Урок для учащихся 6 класса. Разработан с использованием игровых технологий (составление "паспорта" глагола, работа с цветными карточками, загадки). Также на уроке используется технология проблемного обучения. На уроке предполагается устная работа учащихся, работа у доски, которая дополняется письменными заданиями и индивидуальной работой по карточкам. Карточки разработаны учителем и направлены на формирование лингвистических навыков у учеников. В конце урока проводится рефлексия: учащиеся самостоятельно делают выводы о полученных на уроке знаниях, закрепляют материал ответами на вопросы учителя. Учитель использовал для планирования урока дополнительную литературу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.
Задачи урока:
Образовательные: Дать понятие о наклонении глагола. Ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.
Необходимое оборудование и материалы: цветные карточки, карточки с заданиями, , учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.
Ход урока:
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»
Ученики: Глагол.
Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?
Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)
Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия.В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи – это наши знания о глаголе.
II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Учитель: Представьте себе светофор, в котором только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.
Задание. Определить какого спряжения глагол и какая гласная пишется в безударном личном окончании. Для этого вспомним правило:
Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., мн. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., мн.ч. – ат, ят.
Учитель зачитывает словосочетания с глаголами, учащиеся поднимают карточку нужного цвета.
Гуля.м по городу, сто.м на остановке, бегу за автобусом, вход.м в салон, автобус отправля.тся, держ.т курс, пересека.т улицу, стелит постель.
III. Постановка проблемы.
Учитель: Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для глагола
Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные глагола. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.
На доске:
Род
Спряжение
Время
Вид
Склонение
Падеж
Лицо
Число
Наклонение
собственное или нарицательное
одушевлённое или неодушевлённое
Инфинитив
Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках.
Ученик: В паспорт глагола должны входить:
начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, род, вид, спряжение.
У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?
IV. Постановка цели темы и урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи.
Запись в тетрадь:
Наклонение
(показывает отношение действия к действительности)
Изъявительное Условное Повелительное
Наяву, явь При условии Велю, повелеваю
- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонении? (Имеют форму времени, изменяются по временам). Как еще изменяются? (В настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам и числам).
Вопросы:
А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)
Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)
В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)
Задание: выпишите из предложений глаголы и определите их наклонение.
Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.
Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
V. Закрепление пройденного материала.
1) Работа по учебнику. Чтение правила на с. 201, Упр.482.
2) Работа по индивидуальным карточкам.
(дифференцированные задания трех уровней сложности)
1 уровень: Карточка №1
Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.
прочитать
посидеть
сходить
делать
петь
рисовать
2 уровень: Карточка №2
«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.
№1
№2
№3
хотел бы
летел бы
пусть бежит
играл
поиграл бы
пробегите
поиграешь
засмеются
улетите
играйте
учил бы
играйте
играй
выучил бы
ушел бы
3 уровень: Карточка №3
Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.
1. Дело мастера…
Сидит(ь)ся
2. Кто любит трудиться, тому без дела не…
Катат(ь)ся
3. Тот труда не боится, кто умеет…
Познают(ь)ся
4. С песней и труд…
Боит(ь)ся
5. Любишь…, люби и саночки возить.
Кончает(ь)ся
6. Друзья… в беде.
Трудит(ь)ся
7. Всё хорошо, что хорошо…
Ладит(ь)ся
VI. Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;
─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;
─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:
бегут, торопятся ручьи (тянутся)
я решил бы, если б не устал (прыгают)
садись напротив меня (вниз)
люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
появляется травка (тянутся)
потянитесь к солнцу (вниз)
Проверка и оценивание знаний, умений, навыков
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к. путешествие по стране Глаголии мы продолжим. Какой конец всегда в народных сказках?
Ученики: Добро победит Зло.
Учитель: И хочется, чтобы так было всегда и в жизни. Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения: