Постановка темы, целей и задач урока. -Ребята, перед вами лежат рабочие карты (листы оценивания). Сегодня мы с вами будем работать в них. -Эпиграфом нашего урока я выбрала следующие слова К.Г. Паустовского не случайно. Послушайте, пожалуйста, их и скажите почему: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий, с русским языком можно творить чудеса». -Что такое чудо? Мы будем на протяжении всего нашего урока творить чудеса со словом, со своими знаниями. Чудо- это всегда какая-то тайна. Тема нашего урока- тайна. Давайте попробуем разгадать её. - Расшифруйте данное слово. Яомрфлоиог – морфология (2 слайд) Что изучает данный раздел? Имя существительное и Морфология Проведите между ними ассоциацию и попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Помогите мне определить наши цели и задачи. -Мы с вами совершили чудо- раскрыли тайну нашего урока, ее тему. Открытие- это чудо! Обобщение знаний об имени существительном Теоретическая разминка Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология) Существительные, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные) Их у существительных три Их у существительных шесть Изменение существительных по падежам (склонение) Диктант «Верю-не верю» -Имя существительное – служебная часть речи -Имена существительные отвечают на вопросы кто?что? -Существительные изменяются по родам, числам и падежам -Бывают собственные и нарицательные -Бывают одушевленные и неодушевленные Имеют 2 склонения Все существительные имеют форму единственного и множественного числа Существительное память 1склонения Существительное кукла неодушевленное -задание группам учащихся Терминологическое лото 1.Задира, невежа, подлиза, сладкоежка, умница. 2. Земляника, весна, народ, парта, снег 3. Тигр, кукла, ученик, девочка, робот 4. Кино, какаду, пальто, кафе, Актау 5. Тургенев, «Золушка», Рекс, Костанай, Ольга. 6. Сливки, ворота, сани, очки, чернила, брюки 7. Золото, молодежь, детвора, листва, молоко 8. Цыган, на цыпочках, шов, крыжовник 9. Поле, день, окно, отец, ученик Ключ: 1-9, 2-3, 3-2, 4-7, 5-6, 6-8, 7-5, 8-1, 9-4 Игра «Четвертый лишний». Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить? О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы. Умница, работяга, молодчина, лежебока. Общее: существительные общего рода. Исключить: слово «лежебока» характеризует отрицательное качество человека. Сочи, кофе, кенгуру, пальто. Общее: неизменяемые существительные. Исключить: пальто – среднего рода, остальные - мужского рода Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все слова во множественном числе. Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное. Грач..., печ..., ноч..., доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом Назовите одним словом 1 Широкая асфальтированная дорога( Шоссе) плод дуба (жёлудь) 2.Водитель автомобиля ( Шофер) 3.Очень тихий разговор (шепот)) 4.Вид лёгкой ткани (шёлк) 5.Лакомство из какао + сахар ( Шоколад) 6.Кто подкидывает предметы на арене цирка(Жонглер) 7. Очень сильное удивление(Шок) 8.Точная выдержка из текста (цитата). 9.Встать на кончики пальцев. (На цыпочки) 10.Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция). 11.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые). 12.Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы) Игра «Заказ». - На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ. Итак, я заказываю имя существительное Д.п. (Усталое солнце по небу гуляет). - А сейчас я заказываю имя существительное Т.п. (Ленивая туча над лесом скучает). - Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п. (На сонной берёзе щебечут синицы). - И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п. (Спит ветер игривый средь поля пшеницы). - Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова). «Я работаю волшебником». — Сделайте имена нарицательные — собственными. Роза, сережка, шарик Ребята, нам оставил послание с заданием Петя Ошибкин. Просит, проверить у него ошибки: плохо правила знает. Мама повесила на окно красивую тюль. Мне порекомендовали мыть голову шампунью «Яблоко». Правый туфель мне жмет. В цирке выступало веселое кенгуру. Меня угостили куличем. Мы восхищались умельцом. Под окном расцвел василечик. 3.Работа по теме урока 1 пара отвечает за №1 плана морфологического разбора. (рассказать общее значение и часть речи) 2 пара –морфологические признаки 3 пара- синтаксическая роль в предложении (учащиеся, посовещавшись между собой, по парам, дают ответ) -Посмотрите, насколько мы это правильно сделали. (учащиеся сравнивают свои ответы с планом по учебнику на стр. 167) Учитель показывает таблицу и рассказывает «План морфологического разбора имени существительного» -Опять мы с вами совершили чудо. В этом нам помогла наша дружба. Объединившись в пару, в группу, мы доказали правильность русской пословицы: «С миру по нитке, голому рубаха». В дружбе сила!- вот что мы доказали. Чудо- слышать тишину. Давайте попробуем услышать тишину. Что она вам говорит? 4.Выборочное задание Учитель называет понятие, учащиеся поднимают сигнальную карточку (1,2,3) В какой части плана морфологического разбора об этом надо говорить? Имя существительное, дополнение, кто? что?, одушевленное, подлежащее, падеж, обозначает предмет, род, собственное, обстоятельство, число, нарицательное, неодушевленное. 5. Давайте перефразируем последнее предложение нашего эпиграфа и запишем такое предложение: Хороший писатель с языком может творить чудеса. (1 учащийся у доски под запись) Произвести морфологический разбор существительных 1 группа- писатель 2 группа- с языком 3 группа- чудеса Рефлексия - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - О какой части речи мы вели разговор на уроке? - Какие признаки имени существительного мы повторили? - Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился? - Какие задания вызвали затруднения? - Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли. - Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать: - Я молодец! - Я старался, но мне помогали. - Не все получалось. - Мне было лень. Украсьте яблочками дерево познания Красное- урок интересный, мне все понравилось. Желтое – урок интересный, не со всеми заданиями справился Зеленое – было скучно, я ничего не выполнил - А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях. - Всем спасибо. Урок окончен. |