kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок  для учащихся 6 класса.  Разработан с использованием игровых технологий (составление "паспорта" глагола, работа с цветными карточками, загадки).  Также  на уроке используется технология проблемного обучения. На уроке предполагается  устная работа  учащихся,  работа у доски, которая  дополняется письменными заданиями и индивидуальной работой по карточкам. Карточки разработаны учителем и направлены на формирование лингвистических навыков у учеников. В конце урока проводится рефлексия: учащиеся самостоятельно делают выводы о полученных на уроке знаниях, закрепляют материал ответами на вопросы учителя. Учитель использовал для планирования урока дополнительную литературу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. »

Конспект

урока русского языка в 6Г классе,

учитель: Лозовская Е.И.


Тема урока: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: Дать понятие о наклонении глагола. Ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.

  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Необходимое оборудование и материалы:  цветные карточки, карточки с заданиями, , учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.




Ход урока:

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

Ученики: Глагол.

Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?

Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия.В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи – это наши знания о глаголе.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Учитель: Представьте себе светофор, в котором только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.

Задание. Определить какого спряжения глагол и какая гласная пишется в безударном личном окончании. Для этого вспомним правило:

Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., мн. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., мн.ч. – ат, ят.

Учитель зачитывает словосочетания с глаголами, учащиеся поднимают карточку нужного цвета.

Гуля.м по городу, сто.м на остановке, бегу за автобусом, вход.м в салон, автобус отправля.тся, держ.т курс, пересека.т улицу, стелит постель.

III. Постановка проблемы.

Учитель: Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для глагола

Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные глагола. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

На доске:

Род

 

Спряжение

Время

 

Вид

Склонение

 

Падеж

Лицо

 

Число

Наклонение

 

собственное или нарицательное

одушевлённое или неодушевлённое

 

Инфинитив

Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках.

Ученик: В паспорт глагола должны входить:

начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, род, вид, спряжение.

У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?

IV. Постановка цели темы и урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи.

Запись в тетрадь:

Наклонение

(показывает отношение действия к действительности)

Изъявительное Условное Повелительное

Наяву, явь При условии Велю, повелеваю


- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонении? (Имеют форму времени, изменяются по временам). Как еще изменяются? (В настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам и числам).


Вопросы:

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

Задание: выпишите из предложений глаголы и определите их наклонение.

  • Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.

  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

  • Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

  • Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

  • Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.



V. Закрепление пройденного материала.

1) Работа по учебнику. Чтение правила на с. 201, Упр.482.

2) Работа по индивидуальным карточкам.

(дифференцированные задания трех уровней сложности)

1 уровень: Карточка №1

Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.

  • прочитать

  • посидеть

  • сходить

  • делать

  • петь

  • рисовать

2 уровень: Карточка №2

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

1

2

3

хотел бы

летел бы

пусть бежит

играл

поиграл бы

пробегите

поиграешь

засмеются

улетите

играйте

учил бы

играйте

играй

выучил бы

ушел бы

3 уровень: Карточка №3

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

1. Дело мастера…

Сидит(ь)ся

2. Кто любит трудиться, тому без дела не…

Катат(ь)ся

3. Тот труда не боится, кто умеет…

Познают(ь)ся

4. С песней и труд…

Боит(ь)ся

5. Любишь…, люби и саночки возить.

Кончает(ь)ся

6. Друзья… в беде.

Трудит(ь)ся

7. Всё хорошо, что хорошо…

Ладит(ь)ся

VI. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

  •   бегут, торопятся ручьи (тянутся)

  •   я решил бы, если б не устал (прыгают)

  •   садись напротив меня (вниз)

  •   люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

  •   появляется травка (тянутся)

  •   потянитесь к солнцу (вниз)

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

VIII. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к. путешествие по стране Глаголии мы продолжим. Какой конец всегда в народных сказках?

Ученики: Добро победит Зло.

Учитель: И хочется, чтобы так было всегда и в жизни. Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»

  • «Было интересно ….»

  • «Урок дал мне для жизни…..»

Домашнее задание: &83, упр.483.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Автор: Лозовская Евгения Игоревна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение."
    ["seo_title"] => string(43) "naklonenie_glagolov_iziavitelnoe_naklonenie"
    ["file_id"] => string(6) "501304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551041558"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekturokaporusskomuiazykuv6klassienaklonieniieghlagholaiziavitielnoienaklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "324114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462350425"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока русского языка на тему: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunaklonieniieghlagholaiziavitielnoienaklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "339950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471587711"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Глагол. Изъявительное наклонение глагола. "
    ["seo_title"] => string(46) "glaghol-iziavitiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "179072"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства