kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Не с существительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым уроком с системе  по изучению данной темы. Урок построен с системе системно-деятельностного подхода, что делает его интересным и развивающим. В течение занятия учащиеся не только составляют алгоритм определения слитного и раздельного написания не с существительными, но и выполняют тестовые задания и работают с презентацией по теме урока. Кроме этого, урок содержит материал на карточках и здоровьесберегающие элементы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не с существительными »


Тема урока: Не с существительными

  1. Оргмомент

Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.


Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!


Сегодня у нас с вами необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А какое же путешествие без карты? Карту вам заменит путевой лист. Итак, счастливого пути по дороге к новым знаниям!


2. Станция ПЕРВАЯ.(СЛАЙД №1) Устный диктант.

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? Назовите, к какой части речи относятся все слова? (ГЛАГОЛ)


3. Целеполагание

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока

-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека.(Д.Лихачёв) Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

-Какие слова в этой фразе являются ключевыми?( Не умею, не могу, не хочу, врага)

-Какими частями речи они являются? (глаголами, частицами, существительным)

-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?(Не с глаголами)

-Как пишется не с глаголами?

-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме сегодняшнего урока)

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

что из темы нашего урока вы знаете?

(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)

- А что будем сегодня на уроке узнавать?(Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными )


4. А это значит, что мы добрались до следующей станции «ИЗУЧАЛКИНО». Усвоение новых знаний

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.


Материалы для наблюдения


Прочитайте предложения:


  1. Ненастье задержало наш отъезд.

  2. Внимание солдат устремилось на неприятеля.

  3. Он говорил не правду, а ложь.

Алгоритм наблюдения

Найдите существительное, при котором есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).


I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.

II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________________________________

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.


III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом а.


5. На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать и сформулировать, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.


Слитно Раздельно

1)Невежа 1)Не правда, а ложь

2)Неправда 2)Не стол

Учащиеся самостоятельно формулируют правило, один из класса выбирает табличку на доске и прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».

-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике.


6. Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка

-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?

- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?

Словарная работа. Обращаемся к словарю.

Невежа – невоспитанный человек.

Невежда- несведущий в какой-либо области человек.

-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)

Запишите предложения:

А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)

- Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)

Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Он в музыке полный невежда.


7. Мы продолжаем путешествие. И вот мы на станции «ЗАКРЕПЛЯЕВО» Закрепление, применение изученного материала.

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.

1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.


Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.


- Запишите имена существительные в два столбика: в левый – те, которые без НЕ- не употребляются, в правый – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синоним.

Нелепость, недруг, неуклюжесть, невежа, несчастье, невежда, неприятель, невнимательность, нездоровье, неряха.


2)Комментированное письмо. В упражнении 23 слова(по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.

Задание: перепишите, раскрывая скобки.

(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

3)Творческое задание. Работаем в парах.

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

А) Всякая …- грех. неправда

Б) Ученье- свет, а…..тьма.

В) Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.

Г) Верь……, а правде. Не силе

Д)……..портит беседу. непоседа

Е) Видно…. по грязной рубахе.

8. К сожалению наше путешествие подходит к концу. И мы с вами прибываем на станцию «ПРОВЕРЯЕВКА»

Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.

Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.

Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет;

2)не с существительными всегда пишется слитно;

3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4)есть существительные, которые без не не употребляются;

5)не – это только приставка.


9. Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею, не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.

Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.


10. Домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Не с существительными

Автор: Окунева Людмила Александровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тесты Набор контролирующих карт тестового характера по модулю "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiesty-nabor-kontroliruiushchikh-kart-tiestovogho-kharaktiera-po-moduliu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "100497"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402382072"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "контрольный тест по теме "Имя Существительное" "
    ["seo_title"] => string(54) "kontrol-nyi-tiest-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "223263"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1437474925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства