Данный урок является первым уроком с системе по изучению данной темы. Урок построен с системе системно-деятельностного подхода, что делает его интересным и развивающим. В течение занятия учащиеся не только составляют алгоритм определения слитного и раздельного написания не с существительными, но и выполняют тестовые задания и работают с презентацией по теме урока. Кроме этого, урок содержит материал на карточках и здоровьесберегающие элементы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Не с существительными »
Тема урока: Не с существительными
Оргмомент
Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.
Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Все имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг изучать родной язык!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А какое же путешествие без карты? Карту вам заменит путевой лист. Итак, счастливого пути по дороге к новым знаниям!
2. Станция ПЕРВАЯ.(СЛАЙД №1) Устный диктант.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? Назовите, к какой части речи относятся все слова? (ГЛАГОЛ)
3. Целеполагание
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока
-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека.(Д.Лихачёв) Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?
-Какие слова в этой фразе являются ключевыми?( Не умею, не могу, не хочу, врага)
-Какими частями речи они являются? (глаголами, частицами, существительным)
-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?(Не с глаголами)
-Как пишется не с глаголами?
-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме сегодняшнего урока)
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
-А что из темы нашего урока вы знаете?
(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)
- А что будем сегодня на уроке узнавать?(Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными )
4. А это значит, что мы добрались до следующей станции «ИЗУЧАЛКИНО». Усвоение новых знаний
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.
Материалы для наблюдения
Прочитайте предложения:
Ненастье задержало наш отъезд.
Внимание солдат устремилось на неприятеля.
Он говорил не правду, а ложь.
Алгоритм наблюдения
Найдите существительное, при котором есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).
I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?
ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.
II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:
ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.
III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?
ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом а.
5. На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать и сформулировать, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.
Слитно Раздельно
1)Невежа 1)Не правда, а ложь
2)Неправда 2)Не стол
Учащиеся самостоятельно формулируют правило, один из класса выбирает табличку на доске и прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».
-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике.
6. Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка
-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?
- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?
Словарная работа. Обращаемся к словарю.
Невежа – невоспитанный человек.
Невежда- несведущий в какой-либо области человек.
-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)
Запишите предложения:
А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)
- Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)
Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Он в музыке полный невежда.
7. Мы продолжаем путешествие. И вот мы на станции «ЗАКРЕПЛЯЕВО» Закрепление, применение изученного материала.
Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.
1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.
Алгоритм написания не с существительными.
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А)если не употребляется, то пиши слитно;
Б)если употребляется, то
2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
А)если есть противопоставление, пиши раздельно;
Б)если нет , то
3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:
А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.
- Запишите имена существительные в два столбика: в левый – те, которые без НЕ- не употребляются, в правый – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синоним.
2)Комментированное письмо. В упражнении 23 слова(по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.
Задание: перепишите, раскрывая скобки.
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
3)Творческое задание. Работаем в парах.
Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.
А) Всякая …- грех. неправда
Б) Ученье- свет, а…..тьма.
В) Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.
Г) Верь……, а правде. Не силе
Д)……..портит беседу. непоседа
Е) Видно…. по грязной рубахе.
8. К сожалению наше путешествие подходит к концу. И мы с вами прибываем на станцию «ПРОВЕРЯЕВКА»
Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.
Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.
Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет;
2)не с существительными всегда пишется слитно;
3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;
4)есть существительные, которые без не не употребляются;
5)не – это только приставка.
9. Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею, не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.
Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.