- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «Слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока – слайд № 2).
Лингвистическая разминка « Да-нетка »
- Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нетка». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет».. Задавайте мне вопросы.
1.Это правило мы учили в 5 классе?- Да.
2.Это правило о правописании слов?- Нет.
3.Это правило о частях речи?- Да.
4.Это правило об имени существительном?- Да.)
Актуализация знаний учащихся
- А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками
Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.
Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант. ( Слайд № 3).
Прочитайте внимательно слова.
Задание: разделите слова на две группы по частям речи.
(обучащиеся выполняют задание).
1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).
2.Назовите существительные.
3.Назовите глаголы.
4.Как пишется не с глаголом.
(Слайд № 4).
IV. Объявление темы и цели урока.
- Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.
- предлагаю вам выполнить словарную работу.
Ребята, а кто такие невежа и невежда?Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 6).
- Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.
- А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).
V. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).
- Правильно! Вот мы и вывели первое правило.
Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:
не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.
- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не.
Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает грамматическую сказку Ф.Кривина. (См. приложение № 2.)
- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
- Как они пишутся с не?
- Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть?
- Почему?
VI. Исследовательская работа (См. приложение № 3).
- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос:«При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы : ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад.
- Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос.
А вот пути решения у вас могут быть разные:
1)Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна.
2)Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка.
3)Если - с красным, то в помощь тебе даётся учебник.
Внимание! На мониторе - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 7).
Обсуждение итогов исследовательской работы
- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
1группа. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.)
2 группа. Приведите примеры.
3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).
4группа. Приведите примеры.
- Кто смог придумать свои примеры?
Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с. 95, п.43).
Прочитаем правило вслух.
- К правильным выводам мы пришли?
VII. Систематизация знаний с помощью алгоритма
- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему.
Для этого используем алгоритм. (Слайд № 8).
Применение алгоритма на практике
- Попробуем применить его в работе. (На доске даны предложения).
- Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.
(Не) счастье, а беда подстерегала товарищей.
Каждая (не) удача прибавляет ума.
(Не) вежество – орудие невежды.
Тест на первичное усвоение материала по теме
«Не с существительными»
- А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности.
Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест.
Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А.
- Закончили работу. Проверьте себя.
- Кто правильно выполнил всю работу?
- Кто сделал одну ошибку?
- Значит, нам ещё есть над чем работать.
3. Творческая работа
- Сейчас нам предстоит творческая работа, которую мы начнём со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера . (Учитель выразительно читает стихотворение).
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса.
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо-
Не скудела в наши дни.
- Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом.
Вот мы сейчас и попробуем создать собственный текст.
Задание: написать сочинение-миниатюру или отдельныепредложения (на выбор) на тему «Как вести беседу?»
Используйте в своей работе опорные слова, данные в задании. (Слайд № 10).
Проверка выполнения творческого задания.
1) Прочитайте своё сочинение.
2) Кто придумал предложения?
3) Как вы написали слова сне?
X. Рефлексия
Делаем вывод.
1)Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно).
2)Дайте полный ответ на этот вопрос.
XI.Оценивание
-Спасибо за работу, уважаемые коллеги. Урок закончен. Удачи в учёбе!
План ответа на вопрос «Что такое имя существительное?»
Что такое имя существительное?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Что ты можешь сказать о роде существительных?
Как изменяются существительные?
Какими членами предложения могут быть?
Опорная карточка к ответу на вопрос «Что такое имясуществительное?»
(уровень А)
Имя существительное-это часть речи, которая обозначает …
и отвечает на вопросы…?...?
2.Имена существительные относятся к …, … и … роду.
Изменяются по … и … .
3.В предложении бывают …, … и … .
Приложение № 2
Грамматическая сказка
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…
Вежды глубоконавиделисвоего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды,поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..
Приложение № 3
Тема «Не с существительными»
Исследовательское задание (уровень А)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При какомусловии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде).
Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Тема «Не с существительными»
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?
Впереди был неприятель(враг).
Друг познаётся в несчастье(беде).
Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В помощь тебеопора-напоминание:
неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Тема «Не с существительными»
Исследовательское задание (уровень В)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
Впереди был неприятель(враг).
Друг познаётся в несчастье(беде).
Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3.Попробуй привести свои примеры.
Лист контроля (заполняет оформитель)
Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................
Например:………………………………………………………………
Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….
Например: ………………………………………………………………
Приложение № 4
Тест на первичное усвоение материала
по теме «Не с существительными»
А1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Полная (не)лепица.
Причины (не)успеваемости.
А2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
А3 Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
БНе с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
ВНес существительными пишется раздельно.
Учение - красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Приложение № 5
Творческое задание (по выбору)
Составь связный текст (2-3 предложения) или 2-3 отдельных предложения на тему «Как вести беседу»,используя опорные слова: