Научная статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Научная статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Эффективность современного урока основывается на широкой связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как добиться наибольшей эффективности урока? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность современного урока основывается на широкой связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает напряжённую обстановку.
Выбор той или иной формы работы должен быть обусловлен особенностями коллектива, уровнем подготовки, возрастными показателями, специфичностью изучаемой темы. При подборе учебного материала важно учитывать возможности школьников. Так, для младших классов среднего звена общеобразовательной школы наиболее подходящим являются уроки-путешествия, викторины, конкурсы. Свежи воспоминания начальной школы, и важная роль в процессе обучения всё ещё отводится игре, а всё новое, необычное и яркое усваивается быстрее. Для учащихся более старшего возраста – диспуты, репортажи, интервью, пресс-конференции, ролевые игры и др.
Ролевая игра способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково-творческую атмосферу. Главное условие ролевой игры можно выразить в двух словах: «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС». Если идёт ролевая игра и ученик играет какую-либо роль, то он именно здесь, на уроке ,является не собой, а героем произведения, научным исследователем, критиком, писателем, искусствоведом и т. п. «Здесь и сейчас» ученик должен играть свою роль. Ролевая игра помогает «снять» различные барьеры, возникающие на обычном уроке и препятствующие свободному, раскрепощённому обсуждению. Она порождает стремление высказывать своё мнение, доказывать свою правоту, отстаивать свою точку зрения.
При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если:
-нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
-учитель хорошо владеет методикой проведения нестандартных уроков;
-умело сочетает нетрадиционные и традиционные формы работы;
-владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
-включает нестандартные уроки в систему своей работы.
Использование нестандартных уроков должно быть ограничено (как правило, это заключительные обобщающие и контрольно-зачётные уроки). Чрезмерное увлечение нетрадиционными уроками приводит к тому, что ученики начинают несерьёзно воспринимать весь процесс обучения. Подчинять весь образовательный процесс игре нецелесообразно, т.к. теряется ощущение необычности, эффект новизны.
В связи с этим наиболее рациональным и эффективным средством является использование дидактических игр как содержательных элементов традиционных уроков.
Дидактические игры, используемые, на уроках русского языка с целью активизации мыслительной деятельности учащихся (из опыта работы):
Диктант – игра «Четвёртый лишний».
Условия игры: учитель диктует 4 слова, учащиеся должны записать только 3, т.к. 1 слово по определённым грамматическим, орфографическим признакам является лишним в данной четвёрке слов.
Игра «Угадай-ка».
Ведущий перечисляет грамматические признаки, ребята должны определить задуманное слово, часть речи.
Игра «Вызываю огонь на себя!»
Один учащийся (по желанию) выходит к доске и отвечает на 5 вопросов по изученному материалу, которые ученики готовят заранее (в качестве домашнего задания). За каждый правильный полный ответ ученик получает 1 балл. Отметка «5» выставляется за 5 верных обстоятельных ответов, отметка «2» не выставляется. Если учащийся затрудняется ответить или отвечает неправильно, то на помощь ему приходит тот, кто задавал вопрос.
Игра «Чей мелок грамотнее?»
Правила: К доске вызывается группа ребят (2-3 ученика), записывают под диктовку учителя словарные слова или слова на изученные орфографические правила. Побеждает тот ученик, кто не сделал ни одной ошибки или допустил наименьшее количество ошибок.
При групповом методе работы можно использовать игру «Чей ряд грамотнее?». Методика та же самая.
Игра «Снежный ком».
Составляется по цепочке связный рассказ (возможно с использованием наглядности; по заданной теме). Особое внимание уделяется средствам связи предложений в тексте, логике передачи мысли, изобразительно-выразительным средствам языка.
Игра «Аукцион». Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
Эти и многие другие дидактические игры позволяют мне активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке русского языка.
3)Г.Г. Граник и другие «Секреты орфографии», «Просвешение», Москва, 1991г.
4)В. Волина «Весёлая грамматика», изд. «Знание», Москва, 1995г.
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ
1.Игра «Переводчик».
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1.При проверке было выявлено немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.
2.Игра «Следствие ведут знатоки».
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.
1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3.- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два, Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
3. «Найди слово по его приметам».
Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д. Хармс)
4. Игра «Соколиный глаз».
Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков)
Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская)
5. Игра «Аукцион». Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
6. Игра «Перевертыш».
Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.
8. Игра «Корректор».
Найди ошибку в выборе слова.
1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.
4) В центре города построен памятник герою.
Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1) Западня — квартира с окнами на запад.
2) Гривенник — юноша с модной гривой.
3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.
Найди лишнее слово.
1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.