Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Цели урока: I Специальные:
Познавательные: 1) познакомить с правописанием не с существительными, обратить внимание на условия выбора слитного или раздельного написания; 2) повторить сведения о правописании не с глаголами; повторить правописание личных окончаний глаголов и падежных окончаний имен существительных, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, корней –лаг- (-лож-), повторить понятие синонимы, 3) пропедевтически познакомить с правописанием не с прилагательными, 4) расширить лексический запас учащихся.
Практические: 10 формировать умение правильно писать не с существительными; учить различать не - приставку, не - частицу, не - часть корня; 2) учить правильно обозначать изученную орфограмму; 3) учить правильному употреблению слов в речи.
II Общепредметные:
1)развивать внимание, мышление; 2) формировать нравственные общечеловеческие ценности, воспитывать внимание к слову в процессе чтения; 3) учить работать со словарями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Не с существительными. »
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Не с существительными.
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Цели урока: I Специальные:
Познавательные: 1) познакомить с правописанием не с существительными, обратить внимание на условия выбора слитного или раздельного написания; 2) повторить сведения о правописании не с глаголами; повторить правописание личных окончаний глаголов и падежных окончаний имен существительных, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, корней –лаг- (-лож-), повторить понятие синонимы, 3) пропедевтически познакомить с правописанием не с прилагательными, 4) расширить лексический запас учащихся.
Практические: 10 формировать умение правильно писать не с существительными; учить различать не - приставку, не - частицу, не - часть корня; 2) учить правильно обозначать изученную орфограмму; 3) учить правильному употреблению слов в речи.
II Общепредметные:
развивать внимание, мышление; 2) формировать нравственные общечеловеческие ценности, воспитывать внимание к слову в процессе чтения; 3) учить работать со словарями.
Оборудование: учебник (Русский язык 6класс Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 31 изд., - М.: Просвещение, 2009), «светофоры», сигнальные карточки, таблица.
Ход урока
I Организационный момент
1) Приветствие.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Работа с числом.
-Запишите в тетради.
Десятое ноября.
Классная работа.
-Найдите орфограммы в словах десятое и ноября. (Безударные гласные в корне). Сравните их. Объясните правописание. (Десятое - десять, ноября – ноябрь, о – непроверяемая ударением безударная гласная).
-Какой раздел языкознания мы изучаем? (Морфология и орфография).
-Какую часть речи изучаем? (Имя существительное).
-Назовите имена существительные в написанном. (Ноября, работа).
-Один ученик работает у доски по карточке, с остальными мы проверим домашнее задание. Упражнение 234. (Задание: выписать слова с пропущенными буквами, обозначить орфограммы на месте пропусков, слова освобождению, пароходе, течение разобрать как часть речи).
Способ проверки: орфография – самопроверка по контрольной карте; разбор слова как часть речи – устно (на доске таблица с планом разбора) – 3-и ученика.
Контрольная карта
Протекает (течь), впадает (падать), районами, торговым (торг), расположились, произошла, положившая, каналом, столицу, пролегает (лег), долине (дол), значительно (значить).
-Объясните правописание слов, в которых допущены ошибки. Обратите внимание на происхождение слова столица.
Столица (историч. столица, от стол, в значении трон, престол, стольный град) – главный город государства.
-Задайте дополнительные вопросы по изученному материалу темы «Имя существительное» ребятам, которые устно выполняли морфологический разбор имен существительных из домашнего упражнения. ( Если возникает затруднение в ответе, вопрос переадресовывается всему классу).
Не был, ненавидеть, негодовать, не хочу, недоумевать, не была, неволить, не врет, не мог, недомогать, не забыть, нездоровится, не ест, неистовствовать.
IV Изучение нового материала
-Переходим к изучению нового материала. Прочитайте предложение на доске. Откуда взяты строки?
А народ – то над ним насмехался:
«Поделом тебе, старый (не)вежа». (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
-Найдите в предложении глагол. (насмехался)
-Произнесите его правильно. (не надсмехался)
-Определите часть речи слова (не)вежа. (имя существительное)
-Кого называют невежей?
Работа со словарем (С.И. Ожегов Словарь русского языка)
Невежа – малообразованный, малосведущий человек.
Не путайте со словом невежда.
