kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение за однокоренными словами. Определение корня слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:


- познакомить с однокоренными словами;

Задачи:

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.


-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за однокоренными словами. Определение корня слова. »

Разработка урока по русскому языку

во 2 классе по программе «Школа 2100»
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 15» г. Йошкар - Олы
Ельмеевой Елены Васильевны


Тема: Наблюдение за однокоренными словами.

Определение корня слова.

Цель:


- познакомить с однокоренными словами;

Задачи:


-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке -

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!


-Открыли тетради. Записываем число, классная работа.

Посмотрите, а у нас сегодня в гости пришёл сказочный персонаж.

- Кто он? (Незнайка)

- Из какого он произведения? (Приключения Незнайки и его друзей.)

- А кто автор этого произведения? (Н. Носов)



2. Актуализация знаний.

Посмотрите на Незнайку, он задумался. В руках у него картинки, но он не может понять, что общего у всех этих картинок. (хлеб, хомяк, холод, хороший - все начинаются с буквы "Ха")

- Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] –твердый и мягкий, глухой.)

- Давайте вспомним, как правильно писать букву «х».

- Запишите эту букву.(х, хх, ххх)

- Какой алгоритм мы использовали?

- Обведите букву "ха", которая получилась лучше всего.

- Запишите слова, разделите их на слоги, поставьте ударение (хлеб, хо-мяк, хо-лод, хо-ро-ший)

- Найдите лишнее слово (хороший) Почему?(прилагательное)

- Что вы знаете о прилагательном?

- Слова: хлеб, хомяк, холод к какой части речи они относятся?

- Что вы знаете о имени существительном?

- А с какой частью речи мы с вами познакомились ещё ? (глагол)

- Что вы знаете о глаголе ?


3. Повторение пройденного материала.

Задание

Давайте поможем Незнайке выполнить задание (на листочках): распределить слова в 3 столбика. (3 ученика у доски)

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

слова на листочках: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.


(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)

- Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

- Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные).

-Что такое однокоренные слова?

- Допишите в каждый столбик ещё по одному однокоренному слову.

- Выделите корень.
4. Физкультминутка.


Незнайка так устал, давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.


5. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте поможем Незнайке, вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово
ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово
ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло
.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем?

Корень- это общая часть родственных слов.

Задание.


- «Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)


6. Постановка целей через проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.

Задание.


- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

-Дети, Незнайка выписал слова:
гусь, гусыня, гусята, гусеница. А я думаю, что гусеница – это не родственное слово. А Незнайка говорит: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

А вы согласны с Незнайкой? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

- Какие слова можно называть однокоренными?

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей


7. Самостоятельная работа

учебник с.74, упражнение 120

8. Итог урока.

Итак. Продолжи предложения.

Я узнал...........

Я смогу...........


9. Домашнее задание.


Выпишите из произведения Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"- три группы однокоренных слов.

13.Рефлексия.

Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выделять корень

в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наблюдение за однокоренными словами. Определение корня слова.

Автор: Ельмеева Елена Васильевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. "
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie-nad-odnokoriennymi-slovami-opriedielieniie-kornia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108324"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403674659"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedi"
    ["file_id"] => string(6) "356663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478608883"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "НАБЛЮДЕНИЕ НАД ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРНЯ СЛОВА"
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedielieniie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "361183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479745891"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»"
    ["seo_title"] => string(62) "nabliudenie_nad_odnokorennymi_slovami_opredelenie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "477067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1536033439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства