1. | I. Мотивация. Создание ситуации успеха. Блиц-опрос. - Начался урок, на котором мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Задание 1. Ответьте на вопросы: А) Как называются слова-малина, город, человек, игра? Б) С какими словами в речи связаны слова, называющие признаки предметов? В) На какие группы делятся слова, называющие предметы? Г) Чем отличаются эти слова? Д) С какими словами связаны слова, называющие предметы? Е) Назовите вопросы слов, обозначающих признак предмета. -Что мы повторили, благодаря блиц - опросу? | «Учитель – класс». Принцип индивидуальных вкладов. Если необходимо выполнить известное учеником предметное действие (способны выполнить сами и обосновать способ и результаты). | Вопросы представлены на слайде. Модели слов, называющих предметы и признаки на слайде. | -Это слова, называющие предметы. - С предметами. - Одушевлённые и неодушевлённые. -Одушевлённые обозначают людей и животных, а неодушевлённые - предметы, настроение, явления… -С предметами, с признаками (возможно с действиями). -Модели слов, называющих предметы и признаки. | -Объясните, почему вы так думаете. -Приведите примеры. -Посигнальте, кому легко удалось ответить на эти вопросы. |
2. | II. Постановка учебной задачи. -Я вижу, что вы очень хорошо ориентируетесь в моделях все вместе, а кто бы хотел проверить свои знания без помощи других ребят. Задание 2 (определяет границу между знанием и не знанием). Прочитайте слова, распределите их по группам и объясните свой выбор. Ру(с,сс)кий, наро(д,т), бескрайняя, рисует, (р,Р)о(с,сс)ия, дев(а,о)чка. | «Учитель – класс». Принцип обмена позициями. | Слова записаны на доске. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Все версии детей записаны на доске. | Версия 1: 1ст. народ, Россия, девочка - предметы; 2ст. русский, бескрайняя - признаки; 3 ст. рисует - ? действия. Версия 2: 1ст. народ, Россия - неодуш. предметы, 2ст. девочка - одуш. предмет, 3ст. русский, бескрайняя-признаки, 3 ст. рисует - действие. Версия 3: 1ст. народ, Россия - неодуш. предметы, 2ст. девочка, русский - одуш. предмет, 3ст. русский, бескрайняя-признаки, 3 ст. рисует - действие. | После первой версии: - У кого есть другие варианты? Рассматриваются версии детей с опорой на известные модели. Учащиеся задают друг другу вопросы на понимание или уточнение. -Проверьте, слово рисует по известным моделям. -Что обнаружили? Возможные ответы: -Оно не подходит к модели слов, называющих предмет и признак. -Слова отличаются вопросами. -Названием. Это разные слова. -Какой вопрос у нас возникает? (Чем отличаются слова, называющие действия от слов, называющих предметы и признаки?) -Над какой темой мы сегодня будем работать? (Слова, называющие действия.) -Вы сказали о том, что у слова рисует другое название и вопрос, что нужно сделать, чтобы это доказать? (Составить модель слов, называющих действия.) -Что для этого нужно? (Наблюдать за словами.) - С чего начнём? (с названия). |
3. | III. Моделирование. Игра «Покажи слово» (физминутка). -Я буду показывать на карточках слова для каждого ряда своё, а остальные отгадывают. Бежит, танцует, думает, спит, поёт, смеётся, пишет, печатает, подметает. -А теперь все вместе: Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Задание 3. Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Задание выполните в группах. Вопросы запишите в тетради. 1 гр.: играть 2гр.: собрать 3гр.: загадали 4гр.: звучало 5 гр.: смеётся 6гр.: мечтала 7 гр.: споют 8 гр.: заискрилось -Что ещё необходимо добавить в модель слов действий? (С какими словами связаны в речи.) - Чтобы ответить на этот вопрос, что вам необходимо? (Предложения или текст.) Задание 4. Прочитайте предложения. Подчеркните в них слова, обозначающие действия. Найдите слова, с которыми они связаны, задав вопрос. 1.Быстро побежали ручьи с гор. 2. Девочка занимается зарядкой. 3. Сорока на сидит ветке. | «Учитель – группы - класс». Принцип индивидуальных вкладов. «Учитель – группы - класс». Принцип обмена позициями. «Учитель – пары - класс». Принцип обмена позициями. | У доски. Карточки со словами для групп. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Учитель фиксирует проверенные версии на доске. Задание на слайде. Предложения записаны на карточках. Учащиеся записывают версии в тетрадь. | Версии детей: -Это слова, называющие действия. 1 гр.: играть – что делать? 2гр.: собрать -что сделать? 3гр.: загадали – что сделали? 4гр.: звучало – что делало? 5 гр.: смеётся – что делает? 6гр.: мечтала - что делала? 7 гр.: споют – что сделают? 8 гр.: заискрилось – что сделало? 1.Слово побежали связано с предметом ручьи с помощью вопроса (что сделали?). Побежали связано со словом быстро с помощью вопроса (как?). 2. Действие занимается связано со словом девочка с помощью вопроса (что делает?). 3. Это предложение с ловушкой. Здесь нет смысла, слово на нужно записать после слова сидит, между ними нет связи. - Что слова, называющие предметы не связаны с предлогами. Слово дует – действие. Отвечает на вопрос (что делает?). Связано с предметами – ветер (что делает?) дует. Оно изменяется: дует, дуть, сдуть, сдуют. | -Что помогало вам отгадывать слова? (Действия, которые выполняли.) -Что обозначали все эти движения и слова? (Действия). -Запишите в тетрадь. -Какие вопросы обнаружили? (Что делать? Что делает? Что сделать? Что делала? Что сделали? Что сделают? Что делало? Что сделало?) -Запишите свои проверенные версии в тетрадь. -Оцените версии. У кого есть вопросы, дополнения. - О чём это говорит? -Итак, что запишем в модель? С какими словами связаны слова, называющие действия? (С предметами и с другими словами, которые мы пока не знаем.). -Как вы считаете, задание по составлению модели слов, называющих действие выполнено. (Мы не сказали, что слова изменяются.) -Запишем об изменении слов. Приведите примеры. (Идёт, идут, идёте, идём). -Оцените вашу совместную работу. Остались вопросы? Всё удалось обнаружить? Кому в модели всё понятно? Осталось проверить, как работает модель. Придумайте своё слово-действие и, используя модель, проверьте его. -Оцените себя, кому всё понятно и кто готов самостоятельно проверить любое слово. |
4. | IV. Контроль и оценка способа действия. Задание 5. Используя известные модели, определите, к какой группе слов относится слово печь. *Резервное задание тест. 1.Укажите слова, отвечающие на вопрос что делает? а) поёт б) пение в) певица
г) певческий 2. Подбери к предмету ручей подходящие действия. а) бежит б) падает в) журчит г) вырос 3. Укажи «лишнее» слово. а) заиграли б) слушает в) бег г) пищит | Принцип индивидуальных вкладов. | Модели частей речи на слайде. Тест выполняется на листочках. | Версия 1. -Это слово называет предмет. Версия 2. -Это слово называет действие предмета. | -Объясни свою версию. -У кого другое мнение? -Как можно это проверить? (По модели.) Кто выполнил тест, оцените выполнение. Проверьте ваши ответы (на слайде правильные ответы). |