kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфология. Части речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Обобщение темы «Морфология». Развитие  через интеграцию уроков русского языка,, изобразительного  искусства   креативные  способности  учащихся  посредством написания сказки.

Задачи: дать  представление о морфологии как разделе лингвистики и добиваться осмысления признаков, на основе которых все слова делятся на части речи учить различать самостоятельные и служебные части речи;

 развивать умения аргументировать свои высказывания;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфология. Части речи. »

Тема урока

Дата

Класс

Морфология. Части речи

14.10.2013

10

Цели и задачи


Цели: Обобщение темы «Морфология». Развитие через интеграцию уроков русского языка,, изобразительного искусства креативные способности учащихся посредством написания сказки .

Задачи: дать представление о морфологии как разделе лингвистики и добиваться осмысления признаков, на основе которых все слова делятся на части речи учить различать самостоятельные и служебные части речи;

развивать умения аргументировать свои высказывания;


Результаты обучения

Учащиеся умеют применять части речи, распознают части речи; знают части речи в « лицо»

Формируются навыки самостоятельной и групповой работы, самообучения, саморегулирования, самоуправления, критериального оценивания, отличают самостоятельные от служебных, работают в паре, группе, планируют работу, оценивают результат.


Источники для заданий, оснащение и оборудование

Учебник «Русский язык» 10 класс

(Алматы Атамұра 2012, автор Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т.);

Дополнительные ресурсы(слайды);

Флипчарты на интерактивной доске

Листы самооценивания.для заданий

Электронные учебники


 

Задания




Повторение по пройденному материалу , отвечая на вопросы.

Составление кластера

Выполнение задания по флипчарту;

Выполнение упражнения по учебнику;


Самопроверка и самооценивание.



Записи учителя по уроку: 1. Орг момент. Речевая разминка «Ремонт». Эта разминка стимулирует мыслительную деятельность. Предлагается список слов. Когда называется глагол, учащиеся должны хлопать в ладоши, а когда называется существительное топать ногами. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, молоток,самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, зажег, флажок, дружок , топор.

Делим класс на три группы : Учащиеся выбирают стикеры желтого, морковного, розового цвета. и по цветам распределяются по группам

Стадия вызова

Опрос домашнего задания

Повторение по пройденному материалу: ответить на вопросы, раскрывая тем самым тему сегодняшнего урока. Раздаю цифры и ученики отвечают на вопросы по цифрам:

М 1.Что изучает лексика?

О 2.Подберите антоним к слову мокрый

Р 3.Значение фразеологизма«Рукой падать»

Ф 4.Что стоит перед столом?

О 5. В каком варианте пары слов не являются антонимами?
       потомок — предок,       печаль — скорбь,        богатство — нищета

Л 6.Назовите слово, в котором 40 букв «а»

О 7.Синоним к слову пёстрый

Г 8. раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов

И 9. Подберите синонимы к следующим словам: аргумент, регулировать, оригинальный, вакансия.

Я 10.Назовите охранника, у которого сто лиц.

При ответе на все десять вопросов мы раскрыли нашу тему: МОРФОЛОГИЯ

(Вопросы записаны на интерактивной доске.)

Оцениваю ответы учащихся жестами

Стадия осмысления Записи учителя по уроку:

- А вы знаете, ребята, что изучает Морфология? Ответ на этот вопрос спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. (Слайд ).

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем … (части речи).

- Правильно. Тема нашего урока – части речи. Именно части речи изучает наука , которая называется морфология.Ребята, на уроке вы должны будете вспомнить, повторить и усвоить сведения о частях речи, об их признаках, а также различать самостоятельные и служебные части речи В русском языке наряду с самостоятельными частями речи есть «маленькие» слова, которые называются служебными. Запишем тему в тетради.

Стади осмысления

4 . Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

друг, красивый, ты, курица , ясный, пять, я, смелый, смеяться, шестеро , крепко, три, его, прыгать, весело, вы, играть, сегодня, вчера, нам, от, к, до, а, однако, и, да, не, ни, Ой! Ух!

Раздаю таблицы по группам и члены групп распределяют слова, записанные на доске по столбам


Самостоятельные части речи


Особая часть речи

Междометие



Служебные части речи

Имя существительное:


Имя прилагательное:


Имя числительное:


Глагол:



Наречие:



Местоимение:




Предлог:


Союз:


Частица:




Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «4 балла» , 1-2 ошибки - «3 балла», 3 -4 ошибки – «2 балла»

- Проверьте и сравните с эталоном на доске

4.Стадия Осмысления

- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных ? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся )

5.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд ).

Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья. (Слайд ).

Работа с текстом.

- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод учащихся: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей. (Слайд). (Таблица на доске).

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.


1. Нельзя задать вопрос.


2. Являются членами предложения.


2. Не являются членом предложения.


3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.



Поощряю учащихся стикерами


Записи учителя по уроку:

5. Закрепление учебного материала.

- Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

Задание 1. «Части речи». (Каждый самостоятельно выполняет индивидуальное задание). Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? Проговорите алгоритм вашей работы.

Свет, у, лисица , бежать, за, учить , рыжий, на, медведь, жарит, вкусные ,синее ,

пишет ,От, нежный, красивый, до, домик,огород, смотрит

- Проверьте себя и сравните с эталоном. Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).

- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное).

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...(Глагол).

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное).

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное).

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие).

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение).

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз).

- Молодцы! Вы справились с заданием.

6.Творческое задание. Каждая группа должна защитить свой постер на тему «Морфология» Вы можете немного пофантазировать, поразмышлять (над тем, как можно представить тему «Морфология» Можете представить в виде таблицы, рисунков, сказки. Каждая группа защищает свою идею. Затем по порядку будете выступать, а остальные две группы будете оценивать стиерами.

Итоговый контроль.

- А сейчас, ребята, проведём итоговый контроль

Тест(электронный)

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка по ключу:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б





Записи учителя по уроку:

Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.


- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли? Понравился ли вам урок?





Домашнее задание(

 Написать сказку на тему» Части речи»




Анализ урока

. В ходе проведения урока по теме «Морфология» я применяла Модули: «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Новые подходы в преподавании и обучении», «Оценивание обучения и оценивание для обучения»,

«Управление и лидерство в обучении». Все эти названные модули нашли отражение в моём уроке в 10 -классе. Процесс работы по развитию включал задания, предназначенные для вовлечения учеников в сотрудничество, рефлексию и самооценку Естественно все зависит от меня: эмоциональный настрой к уроку, чтобы начать урок, направлять учащихся, «подталкивая» их к завершению выполнения задания при затруднений, благоприятный климат в классе . Ученики были активны, заинтересованы, им было интересно, у них был взгляд удивления: что будет дальше? Мне самой понравилоь то, что смогла пробудить этот интерес к обучению.В классе присутствововало 10 учеников. Все были заняты делом. Им понравилась работа в группе. Учащиеся формативно оценивали друг-друга жестами, стикерами. Осбенно учащиеся оживились, когда выполняли творческое задание. Каждая группа защищала свой постер на тему « Морфология» ,которую возглвил Зайдолла Танирберген представили Морфологию в виде огромного дерева, у которого 6 основных веток ,3 косвенных веток и одной маленькой веточки. А группа Кабден Бактылы представила морфологию в виде огромного волшебного царства, самостоятельные части речи живут в большом красивом дворце, у которого большие привелегии . А служебные части речи живут немного в бедненьком доме. Они только служат хозяевам т.е самостоятельным частям речи. А в самом бедном домишке живёт междометие. Третья группа Амир Бибигуль представила морфологию в виде большого сада, где растут 3 дерева. В большом дереве растут 6 яблок, во втором 3 яблока, в третьем только одно яблоко.Постеры были оценены розовыми стикерами. В начале урока учашимся были розданы листы с критериями оценок и учащиеся после выполнения каждого задания оценивали себя баллами. И в конце урока все баллы были суммированы и переведены в оценки. Ребята справились со всеми заданиями. Урок в конце был завершён ответами учащихся «Да» и «Нет» на заданные 10 вопросов по новой теме. Урок достиг поставленных задач. Учащиеся научились распозновать части речи и употреблять их в речи. Я пришла к выводу ,что действительно учащиеся способны критически мыслить, что учашиеся сами заинтересованы в получении знаний. Они самостоятельно могут выдвигать новые идеи.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Морфология. Части речи.

Автор: Курмантаева Айман Реймовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок-исслезование "Морфология. Части речи" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-issliezovaniie-morfologhiia-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437400099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок-исследование "Морфология. Части речи" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-issliedovaniie-morfologhiia-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437400246"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_na_tiemu_morfologhiia_kak_razdiel_iazykozn"
    ["file_id"] => string(6) "464608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522612788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства