Просмотр содержимого документа
«Наш родной русский язык»
Конспект урока русского языка в логике системно-деятельного подхода.
Тема урока: «Наш родной русский язык».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цель урока: обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Ход урока.
Организационный этап. (Учащиеся разделены на 3 группы по 5 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).
На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»
Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?
любят её - РОДИНА - родились в России
гордятся ею - - говорят на русском языке
вод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слово учителя.
- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).
Следующий этап - использование приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность).
Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с (Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2)
Утверждение
Да, нет
Доказательство своей точки зрения
Можно любить свою Отчизну, но не знать родной язык.
нет
Нельзя, т. к. родной язык – это язык дедов, прадедов, матери и отца. Не зная родного языка, не знаешь и своих предков.
Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком.
нет
Нет, не только для этого. Знать русский язык нужно, чтобы изучать свою историю, потому что жизнь и культура народа связана с родным языком.
Язык – это жизнь народа.
да
Несомненно, ведь результаты жизни каждого поколения остаются (отражаются) в языке.
Русский язык необыкновенно богат и выразителен.
да
1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».
2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью».
3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Приложение №3.
Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Текст (упр. № 1 стр.5).
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)
Первичное закрепление.
Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель организует индивидуальную работу учащихся с высказываниями известных писателей о русском языке (тексты даны в приложении №3). Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся самостоятельно приводит доказательства к 4-ому утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык (можно выписать ключевую фразу из текста).
Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Богатый, выразительный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):
Меткий, но не стрела
Богатый, но не миллионер
Нужный, но не интернет
Могучий, но не великан.
Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):
Учит, а не преподаватель
Обогащает, а не золото
Наполняет, а не вода
Просвещает, а не мудрец.
Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).
Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;
- Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке – упр. №3 зад.3;
- Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском, какой – в изучаемом вами иностранном языке?
- Расскажите (или напишите) об истории происхождения слов-топонимов села Сновицы:
Марьина роща, ручей Медведка, овраг Лохань, гора Поповка, гора Глининская, гора Слёнская.
Приложение №1.
Приложение №2.
Верные и неверные утверждения (эталон)
Высказывания писателей о русском языке.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)
2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)
3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин)
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}