kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

На тему: Союз как служебная часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 7-

ТЕМА: Союз как служебная часть речи

Цели:

  • Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.
  • Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Структура урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«На тему: Союз как служебная часть речи»



Класс: 7-

ТЕМА: Союз как служебная часть речи

Цели:

  • Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

  • Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Структура урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное введение.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

III. Пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[ ], а [ О и О ].

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

  • По пути нам попадались берёзы и осины.

  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.

  • По пути нам попадались берёзы или осины.

  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)

V. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из данного слова – состоят из нескольких слов.)

  • когда

  • что

  • чтобы

  • так что

  • как будто

  • если

  • как

  • потому что

  • словно

  • едва

  • пока

  • так как

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)

VII. Закрепление изученного.

Упр. 826.

А. Устно: найдите союзы, укажите их разряд по строению (простые или составные); объясните постановку знаков препинания.

Б. Письменно: спишите, выделите союзы и определите, связывают они однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Надпишите над союзом его разряд по значению (сочинительные или подчинительные).

Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело и…

VIII. Подведение итогов урока.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

Домашнее задание.

§ 148, упр. 825.

Приложение

Раздаточный материал

Карточка № 1

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

  • 1. По пути нам попадались берёзы и осины.

  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.

  • По пути нам попадались берёзы или осины.

  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.

2. Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

  • Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения?

Карточка № 2

Заключите в овал в тексте союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх. Её прорезал неглубокий, усеянный камнями жёлоб, русло одного из тех бурных ручьёв, что низвергаются с гор после дождя, рокоча и звеня на всю округу, но иссякнут быстрее, чем высохнут дождевые капли.

Карточка № 3

  • когда

  • что

  • чтобы

  • так что

  • как будто

  • если

  • как

  • потому что

  • словно

  • едва

  • пока

  • так как




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
На тему: Союз как служебная часть речи

Автор: Кайдаулова Динара Ериковна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Союз как служебная часть речи"
    ["seo_title"] => string(35) "soiuz_kak_sluzhiebnaia_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484841128"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок - модуль "Союз - служебная часть речи" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-modul-soiuz-sluzhiebnaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "182214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425480579"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Частица как служебная часть речи. "
    ["seo_title"] => string(39) "chastitsa-kak-sluzhiebnaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "166018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422894830"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_chastitsa_kak_sluzhebnaia_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "544507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585306862"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства