kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наш родной русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Наш родной русский язык"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наш родной русский язык»

 Конспект урока русского языка в логике системно-деятельного подхода.

Тема урока: «Наш родной русский язык».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель урока:  обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный этап. (Учащиеся разделены на 3 группы по 5 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

 Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап  работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

                        любят     её          -       РОДИНА     -        родились в России

                        гордятся ею        -                            -         говорят на русском языке

вод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Слово учителя.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

Следующий этап -  использование  приема технологии развития критического мышления «Верные  и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям  и оценить их достоверность).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с (Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2)

                            Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. Можно любить свою Отчизну, но не знать родной язык.

нет

Нельзя, т. к. родной язык – это язык дедов, прадедов, матери и отца. Не зная родного языка, не знаешь и своих предков.

  1. Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком.

нет

Нет, не только для этого. Знать русский язык нужно, чтобы изучать свою историю, потому что жизнь и культура народа связана с родным языком.

  1. Язык – это жизнь народа.

да

Несомненно, ведь результаты жизни каждого поколения остаются (отражаются) в языке.

  1. Русский язык необыкновенно богат и выразителен.

да

1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».

2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью».

3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Приложение №3.




        Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным            в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

         Текст (упр. № 1 стр.5).

    Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

      Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

     В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

    Язык – жизнь народа.                                            ( По К. Ушинскому)

  1. Первичное закрепление.

 Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель организует индивидуальную работу учащихся  с высказываниями известных писателей о русском языке  (тексты даны в приложении №3). Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся  самостоятельно приводит доказательства к 4-ому утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык  (можно выписать ключевую фразу из текста).

Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к  выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.

1)Пример синквейна по теме:

-Русский язык (название-существительное)

-Богатый, выразительный  (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):

Меткий, но не стрела

Богатый, но не миллионер

Нужный, но не интернет

Могучий, но не великан.  

Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):

Учит, а не преподаватель

Обогащает, а не золото

Наполняет, а не вода

Просвещает, а не мудрец.

  1.  Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке – упр. №3 зад.3;

- Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском,  какой – в изучаемом вами иностранном языке?

- Расскажите (или напишите) об истории происхождения слов-топонимов села Сновицы:

Марьина роща, ручей Медведка, овраг Лохань, гора Поповка, гора Глининская, гора Слёнская.

               Приложение №1.

Приложение №2.

Верные и неверные утверждения (эталон)

Высказывания писателей о русском языке.

  1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.                                                                    (К. Паустовский)

      2)  Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.                                                                                               (А. Н. Толстой)  

      3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!                                                                                                     (Н. Карамзин)

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наш родной русский язык

Автор: Муллагалиева Гульшат Фаниловна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Наш родной русский язык" "
    ["seo_title"] => string(73) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-nash-rodnoi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "178671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424868937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Игра "Великий и могучий русский язык" "
    ["seo_title"] => string(40) "ighra-vielikii-i-moghuchii-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "127786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415375279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Богатство русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "boghatstvo-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "108729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403819055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие. КВН «Знаешь ли ты русский язык?» "
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kvn-znaiesh-li-ty-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "166877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423012508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства