kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Не с существительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не с существительными»

Цели:

  1. Познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

  2. Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

  3. Повторить сведения об однородных членах .



Задачи урока:

  1. развивать коммуникативные умения, а именно:

- формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;

- осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;

- создавать собственные тексты на заданную тему;

- активно слушать художественную речь;



  1. формировать лингвистическую и языковую компетенцию:

- знать правило о правописании не с существительным;

- уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;

- повторить орфограмму «Не с глаголом», правило об имени существительном;

  1. воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.



Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.



Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, опорные карточки, тест, файлы с исследовательским заданием.





















Ход урока



  1. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «Слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока – слайд № 2).



  1. Лингвистическая разминка « Да-нетка »

- Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нетка». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет».. Задавайте мне вопросы.

1.Это правило мы учили в 5 классе?- Да.

2.Это правило о правописании слов?- Нет.

3.Это правило о частях речи?- Да.

4.Это правило об имени существительном?- Да.)

  1. Актуализация знаний учащихся

- А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками 

Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.

Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант( Слайд № 3).

Прочитайте внимательно слова.

Задание: разделите слова на две группы по частям речи.

(обучащиеся выполняют задание).

1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).

2.Назовите существительные.

3.Назовите глаголы.

4.Как пишется не с глаголом.

(Слайд № 4).









IV. Объявление темы и цели урока.

- Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.

- предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

Давайте уточним. (Слайд № 6).

- Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.

- А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).

V. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

- Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:

не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.

- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не.

Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает грамматическую сказку Ф.Кривина. (См. приложение № 2.)

- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

- Как они пишутся с не?

- Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть?

- Почему?

VI. Исследовательская работа (См. приложение № 3).

- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос:«При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы : ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад.

- Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос.

А вот пути решения у вас могут быть разные:

1)Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна.

2)Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка.

3)Если - с красным, то в помощь тебе даётся учебник.

Внимание! На мониторе - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 7).



Обсуждение итогов исследовательской работы

- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

1группа. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.)

2 группа. Приведите примеры.

3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

4группа. Приведите примеры. 

- Кто смог придумать свои примеры?

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с. 95, п.43).

Прочитаем правило вслух.

- К правильным выводам мы пришли?

VII. Систематизация знаний с помощью алгоритма

- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему.

Для этого используем алгоритм. (Слайд № 8).

  1. Применение алгоритма на практике



- Попробуем применить его в работе. (На доске даны предложения).

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

  1. (Не) счастье, а беда подстерегала товарищей.

  2. Каждая (не) удача прибавляет ума.

  3. (Не) вежество – орудие невежды.

  1. Тест на первичное усвоение материала по теме

«Не с существительными» 

- А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности.

Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест.

Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А.

- Закончили работу. Проверьте себя.

- Кто правильно выполнил всю работу?

- Кто сделал одну ошибку?

- Значит, нам ещё есть над чем работать.





3. Творческая работа 

- Сейчас нам предстоит творческая работа, которую мы начнём со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера . (Учитель выразительно читает стихотворение).

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо-

Не скудела в наши дни.

- Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом.

Вот мы сейчас и попробуем создать собственный текст.

Задание: написать сочинение-миниатюру или отдельные предложения (на выбор) на тему «Как вести беседу?»

Используйте в своей работе опорные слова, данные в задании.  (Слайд № 10).

Проверка выполнения творческого задания.

1) Прочитайте своё сочинение.

2) Кто придумал предложения?

3) Как вы написали слова с не?

X. Рефлексия

Делаем вывод.

1)Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно).

2)Дайте полный ответ на этот вопрос.

XI.Оценивание

-Спасибо за работу, уважаемые коллеги. Урок закончен. Удачи в учёбе! 



XII. Домашнее задание: п.43, правило; упражнение 242.





























































Приложение № 1



План ответа на вопрос «Что такое имя существительное?»

  1. Что такое имя существительное?

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Что ты можешь сказать о роде существительных?

  5. Как изменяются существительные?

  6. Какими членами предложения могут быть?





Опорная карточка к ответу на вопрос «Что такое имя существительное?»

(уровень А)

  1. Имя существительное-это часть речи, которая обозначает …

и отвечает на вопросы…?...?

2.Имена существительные относятся к …, … и … роду.

Изменяются по … и … .

3.В предложении бывают …, … и … .





Приложение № 2



Грамматическая сказка



В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..





Приложение № 3



Тема «Не с существительными»



Исследовательское задание (уровень А)



1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»



2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?



Впереди был неприятель (враг).



Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.



Не счастье, а беда подстерегала путников.



3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.







Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень Б)



1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»



2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?



Впереди был неприятель (враг).



Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.



Не счастье, а беда подстерегала путников.




3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).



Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень В)



1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»



2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»



Впереди был неприятель (враг).



Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.



Не счастье, а беда подстерегала путников.




3.Попробуй привести свои примеры.





Лист контроля (заполняет оформитель)



Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................

Например:………………………………………………………………





Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….

Например: ………………………………………………………………





Приложение № 4

Тест на первичное усвоение материала

по теме «Не с существительными»



А1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.

  2. Причины (не)успеваемости.

А2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.

  2. (Не)знание предмета.

  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А3 Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.

  2. Говорить (не)правду некрасиво.

  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.

  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.

  2. Сила с (не)правдою не уживаются.

  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.



Приложение № 5



Творческое задание (по выбору)



Составь связный текст (2-3 предложения) или 2-3 отдельных предложения на тему «Как вести беседу», используя опорные слова:

(не)точность в выражении мыслей,

(не)приветливость в обращении,

слово - (не)воробей…



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Не с существительными

Автор: Прохорова Оксана Александровна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тесты Набор контролирующих карт тестового характера по модулю "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiesty-nabor-kontroliruiushchikh-kart-tiestovogho-kharaktiera-po-moduliu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "100497"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402382072"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка на тему: " Три типа сколонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-tipa-skolonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "241029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445171810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства