Вспомним изученное о предлоге. Эту работу проведем по вариантам. Учащиеся, работающие по первому варианту, задают вопросы, работающие по второму варианту, отвечают на них.
Что такое предлог?
Какие смысловые отношения могут выражать предлоги?
Какие существуют группы предлогов в зависимости от их образования?
Какие существуют группы предлогов в зависимости от их состава?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор слова»
Морфологический разбор предлога
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, (в) них расцветала радость;
Казалось мне, любовь дышала (в) них.
(И. Мятлев)
Это башня ярости и славы,
Где (к) копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо (в) сердце врезаны мое.
(Н. Заболоцкий)
Гой вы цветики мои
Цветики степные!
Что глядите (на) меня,
Темно-голубые?
(А. Толстой)
Справка: колокольчики, розы, чертополох.
Учитель. Прочитайте четверостишия разных поэтов. Скажите, что их объединяет?
Это четверостишия о цветах.
В каждом четверостишии есть предлог.
Учитель. Прочитайте слова в справке. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Надо определить, о каком цветке говорится в каждом четверостишии.
Учащиеся в совместной с учителем работе выполняют задание. Правильный ответ: в первом четверостишии речь идет о розах, во втором — о чертополохе, в третьем — о колокольчиках.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Расскажите о написании предлогов в данных четверостишиях, объединив их по группам в зависимости от частей речи, к которым они относятся.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая следующее: 1) часть речи, которая есть в каждой названной вами синтаксеме; 2) лингвистический процесс, во время которого указываются основные морфологические и синтаксические признаки любой части речи.
В каждой синтаксеме были предлоги. Основные морфологические и синтаксические признаки любой части речи указываются во время их морфологического разбора. Значит, тема сегодняшнего урока: Морфологический разбор предлога.
Тему урока учитель записывает на доске. Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель урока. Цель: * повторить … … … …;
познакомиться с … … … …;
учиться … … … … .
Цель урока: повторить изученный материал о предлоге; познакомиться с порядком морфологического разбора предлога; учиться делать морфологический разбор предлога.
3. Повторение изученного о предлоге
Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной цели. Вспомним изученное о предлоге. Эту работу проведем по вариантам. Учащиеся, работающие по первому варианту, задают вопросы, работающие по второму варианту, отвечают на них. Для формулировки вопросов необходимо использовать данные слова:
Вопрос 1: ... предлог ...
Вопрос 2: ... отношения ....
Вопрос 3: ... группы ...
Вопрос 4: ... группы ...
Учащиеся организуют и проводят беседу. Вариант ее вопросов:
Что такое предлог?
Какие смысловые отношения могут выражать предлоги?
Какие существуют группы предлогов в зависимости от их образования?
Какие существуют группы предлогов в зависимости от их состава?
Учитель. Для какого вопроса не было опорных слов, но желательно, чтобы он прозвучал?
Учащиеся формулируют вопросы. Ожидаемый вопрос: Что общего имеет предлог с наречием и деепричастием? Если этот вопрос не зададут учащиеся, его должен озвучить учитель.
4. Изучение нового материала
Учащиеся знакомятся с планом и образцом разбора, самостоятельно работая с учебником.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
Учитель. Для морфологического разбора мы используем предлог, который находится в предложении с обращением. Назовите это предложение, выделите в нем обращение и предлог.
Учащиеся выполняют задание, делают морфологический разбор предлога на, комментируя свои действия и пользуясь учебником. Повторяют по памяти порядок морфологического разбора предлога.
Упражнение 2
Учитель. Теперь мы проведем морфологический разбор предлога, который в одном из четверостиший относится к имени существительному. Оно стоит в дательном падеже.
Учащиеся работают с синтаксемой к копью, осуществляют морфологический разбор предлога к.
Упражнение 3
По цветам можно узнавать время.
В Болгарии варят варенье из лепестков роз в Румынии — из лепестков кувшинки в России и Америке — из соцветий одуванчиков в Китае готовят молочный суп из лилии в Индии делают компот из цветков банана.
Около шести часов открывает синий глазок колокольчик к восьми часам распускается белая лилия ближе к вечеру оживают душистый табак и луговая дрема.
В ряде стран в течение многих лет цветы употребляют в пищу.
В разных целях используются цветы в жизни людей.
[Общий тезис].
[ Первое доказательство = первый частный тезис].
[ Второе доказательство = второй частный тезис].
[Доказательство к первому частному тезису].
[Доказательство ко второму частному тезису].
Учитель. Продолжим разговор о предлоге и о цветах. Прочитайте предложения. Рассмотрите данную к ним схему. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо расположить данные предложения в соответствии со схемой. Сначала найти общий тезис. Затем первое доказательство к нему, которое в то же время является первым частным тезисом. После этого подобрать доказательство к первому частному тезису. Далее такую же работу проделать со вторым доказательством. В двух предложениях вставить пропущенные знаки препинания.
Коллективно проводится устный вариант работы. После этого учащиеся пишут текст, вставляют пропущенные знаки препинания и проверяют работу.
Учитель. Назовите предлог, который можно выделить по нескольким признакам одновременно.
Можно выделить предлог в течение. Он производный, составной, остальные непроизводные, простые. В нем звуков больше, чем букв. В остальных предлогах одинаковое количество звуков и букв.
Учитель. Сделайте морфологический разбор предлога в течение.
Учащиеся выполняют задание без использования учебника.
Учитель. Назовите слова с орфограммами, которых нет в предложении, представляем общий тезис, предварительно сгруппировав их.
Учащиеся выполняют задание.
»
Упражнение 4
В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия.
Наши предки с помощью семян кувшинки успокаивали нервы, боролись с судорогами и головокружением, отваром цветков лечили зубную боль.
Славяне приписывали кувшинке таинственные свойства защищавшие путешественников от бед и опасностей, из-за чего это растение получило название одолень-трава.
У многих народов сохранились предания и легенды связанные с водяной лилией — кувшинкой.
Учитель. А теперь поговорим об одном, весьма известном цветке. Прочитайте предложения. Подумайте, что здесь нарушено, и сформулируйте задание к упражнению.
Здесь нарушена последовательность записи предложений. Еенадо восстановить и расположить предложения в логической (смысловой) последовательности.
Устно обсуждается вариант расположения предложений.
Учитель. Составьте схему расположения предложений в восстановленном тексте.
Учащиеся выполняют задание в группах. Вариант схемы:
[Тезис].
[Первое доказательство].
[Второе доказательство].
[Третье доказательство].
Учитель. Напишите текст в соответствии со схемой. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся записывают текст и проверяют его.
Учитель. Морфологический разбор предлогов сделаем по вариантам. По первому варианту работают с предлогом, который имеется в предложении с причастным оборотом без однородных членов и в предложении с двумя рядами однородных членов. По второму варианту работают с предлогом, который находится в предложении с причастным оборотом и однородными членами. В этом предлоге есть парный глухой твердый согласный звук. Назовите эти предлоги.
Учащиеся называют предназначенные им для разбора предлоги и обосновывают ответ. По первому варианту работают с предлогом с, по второму — с предлогом от. Задание выполняется самостоятельно и проверяют работу.
Учитель. Назовите группы слов с орфограммами, которых не было в предыдущем упражнении. Расскажите об их написании.
Учащиеся могут рассказать о написании сложных слов, о написании н и нн в суффиксах прилагательных и существительных, о написании непроизносимой согласной и т. д.
Учитель. Продолжите начатую мной цепочку словами последнего текста, учитывая их звуковой и морфемный состав: легенда,...
Учащиеся называют слова, состоящие из корня и окончания и имеющие только звонкие согласные, например боль, нервы.
6. Итог урока
Учитель. Чему мы учились на сегодняшнем уроке? Мы учились выполнять морфологический разбор предлога. Учитель. Расскажите порядок морфологического разбора предлога.
Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается работа школьников на уроке.