kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся второго класса составляют и преобразуют известные модели частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета".»

Автор: Курочкина О.Н. МБОУ «СОШ № 5». ЯНАО г. Губкинский

Урок русского языка. 2 класс. Программа 2100.

Тема: Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета (составление модели). Развитие умения ставить к ним вопросы.

Урок проводиться после составления детьми моделей слов, называющих предметы и признаки.

Тип урока: моделирования и преобразование модели.

Цели урока:

Образовательные:

Расширять знания учащихся о словах–действиях.

Формировать умение находить слова-действия в предложениях, ставить к ним вопросы.

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать культуру учебного труда.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через смену различных видов деятельности.

Формирование универсальных учебных действий:

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из модели, схемы, текста;

- представлять информацию в виде модели;

- обобщать и классифицировать по признакам;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в группе.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Позиция учителя на уроке:

- проектирует дискуссию исследовательского характера на основе средств совместного с учениками построения знания,

- участвует в соорганизации поискового поведения, постоянно использует ценностно-смысловой и инновационный потенциал знания по предмету,

- прогнозирует итоговую модель и то итоговое рассуждение ученика, к которому придет ребенок, если урок пройдет эффективно, и его учебные действия будут реализованы.

Мыслетехника учителя, чтобы ученики пришли к выводу о невыполненности первого задания и поставили вопрос урока: созидание

(– Здорово, что решения появились!; Правильно ли я понимаю вашу интересную мысль …?)

Первый этап проектирования: Замысел участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками:


Какой «вопрос о неочевидном» определяет цикл включения учителя в поисковые взаимодействия с учениками?

ОС какого типа возникнет у ученика в дискуссии с учителем и какую цель поиска он в ней определит (вопрос ОС)?

Какую «схему организации действий»/ «оценочную карту» построит ученик по итогам урока, и какое рассуждение по ней станет его «открытием»?

Каким будет вид урока-диалога?

-Чем отличаются слова названия предметов и признаков от слов, называющих действия?

Моделирование

Цель: построить новую модель для слов, называющих действия.

Итоговое рассуждение ученика: я умению (не умею, не очень хорошо умею) находить в речи слова, называющие действия, потому что могу доказать, как и почему следует отнести слово к группе слов, называющих действия.

Диалог продуктивного действия

Результат-модель слов, называющих действия.

Итоговое рассуждение ученика: я умению (не умею, не очень хорошо умею) находить в речи слова, называющие действия, потому что могу доказать, как и почему следует отнести слово к группе слов, называющих действия.

Учебные действия, которые позволяют ученику прийти к итоговому рассуждению:

-самоконтроль обоснованности способа действия при определении слов, называющих предметы и признаки (с опорой на известную модель);

-самооценка владения способом действия;

-моделирование.

Вид диалога: диалог продуктивного действия.

Основное содержание проекта урока:

п/п

Задания и их характеристики

Форма и принцип КРД; инструкции учителя

"Места" и оборудование для работы

Предполагаемые результаты и объяснения (версии) детей

Инициирующие реплики и вопросы учителя

1.

I. Мотивация. Создание ситуации успеха. Блиц-опрос.

- Начался урок, на котором мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

А) Как называются слова-малина, город, человек, игра?

Б) С какими словами в речи связаны слова, называющие признаки предметов?

В) На какие группы делятся слова, называющие предметы?

Г) Чем отличаются эти слова?



Д) С какими словами связаны слова, называющие предметы?

Е) Назовите вопросы слов, обозначающих признак предмета.

-Что мы повторили, благодаря блиц - опросу?

«Учитель – класс».

Принцип индивидуальных вкладов.

Если необходимо выполнить извест­ное учеником предметное действие (способны выполнить сами и обос­но­вать способ и результаты).













Вопросы представлены на слайде.



























Модели слов, называющих предметы и признаки на слайде.







-Это слова, называющие предметы.









- С предметами.

- Одушевлённые и неодушевлённые.



-Одушевлённые обозначают людей и животных, а неодушевлённые - предметы, настроение, явления…

-С предметами, с признаками (возможно с действиями).

-Модели слов, называющих предметы и признаки.







-Объясните, почему вы так думаете.







-Приведите примеры.













-Посигнальте, кому легко удалось ответить на эти вопросы.

2.

II. Постановка учебной задачи.

-Я вижу, что вы очень хорошо ориентируетесь в моделях все вместе, а кто бы хотел проверить свои знания без помощи других ребят.

Задание 2 (определяет границу между знанием и не знанием).

Прочитайте слова, распределите их по группам и объясните свой выбор.

Ру(с,сс)кий, наро(д,т), бескрайняя, рисует, (р,Р)о(с,сс)ия, дев(а,о)чка.

«Учитель – класс».

Принцип обмена позициями.


Слова записаны на доске.



















Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Все версии детей записаны на доске.

Версия 1:

1ст. народ, Россия, девочка - предметы;

2ст. русский, бескрайняя - признаки;

3 ст. рисует - ? действия.

Версия 2:

1ст. народ, Россия - неодуш. предметы,

2ст. девочка - одуш. предмет,

3ст. русский, бескрайняя-признаки,

3 ст. рисует - действие.

Версия 3:

1ст. народ, Россия - неодуш. предметы,

2ст. девочка, русский - одуш. предмет,

3ст. русский, бескрайняя-признаки,

3 ст. рисует - действие.




После первой версии:

- У кого есть другие варианты?

Рассматриваются версии детей с опорой на известные модели.

Учащиеся задают друг другу вопросы на понимание или уточнение.



-Проверьте, слово рисует по известным моделям.

-Что обнаружили?

Возможные ответы:

-Оно не подходит к модели слов, называющих предмет и признак.

-Слова отличаются вопросами.

-Названием. Это разные слова.

-Какой вопрос у нас возникает? (Чем отличаются слова, называющие действия от слов, называющих предметы и признаки?)

-Над какой темой мы сегодня будем работать? (Слова, называющие действия.)

-Вы сказали о том, что у слова рисует другое название и вопрос, что нужно сделать, чтобы это доказать? (Составить модель слов, называющих действия.)

-Что для этого нужно? (Наблюдать за словами.)

- С чего начнём? (с названия).

3.

III. Моделирование.

Игра «Покажи слово» (физминутка).

-Я буду показывать на карточках слова для каждого ряда своё, а остальные отгадывают.

Бежит, танцует, думает, спит, поёт, смеётся, пишет, печатает, подметает.

-А теперь все вместе: Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Задание 3. Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Задание выполните в группах. Вопросы запишите в тетради.

1 гр.: играть

2гр.: собрать

3гр.: загадали

4гр.: звучало

5 гр.: смеётся

6гр.: мечтала

7 гр.: споют

8 гр.: заискрилось

-Что ещё необходимо добавить в модель слов действий?

(С какими словами связаны в речи.)

- Чтобы ответить на этот вопрос, что вам необходимо? (Предложения или текст.)

Задание 4. Прочитайте предложения. Подчеркните в них слова, обозначающие действия. Найдите слова, с которыми они связаны, задав вопрос.

1.Быстро побежали ручьи с гор.

2. Девочка занимается зарядкой.

3. Сорока на сидит ветке.






«Учитель – группы - класс».

Принцип индивидуальных вкладов.































«Учитель – группы - класс».

Принцип обмена позициями.



























«Учитель – пары - класс».

Принцип обмена позициями.

У доски.



































Карточки со словами для групп.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Учитель фиксирует проверенные версии на доске.























Задание на слайде.

Предложения записаны на карточках.







Учащиеся записывают версии в тетрадь.












































Версии детей:

-Это слова, называющие действия.



















1 гр.: играть – что делать?

2гр.: собрать -что сделать?

3гр.: загадали – что сделали?

4гр.: звучало – что делало?

5 гр.: смеётся – что делает?

6гр.: мечтала - что делала?

7 гр.: споют – что сделают?

8 гр.: заискрилось – что сделало?















1.Слово побежали связано с предметом ручьи с помощью вопроса (что сделали?).



Побежали связано со словом быстро с помощью вопроса (как?).

2. Действие занимается связано со словом девочка с помощью вопроса (что делает?).

3. Это предложение с ловушкой. Здесь нет смысла, слово на нужно записать после слова сидит, между ними нет связи.

- Что слова, называющие предметы не связаны с предлогами.

















Слово дует – действие. Отвечает на вопрос (что делает?).

Связано с предметами – ветер (что делает?) дует.

Оно изменяется: дует, дуть, сдуть, сдуют.





















-Что помогало вам отгадывать слова? (Действия, которые выполняли.)

-Что обозначали все эти движения и слова? (Действия).

-Запишите в тетрадь.



















-Какие вопросы обнаружили?

(Что делать? Что делает? Что сделать? Что делала? Что сделали? Что сделают? Что делало? Что сделало?)

-Запишите свои проверенные версии в тетрадь.

























-Оцените версии. У кого есть вопросы, дополнения.























- О чём это говорит?

-Итак, что запишем в модель? С какими словами связаны слова, называющие действия?

(С предметами и с другими словами, которые мы пока не знаем.).

-Как вы считаете, задание по составлению модели слов, называющих действие выполнено.

(Мы не сказали, что слова изменяются.)

-Запишем об изменении слов. Приведите примеры. (Идёт, идут, идёте, идём).

-Оцените вашу совместную работу. Остались вопросы? Всё удалось обнаружить? Кому в модели всё понятно?

Осталось проверить, как работает модель.

Придумайте своё слово-действие и, используя модель, проверьте его.



-Оцените себя, кому всё понятно и кто готов самостоятельно проверить любое слово.

4.

IV. Контроль и оценка способа действия.

Задание 5.

Используя известные модели, определите, к какой группе слов относится слово печь.

*Резервное задание тест.

1.Укажите слова, отвечающие на вопрос что делает?
а) поёт

б) пение
в) певица

г) певческий
2. Подбери к предмету ручей подходящие действия.
а) бежит

б) падает

в) журчит

г) вырос

3. Укажи «лишнее» слово.
а) заиграли

б) слушает

в) бег

г) пищит

Принцип индивидуальных вкладов.












Модели частей речи на слайде.













Тест выполняется на листочках.












Версия 1.

-Это слово называет предмет.

Версия 2.

-Это слово называет действие предмета.



-Объясни свою версию.

-У кого другое мнение?

-Как можно это проверить?

(По модели.)





Кто выполнил тест, оцените выполнение.

Проверьте ваши ответы (на слайде правильные ответы).

5.

V. Рефлексия.

-Урок заканчивается, оцените свою активность на уроке.

-Продолжите предложения:

-Сегодня я узнал (а)…

- Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Я научился…

- Мне хотелось бы…





Домашнее задание: используя модель проверить слова, называющие действия: течь, рабочий, удивляется.

Учитель – класс.

Предложения на слайде.









-Сегодня я узнал о словах, называющих действия.

- Мне было интересно работать со словом печь, определять, что оно называет.

-Мне было трудно обнаружить связь слов.

-Я научился различать слова.

- Мне хотелось бы узнать о слове, с которым мы не успели познакомиться (быстро).





При составлении проекта урока были использованы следующие источники:

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. М, 2004.

  2. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М., 2003.

  3. Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры// Психол. н. и образ.2002.

  4. Каминская М.В. Психология профессионализма учителя развивающего образования. М., 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Курочкина Ольга Николаевна

Дата: 13.09.2016

Номер свидетельства: 343616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства