1. Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить синтаксическую роль наречий в предложении, в тексте для «живописания действия».
2. Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь детей, страдающих бедностью словаря и усечёнными конструкциями предложений; развивать их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наречие как неизменяемая часть речи »
Открытый урок по русскому языку
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: «Наречие как часть речи».
Учитель Чалабаева Болды Бисеновна
СШ №21 г.Актау Республика Казахстан
1.Цели урока:
1. Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить синтаксическую роль наречий в предложении, в тексте для «живописания действия».
2. Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь детей , страдающих бедностью словаря и усечёнными конструкциями предложений; развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.
2. Анализ заданий по теме урока:
для осознанного усвоения изучаемого материала применяется метод рассуждения и объяснения, задания логически выстроены для поэтапного восприятия информации;
- учитывая коррекционную направленность урока и индивидуальные особенности детей, все задания имеют чёткую формулировку, и после выполнения каждого задания происходит момент проговаривания и закрепления полученной информации для более устойчивого её запоминания;
- абсолютно все упражнение рассчитаны на развитие аудиальной, визуальной памяти и кинестетическое восприятие материала;
- через поэтические тексты и творческие задания происходит формирование интересов учащихся к изучению русского языка, так как все ценности и смыслы ребёнок черпает именно из художественных текстов классики.
3. Оборудование урока , средства обучения:
- учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской
- портрет А.М.Горького, оформлена информационная доска по теме « Наречие»
- индивидуальные листы « В помощь ученику»
- дидактический материал
- индивидуальные карточки по анализу поэтического текста
- музыкальная композиция при использовании «метода Цицерона»
- цветные маркеры и магнитная доска (пословицы, поговорки, загадки, ребусы по тему «Наречие – красноречие»)
Эпиграф к уроку написан на доске.
« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент. Настрой детей на урок, на готовность воспринимать новый материал.
II. Актуализация внимания обучающихся и подготовка к активной УПД. Создание чувства уверенности в собственных силах.
2.1.Учитель читает МЕТАФОРУ для включения состояния комфорта и увлечённости. Эффективность метафоры в её глубинном воздействии на сознательное и бессознательное, воздействие на правое полушарие, активизации творческого мышления. Они обеспечивают индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти. Каждый ребёнок воспринимает чтение по-своему , как ему хочется и удобно для себя.
Чтение. Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор , пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, что вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картинка.
( Стивен Хеллер» Монстры и волшебные палочки»)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
3.1. Развитие выборочного внимания.
Учитель задаёт вопрос:
- Дети, поднимите , пожалуйста руки, кто хочет улучшить своё внимание? Спасибо.
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто хочет развить свою память? Спасибо.
- Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова, которые я буду перечислять.
- Дети, относиться к языку, на котором вы воспитываетесь, учитесь, думаете, нужно БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО, ВДУМЧИВО, АККУРАТНО, СЕРЬЁЗНО, ВНИМАТЕЛЬНО, УВАЖИТЕЛЬНО ,и пусть в вашей памяти всё останется НАВЕЧНО, ПРОЧНО, НАДЁЖНО, НАКРЕПКО, НАВСЕГДА, ТОЧНО, ГЛУБОКО, ЧЁТКО. ( Учащиеся с помощью учителя воспроизводят слова, которые они запомнили).
- Какой вопрос можно поставить к этим словам? Вспомните , какая часть речи отвечает на этот вопрос? (ответы учащихся, запись на доске темы урока).
- Дети, давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. Во-первых, научиться определять наречие как часть речи, вспомнить его признаки, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, что они нам дают в речи и для чего служат.
IV. Усвоение новых знаний.
4.1. От слов- к словосочетанию. На доске написан ряд сочетаний.
-Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных словосочетаниях.
Учащиеся по очереди читают и ставят вопросы от глагола к наречию. Учитель фиксирует ответы.
Прочитать ___________вслух
Идти ___________вперёд
Приехал ____________ вчера
Сказал ____________ сгоряча
Отдал _____________ много
Смотреть _____________ вверх
Разрезать ____________ пополам
Оказаться __________ рядом
- От какой части речи мы ставим вопрос?( от глагола)
- Так кто же обслуживает наречие ? ( глагол)
Учитель говорит о том , что существительное обслуживает прилагательное( примеры).
- Какую роль играют наречия в словосочетании? Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, в словах А.М.Горького есть это определение. ( уточняют глагол)
Учитель информирует учащихся, что наречие в переводе с латинского означает « приглаголивание», учёные считают , что оно должно быть связана с глаголом, уточнять его. Как часть речи , наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает и вправо, и влево, и вниз, и вверх, и вперед, и назад... По вопросу оно показывает где, как, когда происходит действие. Учитель помогает детям сделать вывод,: если прилагательное обозначает признак предмета, то наречие обозначает признак действия.
Наречия могут относиться не только к глаголу, но и к другим частям речи. Правда, намного реже. РУБАШКА НАВЫПУСК, ВОЛОСЫ ТОРЧКОМ, ЧЕРЕСЧУР СЛОЖНАЯ.
Выводделают дети, используя листки « В помощь ученику» и отвечают на вопрос учителя, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как ведёт себя по отношению к глаголу ( уточняет его)
4.2. Творческая минутка. В подтверждение последнего высказывания учитель на примере афоризмов показывает детям, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, уместно используя её в разговоре, расширяя тем самым круг употребления наречий и обогащая свою речь . Данным заданием проверяется умение детей оперативно мыслить , сжимать информацию и выделять главное.
Задание!
Плакать в три ручья - горько
Кот наплакал - мало
Из рук вон - плохо
Рукой подать - близко
Во весь дух - быстро
Яблоку негде упасть - тесно
Черепашьим шагом - медленно
На край света - далеко
Душа в душу - дружно
Спустя рукава - плохо
Бок о бок - рядом
При затруднении учитель даёт употребление афоризма в контексте.
4.3.Можно ли изменить наречия?
На доске написано предложение с пропущенными орфограммами . Иглы сосен гулко и колко уст…лают ни__кие пни. ( А.Ахматова)
При затруднении понимания лексического значения слов гулко и колко, учитель использует толковый словарь русского языка с.И.Ожегова.
Дети объясняют правописание слов, вставляя орфограммы. Далее учитель просит существительное иглы поставить в твор..падеж. ( иглами), прилагательное низкие ( м.р.) – низкий.
- Что меняется в этих словах? (окончание). Окончания выделяем.
- Найдите наречия. От какой части речи мы задаём вопрос ?Попробуйте их изменить? Устилают(как?) гулко и колко. Устилали (как?)гулко и колко. Устилала ( как?)гулко и колко. Устилает(как?) гулко и колко. Делаем вывод, что окончание в глаголе изменяется ,а наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет.
Учитель графически выделяет суффиксы наречий.
- Возвращаемся к цели урока. Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Изменяется ли оно?( дети ещё раз повторяют правило).
4.4. Ученикам предложено открыть учебник русского языка на стр_______ и сверить свои самостоятельные выводы с правилом.
- Посмотрите, пожалуйста, не меняется, монолитно, вроде бы и проблем нет, а ситуации риска есть почти в каждом слове…какая самая главная проблема ? НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ. В некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, а не вместе . как мы привыкли ( на лету, без умолку), в других через дефис ( по-видимому). И мы эту проблему будем решать на каждом уроке.
Для того, чтобы быть грамотным человеком нужно чаще пользоваться словарём и запоминать трудные слова, тренируя память, поскольку многое в правописании наречий рассчитано именно на запоминание.
- Кто хочет улучшить свою грамотность, поднимите, пожалуйста, руки.
Релаксационная пауза.
4.5. Развитие образной памяти. Цель – не только научить ребёнка запоминать слова, но гораздо важнее - научить вспоминать, воспроизводить запомненное; уметь создавать ассоциативный образ, связанный с этими словами.
МЕТОД ЦИЦЕРОНА. Стратегия орфографии ( у каждого ученика). Запоминание – 1-2 мин. Звучит релаксационная музыка ( Гармония души).
- Слова разных частей речи перемешаны, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, используя стратегию орфографии. Расставляйте слова в голове , как вам удобно, визуализируйте слово, буквы, требующие запоминания выделяйте любым цветом и размером, пользуйтесь памяткой «Стратегия орфографии».
СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ
1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
2. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем.Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре.
4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием.
5. Неясные буквы выделите, сделав их больше по сравнению с другими
6. Закрасьте слово своим любимым цветом.
7. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэты букв, представляя в уме, что вы пишете.
Затем два ученика выходят и воспроизводят слова на доске. Ошибки допускать нельзя ни в одном слове.
V. Закрепление новых знаний. Развитие речи. Совершенствование дикции.
5.1. Последняя цель урока – это наблюдение за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются наречия. Самая высшая работа с русским языком – это работа с художественным текстом.
Учитель раздаёт карточки. Настраивает учащихся на выразительное чтение стихотворений , на хорошую дикцию, за которой необходимо следить во время чтения.
Карточка.
Прочитайте внимательно поэтические тексты.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве! ( Ф.Тютчев)
Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя? Какова смысловая роль наречий в данном четверостишии?
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылит(ть)ся слегка,
И уныло по ровному полю
Разливает(ть)ся песнь ямщика. ( Иван Макаров)
Найди все наречия.
Сколько их? _______________
Сколько частей в этом предложении? Какое оно простое или сложное?
Найди грамматическую основу и подчеркни наречия как члены предложения.
Природа неслышно уход__т от нас.
Уходит, как девоч(?)ка с праз__ника взрослых.
Уход__т. Никто ей вдогонку не послан.
Стыдливо и молча уходит от нас. ( В Шефнер)
Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите наречия. Выпишите их
Учитель говорит о том, что наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Идеал – гармония души человека и природы.
- Какой делают нашу речь наречия? ( точной, образной , выразительной) Обратимся ещё раз к высказыванию А.М.Горького ( ученик читает высказывание).
- Попробуем убрать наречия из текста №2. Что изменилось? ( Текст потерял свою образность, выразительность). Мы не знаем, как звенит колокольчик, как звучит песнь ямщика, как пылится дорога.
- Подумайте, что значит однозвучно ? ( монотонно). Наречие слегка каким можно синонимом заменить? ( чуть-чуть, немножко). А к наречию уныло подберите синонимы ( грустно, жалобно, печально, протяжно ).
Вывод.Роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее.
- Разберём предложение в первом стихотворении. Выясним синтаксическую роль наречий.( Дети производят синтаксический разбор предложения и определяют каким членом предложения является наречие, подчёркивают его)
Вывод. Наречия в предложении чаще всего бывают обстоятельством и подчёркиваются _._._._
VI. Подведение итогов урока. Мотивация на обучение.
6.1. Итог урока. Возвращаемся к целям , поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли.
- Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание – дверь к пониманию и ошибка – тоже результат деятельности.
- Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки. Звучит музыка.
6.2. Позитивный настрой на конец урока. Воспитание чувства ответственности, уважения, любви к родному языку.
Хочу закончить урок словами …… (слова написаны заранее на доске)
Родная речь – Отечеству основа.
Не замути божественный родник
Храни себя: душа рождает слово,
Великий святорусский наш язык.
Учитель спрашивает детей, как они понимают выражения «божественный родник», «душа рождает слово», «святорусский язык».
Мини-беседа о бережном отношении к языку ( вспоминаем начало урока и слова, как нужно относиться к языку), о его красоте, великолепии, о его духовности, о его величии, о его значении в жизни каждого человека. Важно не только грамотно писать , но и любить свой язык, чувствовать ответственность за то , что ты говоришь, следить за своей не только письменной , но и разговорной речью. Эти строки детям предложено выучить для контрольного письма по памяти.