Норма как правильное употребление в речи языковых единиц
Норма как правильное употребление в речи языковых единиц
Урок русского языка разработан по учебнику С.И. Львовой с учётом требований ФГОС. Методическая система, заложенная в учебнике, нацелена на освоение богатства языка путём систематического наблюдения за языковыми фактами и речевыми явлениями. Данный урок является из звеньев, связывающих работу пятиклассников таким образом, чтобы различные факты языка и речевые явления, соответствие устной и письменной речи языковым нормам сиали объектом постоянного внимания не только на уроках, но и вне школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Фундаментальный образовательный объект: нормы современного русского литературного языка
Оборудование: Учебник «Русский язык», 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. –
9-ое изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.; мультимедийный экран
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать детей на познавательную деятельность
Всем известно, что мы – способные ученики!
Любая тема нам по плечу.
С проблемой справимся любой –
Ведь мы – исследователи, друг мой!
2. Определение объекта исследования, задач, и проблемы урока
- Ребята, откройте тетради, запишите дату.
УУД регулятивные
- Сегодня мы продолжаем говорить о качестве хорошей речи, а для того, чтобы её освоить, необходимо овладеть … (ученики продолжают мысль учителя: знать правила, владеть нормами языка…)
- Правильно, необходимо иметь представление о нормах, действующих в современном русском языке, предупреждать и исправлять их нарушения.
Итак, запишите тему урока, которую вы сами сформулировали: Норма как правильное употребление в речи языковых единиц.
- Ребята, домашнее задание содержало в себе устное задание. Давайте проверим, как вы справились с ним.
(Ученики объясняют высказывание Алексея Николаевича Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслит кое-как: неточно, приблизительно, неверно»).
- Ребята, сейчас каждая группа получит задание, в котором вам рекомендуется отредактировать текст, сделать его более выразительным.
(Ученики объединяются в четыре группы)
Текст 1.
Я хотел побывать в лесу. Этот лес густой и частый. Но я был уверен, что не заблужусь в нём без компаса.
Погода была дождливая и ветреная. Из-за дождя прогулка не состоялась
Текст 2.
В моём портфеле лежали книги, тетради, карандаши, бутерброд с колбасой и другие школьные принадлежности. Он удобный и вместительный.
Ещё мне нравится учиться в школе.
Текст 3.
В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок. Она большая, чистая, потому что я её чищу часто. Хомячку в ней удобно.
Я собираюсь разводить хомячков, потому что это увлекательное занятие.
Текст 4.
Летом я с папой и мамой поехали в санаторий. На всякий случай я взял с собой тёплые вещи: свитер, рубашку с длинным рукавом, шерстяные носки, плавки и ласты. Я долго мечтал о нём., ведь он находится на берегу Чёрного моря.
5. Физическая минутка ( на доскенаписаны слова, в которых выделена гласная буква, обозначающая ударение в слове, если ударение выделено неправильно, то дети должны подпрыгнуть, если верно выделена гласная, обозначающая ударенный звук, то дети должны хлопнуть в ладоши над головой)
6. Практическая часть
Слайд № 2. Задание: оцените примеры с позиции «правильно» - «неправильно». Каким словариком вы должны пользоваться, выполняя эту работу? Исправьте ошибки. Произнесите слова правильно.
Красивше, [тэ]рмин, много апельсин, положьте, шоферА, алфАвит, гололёдица, значИмый, много носок, не ложите на стол локти.
7. Вслед за автором
1) Выполнение упражнения № 213 в рабочих тетрадях. Записать предложения в исправленном виде.
2) Прочитать диалог, представленный в упр. № 212 в исправленном виде.
8. Нормы построения текста
- Ребята, с какими нормами построения текста вы сталкивались сегодня на уроке, для того чтобы отредактировать текст? (Ответ: орфоэпические, орфографические, грамматические, лексические нормы).
9. Домашнее задание
УУД: познавательные, регулятивные, личностные
Параграф № 20, упр. № 218
10. Подведение итогов, оценки за урок, рефлексия
УУД: коммуникативные, регулятивные
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Трудно ли было редактировать тексты? Какие задания были наиболее интересными? Какие вызвали затруднения?
Ответы на эти вопросы занесите в оценочный лист, который лежит у вас на парте.