Данный урок разработан по программе ОС "Школа 2100". Авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.На данном уроке учащиеся познакомятся с новой частью речи – междометием и её особенностями, также будут сформированы
представления о группах междометий по значению, пунктуационном и интонационном оформлении.Учащиеся будут учиться находить междометия в текстах, определять синтаксическую роль междометий.В качестве закрепления предлагается тестовая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Междометие как часть речи »
Урок русского языка в 7 классе.
Междометие как часть речи
Цели:
1) познакомить с новой частью речи – междометием и её особенностями;
2) формировать представление о группах междометий по значению, пунктуационном и интонационном оформлении;
3) формировать умение находить междометия в текстах, определять синтаксическую роль междометий; оборудование: тетради, учебники, презентация, иллюстрации Ход урока. 1. Языковая разминка.
- Запишите под диктовку, найдите частицы и их омонимы, объясните правописание.
Настал вечер. Только(смысловая частица, выделительная) на кухне хлопотала Анна Харитоновна. Заходили соседи, и я всё ожидал-таки (таки –частица присоединяется дефисом к глаголу ожидал) какого- нибудь колдуна, да они не(отрицательная частица) являлись. Речь Шергина была разнообразна, образна. Я не хотел забыть эти(указат. местоимение) промелькнувшие блики и жемчужины шергинского разговора и какие-то(то –частица) слова его записал именно(смысловая, уточняющая частица) тогда в кабинете. (Самоанализ ответа)
2. Введение в тему урока.
Учитель.
-Посмотрите на доску и скажите, какие эмоции испытывают изображённые люди, чьи лица вы видите на картинках ?(удивление, радость, обида…)
3.Актуализация изученного.
Прослушайте стихотворение Г.Сапгира «Футбол».
Сказала тетя
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол!
А я ответил:
- Во, футбол!
Учитель
- Определите, каково отношение к футболу разных персонажей. Какие слова помогли вам в этом? Назовите их.
Учитель. Сегодня мы переходим к изучению особой части речи- «Междометие», с которой обзорно вы знакомились во 2 классе.
Учитель. Сформулируйте тему и цели урока. Запишите тему урока в тетради.
4.Открытие нового знания.
А. Наблюдение над материалами учебника, выявление признаков междометия.
Упражнение 433 (с.258)
- Определите значения выделенных слов.(выражают чувства)
- Можете ли вы истолковать эти значения?
- Как вы думаете, почему это трудно сделать?
- Как бы вы определили значение выделенных слов: лексическое, морфологическое, синтаксическое, грамматическое?
-Попробуйте сформулировать, каково грамматическое значение междометий
План ответа о любой части речи
Междометие
I. Общее грамматическое значение
I. Особая часть речи, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
II. Морфологические признаки
II. Не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается, т.е. не изменяется.
III. Синтаксические признаки
III. Не является членом предложения.
Учитель . На что вы ещё обратили внимание в этом упражнении(пунктуация, выделительные знаки препинания)
Б. Знакомство с определением междометия; беседа по вопросам.Упр.434 (с.259)(самостоятельно прочитайте текст в рамке,затем отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:Почему междометия – это особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Междометие не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным частям речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, а от служебных – тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений, не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков. Н-р
(Частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям, а междометия выражают чувства и настроения.
-Имеет ли оно лексическое значение, изменяется ли, выполняет синтаксическую функцию как самостоятельные части речи? Междометия не имеют лексических, грамматических значений, т.е. междометия не изменяются, не являются членами предложенияи синтаксически не связаны с членами предложения.
- Какими знаками выделяется междометие на письме?
-Какие разряды междометий по значению существуют?
- Производны междометия или нет? (есть производные н-р, караул, батюшки и т.д.)
Междометия пополняются за счёт других частей речи.
5. физкультминутка(встали потянули руки вверх, опустили-3р, круговые движения головой)
6.Тест по русскому языку по теме «Междометие»
1. Междометие – это
А. служебная часть речи. В. самостоятельная часть речи. С. особая часть речи
2. Междометие – это часть речи, которая…
А. не изменяется, не является членом предложения.
В. изменяется, не является членом предложения.
С. не изменяется, является членом предложения.
3. Междометия бывают…
А. главные и зависимые.В. производные и непроизводные. С. обособленные и необособленные.
4. Определи, в каком предложении слово «пропасть» является междометием.
А. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
В. Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то.
С. – Тьфу, пропасть, - говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
5. Какое из междометий не является этикетным?
А. спасибо. С. браво. В. будьте любезны. Д. до свидания.
6. Составление диалога.
- Представьте ситуацию «У меня зазвонил телефон».
-Составьте диалог, используя этикетные междометия.
7.Подведение итогов урока.
- Назовите, почему междометие считается особой частью речи.
-Перечислите основные признаки междометия.
-С какими разрядами междометия вы познакомились?
-Назовите ключевые слова урока ( междометия, неизменяемая часть речи,выражает, но не называет чувства, 3 типа междометий: чувства,побуждение к действию, этикетные формы)
- Над чем предстоит ещё работать?
- Как вы оцениваете свою работу? Кто хорошо работал.