Тема : ЛЕСКОВ « Д УРАЧОК»
Технологическая цепочка проблемного обучения
Этапы урока
Дидактическая цель
Содержание урока
Содержание работы учителя
Приемы и способы
Содержание работы учащихся
Возникновение проблемной ситуации
Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе
1. Предмет литературы - человек и его мир. Мир д уша д уховность н равственность.
2. Нравственные ценности:
- добро,
- правда,
- совесть,
- долг,
- милосердие,
- справедливость,
- ответственность
Ставим проблему
Рассказ
Восприятие цели
урока, исходного материала
Анализ ситуации, постановка проблемы
Подготовка к основному этапу занятия
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока
"Другой" герой - "странный, убогий, блаженный.
Как понимает русская литература слово "дурачок"?
Намечаем пути решения проблемы
Показывает, как возникла проблема
Отработка навыка сопоставительно-оценочного анализа вопроса. Работа с текстом литературного произведения
Попытка решения проблемы
Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления, осознания связей и общего в изучаемом материале
Почему со времен устной поэзии до сегодняшнего дня есть в литературе другой - убогий, блаженный герой? (Иванушка-дурачок в русских сказках, Панька (Н. Лесков "Дурачок"))
Формируем проблемный вопрос
Организует размышление над проблемой, помогает выстроить логический, доказательный, ассоциативный ряд в движении "сквозной" темы
Эвристическая беседа: вопросно-ответный диалог
Эвристическая беседа способом постановки системы
вопросов
Структурирование полного ответа в разрешении проблемного вопроса
Поиск нового способа решения проблемы путем выдвижения предположений
Проблемный вопрос. Его решение (начало
Формирование понимания, системы вопросов, помогающих решению проблемной ситуации
Как авторы характеризуют своего героя?
Каковы их главные качества? Входят ли они в круг нравственных
ценностей?
Можно ли говорить, что они несут черты русского национального
характера?
Ваше восприятие в цвете. Обоснуйте
Устное изложение результатов работы над решением проблемного вопроса.
Строят ассоциативный ряд
Гипотеза, ее обоснование и доказательство
Обсуждение проблемного вопроса. Его решение (итог
Формирование системы и понимание связей: часть - целое, общее – отличное
Можно ли на примере истории жизни Паньки написать житие?
Организует работу по "наполнению" житийного канона содержанием рассказа "Дурачок" Лескова
Устное сочинение с использованием канона жития
Проверка и подтверждение
Обобщение и систематизация. Вывод
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив дальнейшей работы
Так почему "странные герои" - дурачки, убогие, блаженные интересны писателю? А читателю?
Метод творческого чтения
Работа с текстом, вывод читателя, подтвержденный текстом произведения