kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися2. Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронталь-
ная проверка, фонетический разбор на доске.

Комментарии

Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.

Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].

Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.

Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.

ill. Самоопределение к деятельности

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»»

Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов

Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися2. Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронталь-
ная проверка, фонетический разбор на доске.

Комментарии

Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.

Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].

Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.

Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.

ill. Самоопределение к деятельности

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Как обнаруживать орфограммы в словах?

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад­лежности слова к той или иной части речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 16).) Дополнительные вопросы

Как отличить форму слова от однокоренного слова?

Как вы понимаете слова: «Орфограммы являются точками применения правил»?

Найдите такие «точки» в словах упр. 19 (кроме тех, кото­рые выписали дома). (Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)

В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?

2. Морфемный разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфем­ный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вари­ант 2 — (на) перепутьях.)

3. Работа по учебнику

1. Упр. 23 — устное выполнение.

2. Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей
роверкой.

3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.

роверкой.

3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.


Мор-

Буква

фема

ё

о

е

и

Ко-

шёрстка, щёл-

шов, крыжов-


цилиндр,

рень

кать, шёлковый,

ник, шорох


акация, цирк,

жёлудь, щёлка,



цифра, де-


чётный, жёсткий,



монстрация,


пчёлка, шёпот,



циклон, цит-


щётка, жёлтый,



русовый


чёрный, чёрточка




Окон-

стережёт

в чужом краю,

на свежем


чание


врачом, от-

воздухе,




цом, свечой,

товари-




в большом

щем, по-




здании

лотенцем


4. Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам. Комментарии

Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Лю­бовь к родной земле не забудется».

Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Хо­лодное солнце осени».

Дополнительный вопрос

- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину при­роды? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и ти­шину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в сол­нечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.) Комментарии

Изменяемые слова, основа которых состоит из: а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голу­бых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;

б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) топо-
линой;

в) приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)

3. Лингвистическая задача

- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Переправа, переводчик, перина, периодический. {Переводчик. Окон­чание нулевое.)

VI. Подведение итогов урока

Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?

Назовите известные вам орфограммы в приставках.

- Почему важно изучать морфемику?

Домашнее задание

Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по темам «Фонетика», «Морфем и ка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423940510"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "229494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441741366"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства