1.Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Юрьевна. Этот урок русского языка проведу у вас я. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. -Итак, давайте приступим к работе. Сели ровно, спинка прямая. Записываем число, классная работа. Давайте с вами, выполним словарный диктант. Я буду вам диктовать слова, а вы будете их записывать в тетради. Давайте приступим к работе. Солнце, жизнь, человек, щука, аквариум, печка, пчела, коробочка, Россия. Ребята, поднимите руки, кто все выполнил. Внимание на слайд, проверьте все ли правильно, вы сделали. Подчеркните во всех словах опасные места. На какие вопросы отвечают эти слова? -Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? -Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? -Чем отличаются эти слова? -Почему слово Россия пишется с большой буквы?
Молодцы, ребята. | -Дети записывают число, классная работа.
-Дети записывают слова под диктовку.
-Дети подчеркивают опасные места. -На вопросы кто? что? -Человек, щука, пчела. -Солнце, жизнь, аквариум, печка, коробочка, Россия. -Живое и неживое. -Название рек, городов, имена, клички, фамилии пишутся с большей буквы. |
3. Выявление места и причины затруднения. На слайде вы видите картинки. Охарактеризуйте, какие действия происходят. (слайды с картинками изображающие действия) -Ребята, на слайде представлена группа слов. Задайте вопрос от слова мальчик к словам, которые вы видите на слайде. Молодцы. Что вы можете сказать об этих словах? 4. Построение проекта выхода из затруднения. -Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? -Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока «Слова, которые отвечают на вопросы Что делал? Что делает? Что сделал?». Мы с вами будем работать со словами, отвечающими на эти вопросы. Для этого откройте учебник на стр. 52. Рассмотрим кадр фотопленки: -Что делают дети? -Кто из них уже сделал стул? -Кто его делает? -А что делает рыжий мальчик? -Какие слова, обозначающее действие употребили во всех предложениях? -Молодцы! -Найдите упр. 81 стр.52 Прочитайте отрывки из « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Чем похожи все эти слова? Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет. А орешки непростые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут… -Прочитайте выделенные слова и определите, на какие вопросы они отвечают? -Чем похожи все эти слова? -Списываем выделенные слова из упр.81. -Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы видите на слайде? -Найдите в предложении слова, обозначающие действие предмета. -На какой вопрос оно отвечает? -Молодцы! Следующее предложение. Найдите слово, обозначающее действие предмета. -На какой вопрос оно отвечает? -Правильно. Следующее предложение. Найдите слово, обозначающее действие предмета. -На какой вопрос оно отвечает? -Что объединяет слова, которые вы нашли? -Молодцы!
| -Мальчик бежит, мальчик читает книгу, мальчик прыгает. -Мальчик что делает? бежит, мальчик что делает? читает книгу, мальчик что делает? прыгает. -Эти слова обозначают действие. - Предположения детей. -делают стулья -светлый мальчик сделал стул -девочка делает стул -Он задумался может сделает стул
-сделал, делает, сделает
-Что делает? Что делают? -обозначают действие.
-Выполняют упражнение.
-Предложение.
-Гуляет, подгоняет.
-Что делает?
-Проснется, умоется, позавтракает, оденется, пойдет. -Что сделает?
-Пел.
-Что делал? -эти слова обозначают действие предмета. |
5. Реализация проекта выхода из затруднения. Открываем учебник на странице 53 , перед вами упражнение №82. Прочитайте текст. Поставьте вопросы к выделенным словам. Выпишите эти слова с вопросами. Однажды Винни – Пух гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб. На самой верхушки этого дуба кто-то громко жужжал. Винни- Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и задумался. Образец : (что делал?) - гулял, (что сделал?) сел. Кто хочет выполнить его у доски? -Выпиши выделенные слова из 1 и 2 предложения. Поставь к ним вопросы. -Как называются слова, которые ты записал(а)? -Молодец! Садись. -Кто хочет выполнить 3 и 4 предложение у доски? -Выпиши выделенные слова из 3 и 4 предложения. Поставь к ним вопросы. -Как называются слова, которые ты записал(а)? Физкультминутка. -стр. 54, упр. 84. - Прочитайте. Какие действия могут выполнять эти предметы? Ветер (что делает?)… Дождь (что делает?)… Листья (что делают?)… -Кто хочет выполнить это задание у доски? | -Ребенок выполняет задание. (что делал?) гулял. (что сделал?) вышел. (что делал?) рос. -слова, обозначающие действие предмета. -Ребенок выполняет задание. (что делал?) жужжал. (что сделал?) сел. (что сделал?) обхватил. (что сделал?) задумался. -слова, обозначающие действие предмета. -Ребенок выполняет упражнение. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Откройте дидактический материал на стр … Упр. 65. Прочитайте отрывок из стихотворения Юнны Мориц « У котенка работенка ». На какие вопросы отвечают выделенные слова? Чем похожи все эти слова? У котенка - работенка Ловят серого мышонка, Ловят серого чертенка Три котенка, три кота. А мышонок удирает, Он от смеха умирает, Серым хвостиком играет Перед носом у кота. Напевает: « Тра-та-та, Это что за суета?». Какой знак стоит в конце последнего предложения? Как надо это предложение прочитать? Чем интересны слова котенок, работенка, мышонок? Что у них общего? | -Дети читают отрывок из стихотворения. -Что делают? Что делает? -Вопросительный. С большей интонацией выражающей вопрос. -Эти слова преобразованы в уменьшительно ласкательной форме. -Эти слова отвечают на вопрос кто? что? |
8.Включение в систему знаний и повторение. -Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите слова. Прочитайте их. Распределите их по группам. -На какие группы мы разделили эти слова? -Правильно. А теперь давайте составим предложения из этих слов. игра Ребята давайте поиграем. Я буду вам называть разные слова, а вы должны меня внимательно слушать. Если я назову слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? то вы ничего не делаете, а если вы услышите что я сказала слово определяющее действие предмета т.е. отвечающее на вопрос что делает? что сделает? что будет делать? то вы хлопайте в ладоши. И так, начали. | -Дети распределяют слова по группам. -слова, отвечающие на вопросы кто? Что? И слова отвечающие на вопросы что делает? что делают? -Дети составляют предложения из данных слов. - дети играют вместе с учителем. |
9. Рефлексия Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, с какой темой урока мы сегодня работали? Для чего служат слова, обозначающие действия предметов? Домашнее задание. Упр. 66 «Дидактический материал» | -Слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? - Чтобы обозначить действие предмета. -Дети записывают домашнее задание |