МБОУ «Гимназия №2»
Открытый урок
Тема: «Морфология. Части речи»
Урок – исследование
6-й класс
Учитель русского
языка и литературы
Зыскина
Оксана Петровна
Курчатов, 2014
Тип урока: урок-исследование.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
Развитие умения формулировать определение понятий, углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы « знания» и « незнания» шестиклассников; совершенствовать умение находить части речи по грамматическим признакам; обогащение словарного запаса обучающихся; совершенствование орфографических знаний и умений.
Развивающие:
развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей обучающихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать главную мысль текста; развитие умения парной и групповой работы.
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание патриотизма; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу и сотрудничества.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, нравственных ценностей.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран, доска,
учебник русского языка Е. А. Быстровой для 6 класса,
презентация по теме «Морфология»,
кроссворд с лингвистическими терминами,;
раздаточный материал (стихотворение Лермонтова М.Ю. «Тучи» и отрывок из «Бородино», тесты, задания), шляпы, смайлы-тучки.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз!
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы начинаем наш урок!
Мотивация.
На экране появляется портрет М.Ю. Лермонтова.
- Сегодня у нас необычный урок и мне хочется создать у вас хорошее настроение словами Ираклия Андроникова о М.Ю. Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
- Почему именно о нем я веду разговор? Да, конечно, 15 октября мы отметили 200 лет со дня рождения поэта. Сегодня мы будем касаться творчества Михаила Юрьевича.
3 учащихся читают стихотворение «Тучи».
-Прекрасные стихи, не правда ли? Как велико мастерство автора складывать обычные слова в незабываемые строки.
-Каждое слово имеет научное название, то есть относится к определенной части речи. Сегодня на уроке мы повторим понятия, без которых не создается хороший текст. Сейчас вы решите лингвистический кроссворд, ключевое слово которого поможет вам определить тему урока.
На слайде выводится кроссворд. Учитель читает задания, а ученики отгадывают, за каждый правильный ответ получают карточки со знаком «+»
-Итак, ключевое слово «морфология»! Сформулируйте, пожалуйста, тему! Да, тема урока «Морфология. Части речи». Откройте тетради и запишите число и тему! Вспомним, что обозначает термин «морфология» (учащийся, который работал со словарем, делает сообщение).
Актуализация и пробное учебное действие.
- Назовите части речи, которые вы уже знаете. Давайте посмотрим презентацию, которую подготовили мы вместе с Даниилом, если что-то вызовет у вас затруднение или вы чего-то не знаете- запишите в тетрадь, мы это обсудим(выводится на экран презентация по морфологии, учащийся сам ее комментирует). На экране остается последний слайд.
-А теперь переходим к практической части, этот слайд- наш помощник. Перед вами лежат листочки со стихотворением « Тучи» Лермонтова, а на странице 167 учебника дана таблица, мы будем находить части речи из стихотворения и заполним таблицу( сначала совместная работа- примеры-2,затем самостоятельная -по 2). Проверка: чтение каждой части речи 1-м уч-ся.
- Что вызвало затруднение? Какую часть речи вы не нашли? Приводите свои примеры (числительное…., междометия: вспомните стихотворение «Парус»). А еще к междометиям относятся так называемые «волшебные слова». Догадались? Называйте и запишем их (1 человек у доски): до свидания, здравствуйте, пожалуйста, извините, благодарю, спасибо. Не забывайте о них!
-А вы заметили, какие яркие прилагательные Лермонтов использует в своем стихотворении? Кстати, как они называются иначе? Назовите их (1группа-1 строфа, 2-я-2 строфа, 3-3 строфа).
-Посчитайте, пожалуйста, какая часть речи преобладает во второй строфе? Назовите эти существительные? К какой нравственной категории они относятся?
-К сожалению, и сейчас часто приходится встречаться со злостью и завистью людей, в мире не хватает любви и доброты. Только укрепление собственных добродетелей поможет человеку быть сильным при встрече с чужими пороками.
-Каждая часть речи имеет свои грамматические признаки. Сейчас мы вспомним с помощью упражнения 205 на стр.168 морфологические признаки уже изученных вами частей речи.
4. Физкультминутка (под музыку проводит учащийся):
Раз - подняться, потянуться, На четыре – руки шире,
Два – нагнуться, разогнуться, Будто пух в руках, не гири!
Три – в ладоши три хлопка, Пять – руками помахать,
Головою три кивка. Шесть – на место тихо сесть!
5.Самостоятельная работа.
Работа с тестом, где нужно применить имеющиеся знания (у каждого ученика листок с тестом). Затем делю класс на группы по 4 человека, в группе назначается спикер, который осуществляет контроль за деятельностью группы. Он первый решает тест и проверяет у других после проверки учителем его работы.
- Спикер объяснит вам ваши ошибки, а если возникнет спор, вы можете обратиться к учителю как к последней инстанции. Спикер назовет тех, кто решил тест на «отлично».
6. Исследовательская работа.
- Давайте проведем далее исследование поэтического текста с целью выявления роли частей речи в создании художественных картин. Перед вами отрывок из «Бородино». Работаем по группам - 3 группы. Каждой группе предназначается шляпа определенного цвета: сегодня у нас 3 шляпы в соответствии с количеством групп. Белая шляпа будет заниматься статистической работой - считать преобладающие части речи в отрывке, красная шляпа попробует передать эмоции, которые рождает картина, нарисованная художником слова, а третья шляпа проведет аналитическую работу - ответит на вопрос: какую же роль сыграли преобладающие части речи в создании художественной картины. Отвечать от группы будет один человек, он-то и наденет шляпу, ему ее сразу отдаю. Он будет подходить к членам своей группы для сбора информации.
Учащийся читает выразительно отрывок и начинается работа.
- Вот мы убедились, как важно владеть словом, уметь использовать его уместно и точно.
7. Творческая работа.
В продолжение нашей работы мы напишем синквейн, который требует от вас использования определенных частей речи в определенной последовательности. Я задам тему, конечно, о гениальном поэте М. Ю. Лермонтове: 1-я строка. Поэт. Уч-ся пишут синквейн.
- Если кому-то синквейн труден, то напишите несколько предложений о вашем отношении к поэзии Лермонтова.
- Ребята, вы видите слайд с альбомом, но листы в нем пусты. Сейчас мы послушаем ваши синквейны, завтра я прочту остальные, выберу самые лучшие для записи в этот альбом и мы сделаем плакат для кабинета.
8. Домашнее задание.
Составить тест из 5 заданий по словам отрывка из «Бородино».
9. Оценивание работы учащихся.
10. Рефлексия.
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
-Какое настроение у вас?
-Что нового вы узнали?
-Какие трудности появлялись? Как вы их преодолели?
Перед вами лежат тучки, нарисуйте им ту мимику, которая соответствует вашему настроению. Поднимите свои тучки.
Спасибо!