kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: научиться применять правило при выполнении тренировочных упражнений, пользоваться орфографическим словарём

Просмотр содержимого документа
«Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

Цель урока: ознакомление с орфограммой непроверяемая безударная гласная в корне слова


Задачи:


  • обучающие

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

- повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся;

  • развивающие

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление;

- развивать самоконтроль, взаимопроверку, развитие самооценки учащихся;

  • воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.




Тип урока: Получение новых знаний


Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, групповая работа


Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.




Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Какая сегодня дата.

Прочитайте запись на доске.


С малой удачи начинается большой успех.


Что вы прочитали? Докажите.

Мы прочитали предложение, потому что предложение содержит законченную мысль, все слова связаны между собой по смыслу.


Как вы понимаете это?

Сначала немножко получится, то что не получалось раньше, потом всё сможем сделать.


Анализ тетрадей

Анализируя ваши тетради, я хочу отметить, что почти все … человек работу выполнили без ошибок.

У …… стала получаться буква ….,

У …… получилось писать буквы с правильным наклоном.


Я думаю, все постараются работать без ошибок, аккуратно выполнят работу в тетради.

Начнём работу в тетради.


  1. Минутка чистописания.

Сегодня мы потренируемся писать соединения строчной буквы а из нашего предложения. Вспомним, из каких элементов состоит буква а. (овал и прямая палочка с закруглением внизу)


ал - нижнее соединение, написали букву а, остановились, «взяли за руку» букву л.

ач – верхнее соединение, написали букву а, протянули ручку вверх, соединили с буквой ч.

ае – среднее соединение, написали букву а, «взяли за руку» букву е

Каждое соединение пишем по три раза.


  1. Актуализация знаний.

Работа в парах

А теперь поработаем в парах. Выполните задание на розовой карточке.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.


  1. Сн.говик, д.рога, с.довник.

  2. С.стра, л.сник, з.мовка.

  3. С.рока, за.ц, м.лина.


Выпишите слова той строчки, в которой все слова можно доказать.


Проверка: (слайд 2)

Какую строку вы выписали? Докажите.

(1 пара называет слова, доказывает, остальные сигналят. На слайде появляются пропущенные буквы, которые называют дети)

Сестра – ударение падает на а, корень сестр, безударная гласная е; проверочное слово сёстры.

Лесник – ударение падает на и, корень лес, безударная гласная е; проверочное слово лес.

Зимовка – ударение падает на о, корень зим, безударная гласная и; проверочное слово зимы.


  1. Определение темы и целей урока.

Ребята, а почему вы не выписали 1 и 3 строчки?

Там есть слова, к которым нельзя подобрать проверочные.


А какие слова вы доказали в этих строчках?

Снеговик – снег, садовник – сад.


Попробуем вместе доказать оставшиеся слова.

Дорога, сорока, заяц, малина. (Дети называют слова, вместе изменяем формы слова, подбираем однокоренные слова)


Как бы вы назвали такие слова?

Слова с непроверяемой безударной гласной.

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?


Тема урока: Непроверяемая безударная гласная в корне слова (слайд3)


  1. Работа по теме урока

Работа с учебником

Ребята, а у вас есть предположения, как проверить слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Спросить у учителя, у родителей.

Надо запомнить, как пишется это слово.

Надо проверить по словарю.


Какие словари вам уже знакомы? (выставка словарей)

Толковый словарь – объясняет лексическое значение слов.

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Орфографический словарь

В каком же словаре мы будем проверять правописание слов?

От какого слова произошло слово «орфографический»?

Орфограмма

Что такое орфограмма? Что мы проверяем в слове?

Букву, которую нужно запомнить или проверить.

(сообщение подготовленного ученика о происхождении слова «орфограмма»)


Откройте учебник на странице 104, найдите и прочитайте напоминание авторов учебника.

Жужжащее чтение.


Что нового вы узнали из этого напоминания?

Прочитаем его еще раз по частям.

Найдите слова с непроверяемой безударной гласной, на доске, у себя в тетради.

Работа, ноябрь (выделение безударной гласной).


Почему такие слова называют словарными?

Такие слова называют словарными, потому что их можно проверить по словарю.

Выделим орфограмму в этих словах: найдём ударную гласную, безударную гласную, которую нужно запомнить отметим буквой С.


Работа со словарём

У вас в учебнике тоже есть орфографический словарь. Откройте его. (Где расположены все словарики в учебнике? На какой странице орфографический словарь?)


Как расположены слова в словаре?

Слова расположены по алфавиту.


Что отмечено в словах?

В словах отмечено ударение, жирным шрифтом выделены безударные гласные или согласные, которые надо запомнить, подчёркнуты удвоенные согласные.

Найдите в словаре слова с карточки, проверьте, правильно ли вы вставили буквы.

Дети называют пропущенные буквы, на доске появляются карточки со словами.

дорога

сорока

заяц

малина



  1. Физминутка


  1. Закрепление изученного


  1. Работа в парах


Слайд 4

Т.традь, б.рёза, д.ревня, в.тер.

Спишите слова, вставляя пропущенную букву и выделяя орфограмму.

Проверьте по словарю, правильно ли вы записали эти слова.

Кто сам, без словаря правильно записал все слова?

А кому помог словарик?

Подумайте, по какому признаку мы можем объединить эти слова?

Безударная гласная е.

Допишите ещё два слова с таким же признаком, можете пользоваться словариком.


Слайд 5

Ябл.ко, м.л.ко, к.пуста, .дежда, р.бота, к.р.ндаш, п.суда, сах.р.

Вместе с соседом обсудите, на какие две группы можно разделить эти слова. Договоритесь, кто из вас какую группу будет записывать.

С новой строки запишите слова той группы, которую вы выбрали. Выделите орфограмму. Дополните еще двумя словами.

Проверка.

Пожалуйста, как вы выполнили это задание. Прочитай слова своей группы.

1 уч.: Мы разделили слова на 2 группы: в первой группе слова с непроверяемой безударной гласной о, во второй – с безударной гласной а. Я выписал слова с безударной гласной о: яблоко, молоко, одежда, посуда.

2 уч.: А я выписал слова с безударной гласной а: капуста, работа, карандаш, сахар.

(слайд 6)

Что объединяет все эти слова?

Это слова с непроверяемой безударной гласной. (слайд 7)


  1. Работа в группах

А сейчас мы с вами поработаем в группах. Для этого ребята, сидящие за первыми и третьими партами, развернуться к соседям, сидящим за ними. Выполните задание на карточках.


Прочитайте текст. Назовите тему текста.

Какие орфограммы вам встретились.

Подчеркните одной линией слова с проверяемой безударной гласной, двумя линиями слова с непроверяемой безударной гласной.


Ребята – Роман, Николай и Василий рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Василий нарисовал снеговика. Роман стал рисовать деревья зимой. А Николай нарисовал ребят.



Проверка: представители групп отвечают на задания карточки, остальные исправляют, дополняют.

Это текст. В нём говорится о том, как ребята рисовали картину о зиме. Нам встретились орфограммы: большая буква в именах собственных, большая буква в начале предложения, разделительный мягкий знак, проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемые безударные гласные.

Мы подчеркнули одной чертой слова: Роман, Николай, Василий, Василий, снеговика, Роман, деревья, зимой, Николай, детей.

Двумя чертами мы подчеркнули слова: ребята, рисовали, картину, нарисовали, рисовать, нарисовал, на улице.

На экране появляется слайд 8


РебятаРоман, Николай и Василий рисовали картину. Василий нарисовал снеговика. Роман стал рисовать деревья зимой. А Николай нарисовал детей на улице.


Что можете сказать про слова: рисовали, нарисовал, рисовать.

Это однокоренные слова, потому что близки по смыслу и имеют общий корень.

Найдите эти слова в словаре.

А как же их тогда проверить по нашему словарику?

В словаре есть слово рисунок, которое является однокоренным. В однокоренных словах корень слова пишется одинаково.


Спишите предложение с доски, выделите знакомые орфограммы.


Ребята рисуют весёлые зимние забавы.


  1. Рефлексия деятельности.


Какова была тема нашего урока сегодня?

Что мы сегодня учились делать?

Продолжите фразу

Слайд 9

Как вы думаете, эта маленькая сегодняшняя удача к какому большому успеху будет нас вести? Где нам понадобятся наши новые знания?

Мы будем грамотными.

Мне понравилось, как вы все сегодня работали на уроке. Особенно хочу отметить работу ……..






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Автор: Гресева Татьяна Ивановна

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект урока по русскому языку в 1 классе Проверяемые и непроверяемые безударные гласные "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-provieriaiemyie-i-nieprovieriaiemyie-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "182374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498570"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок- путешествие "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-putieshiestviie-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "118756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413225833"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическая разработка по русскому языку на тему "Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса". "
    ["seo_title"] => string(158) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravila-zapisi-slov-provieriaiemyie-i-nieprovieriaiemyie-orfoghrammy-v-kornie-slova-pravila-pierienosa"
    ["file_id"] => string(6) "239931"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906947"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок – путешествие (закрепление) «Безударные      	гласные в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-putieshiestviie-zakrieplieniie-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "141400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418119191"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сорбонка "Слова с непроверяемой безударной гласной в корне" "
    ["seo_title"] => string(64) "sorbonka-slova-s-nieprovieriaiemoi-biezudarnoi-ghlasnoi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "233217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443026671"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства