kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наш родной русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Наш родной русский язык"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наш родной русский язык»

 Конспект урока русского языка в логике системно-деятельного подхода.

Тема урока: «Наш родной русский язык».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель урока:  обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный этап. (Учащиеся разделены на 3 группы по 5 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

 Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап  работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

                        любят     её          -       РОДИНА     -        родились в России

                        гордятся ею        -                            -         говорят на русском языке

вод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Слово учителя.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

Следующий этап -  использование  приема технологии развития критического мышления «Верные  и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям  и оценить их достоверность).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с (Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2)

                            Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. Можно любить свою Отчизну, но не знать родной язык.

нет

Нельзя, т. к. родной язык – это язык дедов, прадедов, матери и отца. Не зная родного языка, не знаешь и своих предков.

  1. Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком.

нет

Нет, не только для этого. Знать русский язык нужно, чтобы изучать свою историю, потому что жизнь и культура народа связана с родным языком.

  1. Язык – это жизнь народа.

да

Несомненно, ведь результаты жизни каждого поколения остаются (отражаются) в языке.

  1. Русский язык необыкновенно богат и выразителен.

да

1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».

2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью».

3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Приложение №3.




        Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным            в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

         Текст (упр. № 1 стр.5).

    Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

      Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

     В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

    Язык – жизнь народа.                                            ( По К. Ушинскому)

  1. Первичное закрепление.

 Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель организует индивидуальную работу учащихся  с высказываниями известных писателей о русском языке  (тексты даны в приложении №3). Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся  самостоятельно приводит доказательства к 4-ому утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык  (можно выписать ключевую фразу из текста).

Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к  выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.

1)Пример синквейна по теме:

-Русский язык (название-существительное)

-Богатый, выразительный  (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):

Меткий, но не стрела

Богатый, но не миллионер

Нужный, но не интернет

Могучий, но не великан.  

Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):

Учит, а не преподаватель

Обогащает, а не золото

Наполняет, а не вода

Просвещает, а не мудрец.

  1.  Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке – упр. №3 зад.3;

- Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском,  какой – в изучаемом вами иностранном языке?

- Расскажите (или напишите) об истории происхождения слов-топонимов села Сновицы:

Марьина роща, ручей Медведка, овраг Лохань, гора Поповка, гора Глининская, гора Слёнская.

               Приложение №1.

Приложение №2.

Верные и неверные утверждения (эталон)

Высказывания писателей о русском языке.

  1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.                                                                    (К. Паустовский)

      2)  Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.                                                                                               (А. Н. Толстой)  

      3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!                                                                                                     (Н. Карамзин)

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наш родной русский язык

Автор: Муллагалиева Гульшат Фаниловна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Наш родной русский язык" "
    ["seo_title"] => string(73) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-nash-rodnoi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "178671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424868937"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Игра "Великий и могучий русский язык" "
    ["seo_title"] => string(40) "ighra-vielikii-i-moghuchii-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "127786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415375279"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Богатство русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "boghatstvo-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "108729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403819055"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие. КВН «Знаешь ли ты русский язык?» "
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kvn-znaiesh-li-ty-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "166877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423012508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства