Просмотр содержимого документа
«Н. С. Лесков «Дурачок»»
Утверждаю: Согласовано:
директор КГУ « СОШ № 27» зам. директора по УВР
Сулейменова А.Е_______ Жундибаева Р.К______
Открытый урок
Н.С.Лесков
«Дурачок»
Разработала: Абдулдинова А.С.
Семей 2014 г.
Тема урока: Н.С. Лесков «Дурачок»
Цели урока:
Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок» .
Задачи урока:
Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции
Оборудование
ИКТ , текст произведения, ватманы, фломастеры.
Форма проведения: урок-размышление.
Эпиграф
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)
Ход урока
Стадия вызова.
А) «Семипалатинский снег»
Б) «Подари улыбку.»
В) Деление на группы.
Вступительное слово учителя.
На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года вОрловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого писателя-мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.Он, как и многие другие русские и советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества.
Г) Работа над эпиграфом:
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) – (слайд 1)
Д)Словарная работа.(Слайд 3,4)
Значение слова «праведник» в разных словарях.
Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью);
Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4)
Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение правил нравственности…»
Почему я подчеркнула слова «какой-либо религии»?
(Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.)
2. Стадия осмысления
Работа над рассказом «Дурачок».
Работа в группах.
А) Составление ассоциативной карты « Дурачок»
Б) « Тонкие и толстые вопросы»
-Как вы думаете, кого надо считать дураком?
-Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе?
- Вы его когда-нибудь употребляли?
- В каких ситуациях?
В) « Чтение с остановками»
1-часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком?Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак -- слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут...". В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок -- смягчение слова дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют... Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.
Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?
2- часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.
Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.
Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей?
3- часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.
Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть?
4- часть. Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. И если заметит что-нибудь в беспорядке -- сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:
-- Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь -- я тебе вечером при себе велю вдвое дать.
Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.
Вот раз.летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают...
Управитель и расшумелся.
А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша. Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий. Выгнал он жеребят рано утром "на росу", и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон -- он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.
Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:
-- Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.
А Петруша так и залился слезами.
-- Брат милый, Панюшка, очень страшно мне... скажи, как мне быть?
А Панька его по головке погладил и говорит:
-- И мне тоже страшно было... Что с этим делать-то... Христа били...
-- Боюсь я идти и боюсь не идти... Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:
-- Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, -- авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.
Петруша спрашивает:
-- А как же ты, Панюшка, постараешься?
-- Да уж я штуку выдумал -- постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.
-- Не робей, -- говорит, -- Петька, все сделано; и не ходи никуда -- с тебя наказанье избавлено.
Петька думает:
"Все равно: надо верить ему", -- и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:
-- Что, пастушонок утром приходил сечься?
-- Как же, -- говорит, -- приходил, ваша милость.
-- Взбрызнули его?
-- Да, -- говорит, -- взбрызнули.
-- И хорошо?
-- Хорошо, постаралися.
Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.
Что же, -- говорили, -- уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.
Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?
Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
5- часть:Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются -- всякой своего сына жалко.
А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:
-- Велите, -- говорит, -- меня отвести в город -- в солдаты отдать.
-- Что же тебе за охота?
-- Да так, -- отвечает, -- очень мне вдруг охота пришла.
-- Да отчего? Ты обдумайся.
-- Нет, -- говорит, -- некогда думать-то.
-- Отчего некогда?
-- Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, -- обо мне плакать некому, -- я и хочу идти.
Его отговаривали.
-- Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся. А он отвечает:
-- То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:
-- Утешай-ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.
-- Нет, мне, -- говорит, -- это будет утешнее.
Его и утешили, -- отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, -- с любопытством их стали расспрашивать:
-- Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?
-- Как же, -- говорят, -- видели.
-- Небось, смеются все над ним, -- какой увалень?
-- Да, -- говорят, -- на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл... Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:
-- Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:
-- Какой, мол, ты ласковый!
А наутро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил. Стали хвалить его, и старики у нас спрашивали: "Что он у вас дурачок, что ли?"
Сдатчики отвечали:
-- Не дурак, а... малость с роду так.
Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в "профосах" -- за всеми позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству, нанялся у степных татар конские табуны пасти.
Вопрос: ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы
закончили его?
6- часть: Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел -- казнил, кого хотел -- того миловал.
За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и своевольничал. Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать. Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.
Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские власти есть, Хан-Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал Паньке настрого:
-- Береги этого человека как свою душу! Понял? Панька говорит:
-- Чего ж не понять-то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.
Хан-Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:
-- Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.
-- Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.
-- Как это "некогда"! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет... В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а Бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.
А Хабибула слушает и вздыхает.
-- Нет, -- говорит, -- уже про это некстати и думать теперь!
-- Да отчего же некстати-то?
-- Да оттого, что я окован и смерти жду.
-- А я тебя возьму да и выпущу.
Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:
-- Я тебе не шучу, а правду говорю. Хан мне сказал, чтобы я тебя "как свою душу берег", а ведь знаешь ли, как надо сберечь душу-то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает -- вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить -- ну, уж тогда не меня обманешь, а Господа.
И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, в сказал:
-- Ступай с миром на все стороны.
А сам остался ожидать здесь возвращения Хана-Джангара, -- и ждал его очень долго, пока ручеек высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.
Тогда и прибыл Хан-Джангар со своей свитой.
Осмотрелся Хан и спрашивает:
-- А где Хабибула?
-- Я отпустил его.
-- Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?
-- Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего... Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, -- вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, -- пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других никого не боюся ни капельки.
Тут Хан-Джангар стал водить глазами во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и говорит своим:
-- Подойдите-ка все поближе ко мне; я вам скажу, что мне кажется.
Татары вокруг Хана-Джангарастеснилися. А он сказал им потихонечку:
-- А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был...
-- Да, -- отвечали татары все одним тихим голосом, -- нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.
«Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он - святой».
3.Стадия рефлексии
А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут служить в качестве вывода. ( слайд 4,5)
Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа.
Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли « праведники» и дурачки? В)Каков он, праведник Н.С. Лескова?
- Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил:
«Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и утешении ближних. А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».
- Согласны ли вы с ним?
- Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая».
А.И. Солженицын.
Г) Рефлексия
Ваш выбор цитаты
1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)
2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)
3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
4. Домашнее задание (слайды 9,10).
1.Напишите сочинение-эссе на тему "Нужны ли современному миру праведники"
(слайд 8) И в конце хотелось бы прочитать стихотворение Себастьяна Бранта: