.~Цели урока:
- познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;
- учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;
- повторить сведения о правописании корней с чередованием; об однородных членах.
Конспект урока русского языка в 6 классе "Не с существительными".
Тип урока: изучение нового материала.
Во время учебного занятия реализуются цели, озвученные в начале урока. На начальном этапе проводится устный диктант по ранее изученному материалу. Нtсколько учащихся класса получают индивидуальные карточки с заданиями.
На уроке бsла использована презентация. Это позволило за короткий срок выдать больше информации. На этапе закрепления материала использовалось стихотворение Б.Заходера. После прочтения текста ребята должны были указать неточночти, допущенные автором.
Домашнее задание дано дифференцированно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.
Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.
II. Повторение
Устный диктант. Слайд № 3.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? ( в это время 2 ученика работают по карточке).
Карточка № 1
Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани..
2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:
сущ. — сущ.
Карточка № 2
1. Вставить пропущенные буквы.
Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в ..дани..
Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение под диктовку. Выполнить полный синтаксический разбор.
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
Слайд № 4. Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?
- Составьте схему предложения.
III. Объяснение нового материала. Слайд № 5.
1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?
- Какой частью речи оно является?
- Что называется именем существительным?
- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?
Запись темы урока.
– Откроем учебники на странице 99-100 § 43 и прочитаем орфограмму № 32.
Слайд № 6.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Работа по таблице. Слайд № 7.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно .
5. Слово учителя.
1. - Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг.Слайд № 8. Запишите их. Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Небрежность- 1. без должного внимания, пренебрежительно относящийся к кому-либо, чему-либо, без должного старания занимающийся чем-либо. 2. исполненный, сделанный без старания, неряшливо, кое-как
Ненастье - дождливая, пасмурная или бурная погода; непогода.
Недуг- сильное недомогание; болезнь
2.Вспомним , в каком случае не существительными пишется слитно?
( когда можно подобрать синоним без не).
А что мы называем синонимом? (Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение) Задание. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг. Слайд 9.
Ложь –неправда
Беда - несчастье
Противник – недоброжелатель, недруг, неприятель
Рассеянность – невнимательность
Проверка.Слайд 10.
3.Когда не с существительными пишется раздельно? ( есть противопоставление с союзом а).
Что означает слово противопоставление?
Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,
- Ты грибы несёшь?
- Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.
Задание. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? Слайд 11
(Не)счастье помогло исследователю, а …(горе, беда)
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …(противник, враг)
(Не)друг ты мне, а …(враг)
Проверка .Слайд 12
IV. Закрепление. Слайд № 13.
1. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
3. Запись предложений под диктовку.
Невежа – враг самому себе.
Видно неряху по грязной рубахе.
Не друг ты мне, а враг.
Слайд № 14. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении и написание не со словами.
4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть, сумеем назвать её.
Слайд № 15.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ.
С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, Несмеяна. Проверка по слайду № 16.
- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.
- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.
V. Итоги урока.Слайд № 17.
Что новое узнали на уроке?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
Оценка работы учащихся.
VI. Домашнее задание:слайд № 18.
1. Выучить орфограмму № 32 . Найти в словаре лексическое значение непонятных слов из стихотворения.
Упражнение № 238 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
Приложение
Карточка № 1
Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани.. 2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:
сущ. — сущ.
Карточка № 2
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в ..дани..
2. Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.
Карточка № 1
Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереже, познакомиться в театре, при низкой температуре, дрожать от страха, зацвел на акации, ложиться на террасе, извиниться за опоздание.
2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:
сущ. — сущ. ( Книга-источник знаний)
Карточка № 2
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить Володе, относиться к работе, кричать от боли, читать книги о революции, варить в кастрюле, висеть на спинке кровати, заходить в здание .
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
Открытый урок в 6 классе
«Не с существительными»
Провела :
учитель русского языка
Д.И.МНАЦАКАНЯН
АРМАВИР, 2013
Карточка № 1
Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани..
2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:
сущ. — сущ.
Карточка № 2
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в ..дани..
2. Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.