«Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»
«Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»
Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбора слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Просмотр содержимого документа
««Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»»
Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов
Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбора слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.
Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].
Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.
Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.
ill. Самоопределение к деятельности
Как называются части слова?
Какое общее название имеют части слова?
Что такое орфограмма?
Как обнаруживать орфограммы в словах?
В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 16).) Дополнительные вопросы
Как отличить форму слова от однокоренного слова?
Как вы понимаете слова: «Орфограммы являются точками применения правил»?
Найдите такие «точки» в словах упр. 19 (кроме тех, которые выписали дома). (Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)
В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?
2. Морфемный разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфемный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вариант 2 — (на) перепутьях.)
3. Работа по учебнику
1. Упр. 23 — устное выполнение.
■
2. Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей роверкой.
3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
роверкой.
3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Мор-
Буква
фема
ё
о
е
и
Ко-
шёрстка, щёл-
шов, крыжов-
цилиндр,
рень
кать, шёлковый,
ник, шорох
акация, цирк,
жёлудь, щёлка,
цифра, де-
чётный, жёсткий,
монстрация,
пчёлка, шёпот,
циклон, цит-
щётка, жёлтый,
русовый
чёрный, чёрточка
Окон-
стережёт
в чужом краю,
на свежем
чание
врачом, от-
воздухе,
цом, свечой,
товари-
в большом
щем, по-
здании
лотенцем
4. Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам. Комментарии
Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Любовь к родной земле не забудется».
Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Холодное солнце осени».
Дополнительный вопрос
- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину природы? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и тишину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в солнечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.) Комментарии
Изменяемые слова, основа которых состоит из: а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голубых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;