-Определите часть речи слова (не)вежда. (имя существительное)
-Как написать не с этими словами, слитно или раздельно и почему? На эти вопросы мы ответим чуть позже, изучив тему сегодняшнего урока.
Материал для наблюдения на доске
неряха
невольник
невезение
нездоровье Не здоровье, а болезнь.
несчастье Не счастье, а горе.
-Прочитайте. Что общего в этих словах? (имена существительные с не)
-Как можно написать не с существительными? (и слитно, и раздельно)
Наша цель: познакомиться с закономерностями в правописании не с существительными.
-Чем является не в словах 1-го столбика? Обозначьте приставку графически.
-Употребляются ли слова неряха и невольник без не?
-Что значит невезение? Замените это слово близким по значению выражением.
(отсутствие везения)
-Что значит нездоровье? Несчастье? Замените эти слова синонимами без не.
(болезнь), (горе)
-Подумайте, когда же не с существительными будем писать слитно?
Образец записи на доске
неряха (не употребляется без не)
невольник (не употребляется без не)
невезение (отсутствие везения)
нездоровье (болезнь) Не здоровье, а болезнь.
несчастье (горе) Не счастье, а горе.
-Обратимся к примерам 2-го столбика. Как написаны не с существительными?
-Как вы думаете, что является условием раздельного написания не с существительными?
Обозначьте графически. Сформулируйте правило о правописании не с существительными.
-Прочитайте правило в учебнике на с.100. (чтение правила вслух 2-а раза)
-Вернемся к словам (не)вежа и (не)вежда. Объясните правописание не с этими существительными. (невежа от истор. ведать - знать, невежда ж//жд) Эти слова без не не употребляются.
На доске записаны предложения. Прочитайте их. Найдите существительные с не. Сравните. Объясните разницу в правописании. Еще раз сделайте вывод, что является условием раздельного написания не с существительными?
Не везение, а труд и воля приведут к успехам в учении.
Невезение преследовало меня, но труд и воля привели к успехам в учении.
V Формирование умений и навыков
1) Устный орфографический разбор.
(Слова грамотно написаны на доске).
Неприятель; ненастье; не здоровье, а болезнь; неволя; нелепость; не внимательность, а рассеянность.
(Правописание 3-х слов объясняет учитель, обозначая орфограмму графически).
Образец рассуждения:
«Неприятель – слово можно заменить синонимом без не – враг, поэтому пишем слитно, не в этом слове приставка.
Ненастье – слово без не не употребляется, поэтому пишем слитно, не в этом слове часть корня.
Не здоровье, а болезнь – не отрицательная частица, есть противопоставление с союзом а, поэтому не пишем раздельно».
-С места объясните по образцу правописание следующих слов. (Учитель обозначает орфограмму графически).
Образец записи на доске после устного объяснения
Неприятель (враг); ненастье (не употр. без не); не здоровье, а болезнь; неволя (рабство); нелепость (не употр. без не); не внимательность, а рассеянность.
2) Предупредительный диктант по лексическому значению слова.
(учитель диктует, учащиеся по очереди выходят к доске, называют слово, объясняют правописание, записывают, обозначают орфограмму графически)
Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств; отсутствие вежливости; низкий урожай; человек, которому не сидится на месте; недоучившийся, мало знающий человек.
Работа с комментированием. (Образец записи на доске: сомнение – неуверенность и т.п.)
-Чем является не в этих словах? Обозначьте орфограмму графически.
5) Полу самостоятельная работа с сигнальными карточками.
Работа с учебником. Выполним упражнение 242 на с.101. Внимательно прочитайте задание. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Выполним задание с использованием сигнальных карточек (не-приставка, не- часть корня, не- частица).
Попутно объясним другие орфограммы: правописание безударных личных окончаний глаголов, употребление ь на конце существительных после шипящих, постановка запятых.
6) Самостоятельная работа.
Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте.
Никита вчера не был на уроке и сегодня стоял у доски в нерешительности. Из-за своей нерешительности он допустил неточность в решении задачи. Задача была не трудная, а легкая.
VI Итог урока
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Каковы условия слитного и раздельного написания не с существительными?
VII Домашнее задание
с. 100 выучить правило, выполнить упражнение 243 по заданию учебника