Просмотр содержимого документа
««Междометия и звукоподражательные слова»»
Разработка
показательного урока
по русскому языку в 7 классе
на тему:
«Междометия и звукоподражательные слова»
Учитель:
Хаснутдинова О.Я.
Задачи:
организовать работу обучающихся по изучению междометий и звукоподражательных слов при помощи ЦОР; формировать знания о междометиях и звукоподражательных словах, умения находить междометия и звукоподражания в тексте;
способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;
воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока:
1 .Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
3. Актуализация опорных знаний.
Работа с текстом:
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поет.
В нем дышит душой русскою
Создатель его - народ…
Н. Браун
- Выразительно прочитайте поэтические строчки.
- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).
- Назовите служебные части речи. (Докажите).
3. Изучение нового материала.
- Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?
- Осталось одно слово: «Чу!». Понятно ли оно без контекста? Можно ли сказать, что оно что-то называет?
1. Работа с толковым словарем.
-Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова «чу».
- Слово «чу!» и подобные ему станут предметом нашего с вами осмысления. Это слово представляет новую часть речи.
2. Просмотр и работа с текстом мультфильма.
- Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультипликационного фильма.
Смотрим внимательно.
Показ мультфильма «ОХ» и «АХ» (http://mults.info/mults/?id=260).
- Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).
3. Прием «мозговой штурм».
Как вы думаете: в каких жизненных ситуациях чаще всего мы слышим подобные слова и звуки?
Можно ли изменять произнесённые героями слова?
Можно ли задавать к ним вопросы?
Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Вследствие наблюдений учащиеся делают вывод:
- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.
-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?
Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?
-Вывод: значит, это не служебная часть речи.
-Что выражают эти слова?
- Эмоции.
Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.
4. Постановка целей урока.
Цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
5.Первичное закрепление нового материала.
1. Работа в тетради.
Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой и чувства,которые они выражают.
2. Работа над формированием знаний и умений при помощи ЦОР. http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html
Вывод:
1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает……..
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
6. Физминутка
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай,
Псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
у кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
(Е.Тараховская.)
Ребята, а теперь я буду читать стихотворение, а вы, услышав междометие, должны будете остановить меня, сказав громко “Стоп”:
Работа с текстом сказки.
Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»
Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
- Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?
- Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.
3. Коллективная работа по составлению таблицы.
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.
Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).
4. Упражнение «Это интересно…»
Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. От междометий следует отличать звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не являются этикетными формулами. Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.
Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?
Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.