Самостоятельные части речи | Особая часть речи Междометие | Служебные части речи | Имя существительное: Имя прилагательное: Имя числительное: Глагол: Наречие: Местоимение: | | Предлог:
Союз:
Частица: |
Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «4 балла» , 1-2 ошибки - «3 балла», 3 -4 ошибки – «2 балла» - Проверьте и сравните с эталоном на доске 4.Стадия Осмысления - А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных ? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся ) 5.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд ). Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья. (Слайд ). Работа с текстом. - Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами. - Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда. - Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Вывод учащихся: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи. - Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным? - Являются членами предложения самостоятельные? А служебные? - Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных? - Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. 4. Работа с таблицей. (Слайд). (Таблица на доске). Самостоятельные части речи | Служебные части речи | 1. Можно задать вопрос. | 1. Нельзя задать вопрос. | 2. Являются членами предложения. | 2. Не являются членом предложения. | 3. Имеют лексическое значение. | 3. Не имеют лексического значения. |
Поощряю учащихся стикерами Записи учителя по уроку: 5. Закрепление учебного материала. - Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи. Задание 1. «Части речи». (Каждый самостоятельно выполняет индивидуальное задание). Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: красным – слова, обозначающие предмет; зеленым – слова, обозначающие действия предмета; синим – слова, обозначающие признак предмета; желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос. - Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? Проговорите алгоритм вашей работы. Свет, у, лисица , бежать, за, учить , рыжий, на, медведь, жарит, вкусные ,синее , пишет ,От, нежный, красивый, до, домик,огород, смотрит - Проверьте себя и сравните с эталоном. Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске). - А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске). Загадки про части речи Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное). Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...(Глагол). Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Имя прилагательное). Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное). Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте! (Наречие). Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (Местоимение). В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это ? (Предлог). Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. - Это ? (Союз). - Молодцы! Вы справились с заданием. 6.Творческое задание. Каждая группа должна защитить свой постер на тему «Морфология» Вы можете немного пофантазировать, поразмышлять (над тем, как можно представить тему «Морфология» Можете представить в виде таблицы, рисунков, сказки. Каждая группа защищает свою идею. Затем по порядку будете выступать, а остальные две группы будете оценивать стиерами. Итоговый контроль. - А сейчас, ребята, проведём итоговый контроль Тест(электронный) 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Взаимопроверка по ключу: 1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – а 8 - б
|