Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа 2100» учитель начальных классов МОУ «СОШ № 15» г. Йошкар - Олы Ельмеевой Елены Васильевны
Тема: Наблюдение за однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель: - познакомить с однокоренными словами;
Задачи: -научить определять корень слова;
-повторить ранее изученные орфограммы.
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
-развивать логическое мышление.
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке - Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! -Открыли тетради. Записываем число, классная работа.
Посмотрите, а у нас сегодня в гости пришёл сказочный персонаж. - Кто он? (Незнайка) - Из какого он произведения? (Приключения Незнайки и его друзей.) - А кто автор этого произведения? (Н. Носов) 2. Актуализация знаний.
Посмотрите на Незнайку, он задумался. В руках у него картинки, но он не может понять, что общего у всех этих картинок. (хлеб, хомяк, холод, хороший - все начинаются с буквы "Ха") - Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] –твердый и мягкий, глухой.)
- Давайте вспомним, как правильно писать букву «х». - Запишите эту букву.(х, хх, ххх) - Какой алгоритм мы использовали? - Обведите букву "ха", которая получилась лучше всего. - Запишите слова, разделите их на слоги, поставьте ударение (хлеб, хо-мяк, хо-лод, хо-ро-ший) - Найдите лишнее слово (хороший) Почему?(прилагательное) - Что вы знаете о прилагательном? - Слова: хлеб, хомяк, холод к какой части речи они относятся? - Что вы знаете о имени существительном? - А с какой частью речи мы с вами познакомились ещё ? (глагол) - Что вы знаете о глаголе ? 3. Повторение пройденного материала.
Задание
Давайте поможем Незнайке выполнить задание (на листочках): распределить слова в 3 столбика. (3 ученика у доски)
1 столбик - слова, обозначающие предмет;
2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;
3 столбик – слова, обозначающие действие.
слова на листочках: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать. (Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)
- Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)
- Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). -Что такое однокоренные слова? - Допишите в каждый столбик ещё по одному однокоренному слову. - Выделите корень. 4. Физкультминутка. Незнайка так устал, давайте отдохнём и сделаем физкультминутку. 5. Объяснение нового материала.
Учитель: Давайте поможем Незнайке, вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)
Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.
Я вам расскажу одну историю.
Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»
А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.
Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?
-Что мы называем корнем?
Корень- это общая часть родственных слов.
Задание. - «Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.) 6. Постановка целей через проблемную ситуацию.
Проблема.
Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница.
Задание. - Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
-Дети, Незнайка выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. А я думаю, что гусеница – это не родственное слово. А Незнайка говорит: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
А вы согласны с Незнайкой? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)
- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей
7. Самостоятельная работа
учебник с.74, упражнение 120
8. Итог урока.
Итак. Продолжи предложения. Я узнал........... Я смогу........... 9. Домашнее задание. Выпишите из произведения Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"- три группы однокоренных слов.
13.Рефлексия.
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились и
можете помочь другим.
Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке |