякий случай я взял с собой тёплые вещи: свитер, рубашку с длинным рукавом, шерстяные носки, плавки и ласты. Я долго мечтал о нём., ведь он находится на берегу Чёрного моря.


Чтение отредактированных текстов. Корректирование.


5. Физическая минутка ( на доске написаны слова, в которых выделена гласная буква, обозначающая ударение в слове, если ударение выделено неправильно, то дети должны подпрыгнуть, если верно выделена гласная, обозначающая ударенный звук, то дети должны хлопнуть в ладоши над головой)


6. Практическая часть


Слайд № 2. Задание: оцените примеры с позиции «правильно» - «неправильно». Каким словариком вы должны пользоваться, выполняя эту работу? Исправьте ошибки. Произнесите слова правильно.

Красивше, [тэ]рмин, много апельсин, положьте, шоферА, алфАвит, гололёдица, значИмый, много носок, не ложите на стол локти.


7. Вслед за автором


1) Выполнение упражнения № 213 в рабочих тетрадях. Записать предложения в исправленном виде.

2) Прочитать диалог, представленный в упр. № 212 в исправленном виде.








8. Нормы построения текста

- Ребята, с какими нормами построения текста вы сталкивались сегодня на уроке, для того чтобы отредактировать текст? (Ответ: орфоэпические, орфографические, грамматические, лексические нормы).


9. Домашнее задание

УУД: познавательные, регулятивные, личностные

Параграф № 20, упр. № 218


10. Подведение итогов, оценки за урок, рефлексия

УУД: коммуникативные, регулятивные

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Трудно ли было редактировать тексты? Какие задания были наиболее интересными? Какие вызвали затруднения?

Ответы на эти вопросы занесите в оценочный лист, который лежит у вас на парте.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Норма как правильное употребление в речи языковых единиц

Автор: Нырова Ольга Владимировна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа  кружка по русскому языку " Понемногу о многом" "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-russkomu-iazyku-poniemnoghu-o-mnoghom"
    ["file_id"] => string(6) "134182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416679101"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Влияние мультфильмов на речь  младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(53) "vliianiie-mul-tfil-mov-na-riech-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402423399"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства