kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Назывные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по теме: "Назывные предложения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»


Тема урока: “Назывные предложения”

Цель: дать понятие о назывных предложениях, о сфере и целях их употребления;

повторить понятие об односоставных предложениях.

Задачи: формировать умение узнавать назывные предложения в тексте, способствовать их правильному употреблению их в собственной речи, при описании пейзажа; продолжить развитие навыков правильной постановки знаков препинания в сложном предложении, в состав которых входят односоставные предложения; отработать схему характеристики сложного предложения; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.


Оборудование: учебник русского языка для 8 класса ; презентация к уроку; раздаточный материал; запись музыки.

Ход урока:


Сегодня на уроке вы почувствуете себя исследователями, вам предстоит открыть один из видов односоставных предложений. Тема урока пока мною не определена, мы запишем её позже.

Цель нашего урока:

1) познакомиться с новым для вас типом односоставных предложений;

2) со сферой употребления этих предложений;

3) употреблять данные предложения в своей речи: устной и письменной. слайд 2


Прежде всего вспомним, какие предложения называются односоставными, в чем их отличие от двусоставных. Выполним небольшой тест :


Укажите номера односоставных предложений: (выписать в тетрадь);

В это время один ученик работает у доски, выписывает из домашнего упражнения 172 односоставные предложения, выделяя главный член односоставного предложения.

Запись из домашней работы на доске:


Зима. Вечерний час. Стемнело. Ветер. Осенний скучный день.



Тестовое задание



  1. Вечерний час.

  2. Она хотела бы поскорей уехать в деревню.

  3. Всё сделано из чистого серебра.

  4. Тихо.

  5. Рано наступает темнота.

  6. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

  7. Не люблю снег с дождем.

  8. Какая ночь!

  9. Ночь светла.

  10. Светят звезды в снежной вышине.


Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения (Какая ночь!) состояния (Тихо.) Констатируют факт. (Вечерний час)



Переход к теме урока:

Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.


Вот как с этим справился поэт Афанасий Фет:


Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания и слезы,

И заря, заря!


В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира,


Что необычного, удивительного в этом творении Фета? ( нет ни одного глагола)

Попробуйте найти слова, обозначающие действие?

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» . Слайд 4


Запишите выделенные предложения в тетрадь и отметьте грамматическую основу предложений.

- Какие это предложения по наличию главных членов? Чем выражен главный член односоставного предложения?

Учитель дает понятие назывного предложения (односоставное предложение, в котором главный член выражен именем существительным, является назывным). Запись темы урока в тетрадь и на доску.

- Почему данный вид односоставных предложений имеет такое название? ( назывные предложения называют предметы, события, явления)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.



Работа с учебником; стр. 86 правило; задание под *

- Найдите односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен именем сущ. ( Декабрь. Злой ветер. Окопы. Какая тишина!)

- односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен сочетанием числительного с существительным.(Три часа ночи.)

Рассказ по опорной схеме о назывных предложениях; оформление в тетрадях Слайд 5

Обобщим наши исследования и подтвердим теорию практикой. Обратите внимание на запись на доске.

Работа с текстом:

Проснувшись и взглянув в окно, я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный, морозный денек! Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо - белое небо. Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! Слайды 6-7


- Докажите, что данную запись можно назвать текстом. (все предложения объединены одной темой, идеей, связаны между собой по смыслу.)

- К какому стилю и типу речи принадлежит текст?( стиль речи – художественный; тип речи – описание)

- Озаглавьте данный текст назывным предложением.

- Назовите эпитеты и сравнения, которые помогают нарисовать картину природы.

- Выпишите из текста односоставные назывные предложения. Подчеркните, чем выражен главный член назывного предложения?

- Сравните следующие назывные предложения: Снегопад. Крупные снежные хлопья. Чем они отличаются друг от друга?

(Среди назывных предложений различаются распространенные и нераспространенные назывные предложения)

-. Найдите распространенные. Чем они распространены?


Работа с предложениями

Продолжим наши исследования и докажем, что назывные предложения могут входить в состав сложного предложения. Цель нашей следующей работы – развить умение видеть назывные предложения в составе сложного предложения. На доске записаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения, подобрав подходящие по смыслу союзы. Запишите их.

Ясный, морозный денек. Хозяин решил затопить печь в доме.


Серо- белое небо. Снег не идет.


Великолепный пейзаж. Домой идти совсем не хочется. Слайд 8-9


- Прочитайте получившиеся сложные предложения. Охарактеризуйте их.

- Назовите односоставные назывные предложения в составе сложного.

- В чем особенность третьего сложносочиненного предложения? (Обе его части односоставные предложения) Какое из них назывное?

Творческая работа


Следующая наша работа - творческая – написание сочинения-миниатюры. А помогут вам в этом иллюстрации. Вы должны постараться как можно интереснее рассказать о зиме, используя односоставные предложения, в том числе и назывные. Помните, что назывные предложения помогают выразить настроения, ощущения человека, показывают красоту окружающего мира.

Звучит музыка. На работу отводится 5-7 минут. Учащиеся работают по группам.


1 группа: Лес зимой

2 группа: Зимний день

3 группа: Зимний вечер Слайды10-15

Проверка творческих работ

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.



Работа с сигнальными карточками Слайд 16


Сегодня на уроке мы открыли для себя один из видов односоставных предложений – назывные предложения. Что вы о них узнали? На столах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.

1. Светает.

2. Рассвет.

3. Люблю дымок спаленной жнивы.

4. Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

5. Ласковый прибой.

6. Жарко

7. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8. Жара.

9. Зимний лес.

10. Лесные тропинки.



Домашнее задание: на выбор Слайд 17

- Параграф 31, правило, стр. 86, упр. 180

- Выписать из поэтических текстов односоставные предложения. Указать назывные предложения (Пушкин, Фет, Есенин и т.д)

























МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа № 1»











Назывные предложения



Урок русского языка в 8 классе















Учитель Ионова Галина Викторовна



2012


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Назывные предложения

Автор: Капышева Рауза Вадетовна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация  "Назывные предложения""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-nazyvnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "321551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461317831"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение)."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nazyvnyie-priedlozhieniia-odnosostavnyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802421"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Дидактический материал по теме: "Безличные и назывные предложения""
    ["seo_title"] => string(76) "didaktichieskii-matierial-po-tiemie-biezlichnyie-i-nazyvnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450430470"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Использование назывных предложений как способа выражения художественной действительности». "
    ["seo_title"] => string(102) "ispol-zovaniie-nazyvnykh-priedlozhienii-kak-sposoba-vyrazhieniia-khudozhiestviennoi-dieistvitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "136318"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417090666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства