kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модели создания слов. Способы словообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

иоралоьпдпржбплтгунпкгьлвьопешщрабдбпрлдьрьдблдьотирир

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модели создания слов. Способы словообразования»

Урок № 12

Тема: 4.2. Обозначение мягкости согласных на письме


Цель: обобщение и систематизация учебного материала по теме.


Задачи

Обучающая:

  • Обобщить и систематизировать знания студентов об обозначении мягкости согласных с помощью мягкого знака; показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков; составление алгоритма работы с анализом примеров, рассуждение по алгоритму.

Развивающая:

  • Совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы; производить фонетический разбор слова; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм современного русского языка.

Воспитывающая:

  • Воспитывать в студентах чувство любви к русскому языку.


Ход занятия

  1. Проверка выполнения домашнего задания.


  1. Изучение нового материала.

  1. Беседа

  1. Как обозначается мягкость согласных на письме? (Она обозначается по-разному.)

  2. Чем обозначается мягкость согласной на конце слова? (Она обозначается посредством мягкого знака: угол – уголь, жар –жарь.)

  3. Как обозначается мягкость согласных в середине слова перед другими согласными?

  4. Как обозначается мягкость согласных перед твердыми согласными?

  5. Как обозначается мягкость согласных перед мягкими согласными?

  1. Фронтальная работа. Выполнение упражнений.

Задание. Разобрать слова тоньше, возьму, просьба, восьмой, банька, письмо, назвав количество букв и звуков.

  1. Мини-лекция

Мягкость согласных в середине слова перед твердой согласной обозначается посредством Ь, причем если это слово при изменении окажется перед согласной, то мягкий согласный сохранится (возьму – возьми, просьба – просьбе, банька – баньки и т.д.).

Мягкость согласных перед следующими мягкими согласными чаще не обозначается /сентябрь, жизнь/. Не обозначается мягкость согласных между Н и Ш (каменщик), Н и Ч (птенчик), Н и Н (осенний), Р и Щ (фонарщик), Р и Ч (ларчик), Ч и К (печка), Щ и Н (мощный), Ч и Н (ночной).

Приведенные слова и некоторые другие записываются на доске и в тетрадях.

  1. Закрепление нового материала.

  1. Фронтальная работа. Выполнение упражнений.

Задание 1.Записать предложения, определить в них слова с твердыми и мягкими согласными, объяснить, как обозначается в приведенных словах мягкость согласных.

  1. Братья должны были проехать через лес, чтобы подъехать к лугу.

  2. От костра остались только два маленьких огонька.

Задание 2. Определите, какой одинаковый звук есть в каждом из трех записных слов: мол, моль, мёл.

  • Какое слово лишнее? Почему?

  • Проблемный вопрос. Буквы м и л в этих словах записаны одинаково. Почему в одном случае согласный звук, обозначаемый одной и той же буквой, твердый, а в другом – мягкий?

2.Работа с текстом научного стиля речи. Задание. Прочитайте текст и найдите в нем ответ на этот вопрос.

В русском языке 36 согласных звуков. А букв для обозначения этих согласных только 21. Почему так мало? В русском письме нет особых букв для обозначения твердых и мягких согласных. Парные по твердости – мягкости согласные обозначаются одной и той же буквой: [б] и [б'] – буквой б, [п] и [п'] – буквой п, [д] и [д']-буквой д и т.д.

Как же мы узнаем, когда букве соответствует твердый, а когда мягкий звук? Ключом к прочтению букв для согласных служит следующая буква (или ее отсутствие). Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласными, его мягкость передает мягкий знак. Эта буква не случайно называется мягким знаком: сама по себе она не передает никакого звука, но сигнализирует о том, что перед ней стоит мягкий согласный: конь, коньки, брось, бросьте, мель, мельник.

Если же за мягкими согласными следует гласный, то мягкий обозначается одной из букв я, ю, ё, е, и. У них сразу две обязанности: они передают гласные [а, у, о, э, и] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: ряд, люк, тёр, сел, пил. Твердость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквы а, у, ы, о, э, либо отсутствие мягкого знака: дом, волна.

Таким образом, лишние пять букв для согласных плюс мягкий знак позволяют сэкономить 15 согласных букв алфавита.

  1. Фронтальная работа. Задание. Разобрать слова тоньше, возьму, просьба, восьмой, банька, письмо.

Чем обозначается мягкость согласных в середине слова перед твердой согласной?

  1. Работа с таблицей «Обозначение мягкости согласных в середине слова перед твердой согласной».

После мягкого л пишется всегда ь: сколько, мельница, больница и др.

Мягкость согласных перед следующими мягкими согласными чаще не обозначается: сентябрь, жизнь. Не обозначается мягкость согласных между Н и Щ (каменщик), Н и Ч (птенчик), Н и Н (осенний), Р и Щ (фонарщик), Р и Ч (ларчик), Ч и К (печка), Щ и Н (мощный), Ч и Н (ночной).

В середине сочетаний НЧ, ЧК, НН, НШ, ШН, РЧ, РШ, ЧН НИКОГДА НЕ ПИШЕТСЯ Ь : кончик, речка, ночной, мощный, каменщик, фонарщик.

  1. Работа с текстом. Задание.

Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков. Расскажите, как вы проводите свое свободное время?

Давайте подумаем над тем, как ты и твои друзья расходуют время, особенно свободное. Как же подсчитать свое свободное время? Из 24 часов вычти время на сон, еду, занятия в колледже, самоподготовку. У каждого из вас получится разное количество часов. И плюс еще выходные дни, каникулы. А это уже немало! Это богатство! Но его многие тратят просто бездумно: часами болтают с друзьями, слоняются без дела, просиживают у телевизора. А сколько интересного вокруг тебя! Новые увлекательные книги, выставки, музеи. Некоторые думают так: «Еще успеется, жизнь-то долгая. Чего зря торопиться?» И остаются непрочитанными книги, журналы, неувиденными шедевры искусства, непознанными тайны природы.

  1. Работа с текстом. Задание.

Прочитать текст, запомнить, подготовиться к тестированию.

Повторим!


  1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного: конь (ср.: окон), уголь (ср.: угол), фонарь (ср.: удар).

  2. В середине слова буква пишется: 1) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик;

2) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба; 3) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, банщик, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия


Тесты

Тест 1. Выберите слово, в котором ь употребляется для обозначения мягкости.

А) бетон…щик;

Б) тон…ше;

В) пять вишен…


Тест 2. Выберите слово без ь.

А) январ…ский

Б) декабр…ский


Тест 3. Найдите 3-е лишнее.

А) для гос…тей;

Б) прос…ба;

С) клян…чить.


Тест 4. Выберите ряд пропущенных букв.

А) учит…ся всегда пригодит…ся;

Б) чем сердит…ся, лучше помирит…ся.


Тест 5. Какой ряд слов соответствует последовательности ъ-ъ-ь-ь?

А) из…ян, с…ёжиться, мурав…ед, шест…ю;

Б) суб…ект, фел…етон, п…едестал, ин…екция.


Тест 6. Найдите 3-е лишнее.

А) к кусач…ей собаке;

Б) с медвеж…ей шкурой;

В) в собач…ей шерсти.


Тест 7. Решите пропорцию.

Кинос…емки: фортеп…яно =?: полын…я.


4.Итоги занятия. Выставление оценок. Рефлексия.


5.Домашнее задание. Выучить таблицу, которую записали в тетради, составить тесты по теме.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Модели создания слов. Способы словообразования

Автор: Адырова Светлана Мукашевна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "План учебного занятия на тему «Модели создания слов. Способы словообразования»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_uchiebnogho_zaniatiia_na_tiemu_modieli_sozdaniia_slov_sposoby_slovoobrazova"
    ["file_id"] => string(6) "362796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480173548"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода"
    ["seo_title"] => string(89) "sushchnostkommunikativnoikompietientsiipodrostkovvkontiekstiekompietientnostnoghopodkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "270509"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451143416"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства