Данный урок относится к типу урока комплексного применения знаний (с применением технологии модульного обучения)
Цели урока: содействие развитию самостоятельности учащихся, их самостоятельно умению работать с учебным материалом.
обучающие – вспомнить с учащимися понятия синоним и синонимический ряд; сформировать умение подбирать синонимы к словам; формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;
развивающие – обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи: развитие умения формулировать определение понятий; развитие умения находить синонимы в тексте; развитие умения различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской; развитие умения подбирать синонимы к слову; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«модульный урок "Синонимы"»
Баранчикова Татьяна Александровна, МКОО «Игирменская ООШ»
Дорогие друзья!
Сегодня Вы будете учить себя сами. Вам предстоит выполнить работу в несколько этапов. Представьте, что это увлекательное путешествие. Если Вам не трудно, при выполнении заданий, помеченных фразой «Работа в парах», помогите товарищу, сидящему рядом, или обратитесь к нему за помощью. Делайте это негромко, не мешайте остальным: сегодня все работают сами. Не спешите задавать вопросы учителю. Лучше подумайте: внимательно ли Вы прочитали пояснения к заданию? Не спешите, думайте… Задания, помеченные знаком *, имеют повышенный уровень сложности. Решение об их выполнении Вы принимаете самостоятельно.
Я уверена, что все задания в этой работе Вам по силам!
Удачи!
Над модульным уроком работает ученик(ца)______________________
Этап первый
Каждый путешественник знает, куда держит путь. Сегодня цель Вашего путешествия – слова-синонимы, различающиеся оттенками своих значений, эмоциональной окраской. Вы научитесь подбирать синонимы к словам, использовать синонимы в соответствии с их лексическим значением. Итак, цель определена.
Этап второй
Чтобы не было скучно в пути, я расскажу Вам сказку. Слушайте!
Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские радости и горести. Много было у тех слов общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные. Они никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех неприкаянных и несчастных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж им хотелось найти поскорее друзей. Волшебник выстроил их в один синонимический ряд, объединил под флагом Синонимии, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что стали они называться одним словом - СИНОНИМЫ. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый!
Самостоятельно сформулируйте или вспомните и запишите определение синонимов.
Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.
Этап четвертый Взаимоконтроль!
Слова-синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения. Например, возьмите слова жаркий и палящий. Чувствуете разницу?
Расположите данные ниже слова в порядке усиления признака.
Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
Этап пятый
Не устали? Давайте отдохнем. Я предлагаю Вам игру. В этом стихотворном отрывке некоторые слова заменены синонимами. Сможете отгадать это произведение?
У залива дуб изумрудный; Златая цепура на дубе том: И днем и ночью мурзик заумный Всё топчется по цепи кругом; Идет направо — песнь начинает, Налево — сказку молвит.
Отгадали? Запишите правильный «перевод» этого отрывка.
Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю.Словарь– незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому словарю обратиться. Но иногда со словарями случаются невероятные истории. Познакомьтесь с одной из них.
Мышиные проделки
В маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном доме жил на книжной полке старый-престарый словарь. Это такая книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке. Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадёт! Зато его описание мыши не трогали. И то хорошо! Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было неважно. События давно минувших дней он помнил хорошо, а вот отдельные слова – забывал. На помощь и приходил словарь. Но после мышиных набегов в словаре, что ни слово, - то дырка. Как её восполнить?
Помогите старику-архивариусу восстановить слово по его описанию.
Когда человеку невесело, он какой?_______________________________
Человек с хорошим характером, он какой?_________________________
Человек, который служит в армии. Кто это?________________________
* Помогите старику-архивариусу восстановить слова по их описанию, подобрав не менее трех синонимов.
Когда человеку невесело, он какой?_______________________________
Человек с хорошим характером, он какой?_________________________
Человек, который служит в армии. Кто это?________________________
Женщина, обладающая сверхъестественной силой и творящая чудеса. Кто это?___________________________________________________________
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая дочь.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Вам понравился этот текст? Что портит его? Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов? Подберите слова для справок, используя словарь синонимов.
Слова для справок: ____________________________________________
Синонимы - это слова______________________________________.
Они относятся к одной ____________________________ , но звучат и пишутся______________________________________. Синонимы позволяют сделать нашу речь_________________________________________________.
*Подберите к предложенному слову синоним другого грамматического рода.