Просмотр содержимого документа
«Не с деепричастиями»
Тема: Правописание НЕ с деепричастиями.
Цель: 1). Закрепить полученные знания о деепричастиях.
2). Усвоить правописание НЕ с деепричастиями.
Оборудование: проектор, доска, учебник, мел.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин.)
Фронтальный опрос с проверкой домашнего задания И ЗАКРЕПЛЕНИЕМ ЗНАНИЙ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.
Какую часть речи мы с вами изучаем?
Что такое деепричастие?
Грамматические признаки каких частей речи унаследовало деепричастие?
Как образуются деепричастия несовершенного вида? (от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида + А, Я; Учи, Ючи глагол быть)
Как образуются деепричастия совершенного вида? ( от основ неопределённой формы глагола совершенного вида + -в,-вши, -ши; от основы простого будущего времени с –а, -я, услыша, прочтя).
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ. УПРАЖНЕНИЕ 179. Нужно было образовать деепричастия совершенного вида. Были ли какие-нибудь трудности. Проверим первых 10 деепричастий. Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим закреплять наши знания о деепричастии. Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число (Семнадцатое декабря. Классная работа).
А сейчас внимание на слайд. Поиграем в игру «Распознай свою пару». На слайде в 1 и 2 столбике – глаголы, образующие видовые пары, а в 3,4 –деепричастия. Ваша задача: найти деепричастие, которое образовано от глагола. Что нужно прежде сделать? (Определить вид глагола).
Задание выполняется по рядам: 1 ряд – 1-2 строка; 2ряд – 3-4; 3 ряд- 5-6.
А сейчас проверим правильность выполнения. Внимание!
Ребята, а теперь давайте вспомним, что такое деепричастный оборот. Напомните мне, пожалуйста, формулу ДО.
В чём особенность пунктуации?
Ребята, снова внимание на доску. Предлагаю вам выполнить тест на нахождение причастного и деепричастного оборотов. Выполняется по вариантам. 1 вариант – причастные обороты; 2 вариант – деепричастные обороты.
ПРОВЕРЯЕМ ДОМАШНЕЕ УПРАЖНЕНИЕ 182.
3 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Ребята, прочитайте ещё раз предложение: НЕ УЗНАВ ГОРЯ, НЕ УЗНАЕШЬ И РАДОСТИ.
Найдите в предложении глагол и деепричастие. Что общего вы заметили?
Вывод: не с деепричастиями пишется раздельно. (ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР). Ребята, записываем в тетради тему нашего урока. Попытайтесь сформулировать её сами. (ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ).
ВЫПОЛНЯЕМ УПРАЖНЕНИЕ №170. ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ. О ЧЁМ ОНИ? ТЕМА? ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕРАССМАТРИВАЕМ ВМЕСТЕ. Дальше по вариантам и у доски 4 ученика. Выделяем деепричастные обороты.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
ЧТЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. ЗАДАЧА: выписать деепричастия с НЕ и обозначить орфограмму.
Не поворчав, кошка куска не съест.
Не видевши медведя, следов его не бойся.
Не проверивши слуха, не доноси его до чужого уха.
Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью
Говорить не думая – что стрелять не целясь.
Сколько всего деепричастий выписали? (7) (не поворчав, не видевши, не проверивши, не будучи, не обладая, не думая, не целясь).
ВЫВОД: КАК ВЫ НАПИСАЛИ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ?
РЕБЯТА, А БЫВАЮТ ЛИ СЛУЧАИ СЛИТНОГО НАПИСАНИЯ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ? (Да, когда слово без не не употребляется).
Ребята, вам было дано на дом повторить правописание не с различными частями речи. Помните? Проверим, как вы это сделали.
СЕЙЧАС Я ПРОЧИТАЮ СКАЗКУ СЕМИКЛАССНИКА АНДРЕЯ ГАНЦЕВА « О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»
ЗАДАЧА: ПОХОДУ ЧТЕНИЯ ВЫПИСАТЬ ВСЕ СЛОВА С НЕ И ОБЪЯСНИТЬ СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ. Что мы должны в первую очередь сделать? (определить часть речи).
(нетерпимым = суровым; не даст (глагол); не гасите (глагол), не уходя (деепр.), не отвечай, не думая, немедленно (нар. =быстро, сразу),не написав, невнимательно (рассеянно), никогда (нар),не проверяй, негодуя (не употр.), невоспитанную (прил. =грубую).
ИТОГ УРОКА. Ребята, что нового мы сегодня на уроке узнали? Вы испытывали трудности при выполнении упражнения? Как вы оцениваете свою работу на уроке?