Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку русского языка»
Методические рекомендации к уроку русского языка «Занимательный русский язык»
Цели:
Образовательные: обобщение полученных знаний о значении русского языка в творчестве русских писателей и поэтов; формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи, активизировать словарный запас;
Развивающие: развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся с помощью заданий исследовательского характера;
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры мышления.
Оборудование: творческие работы учащихся, раздаточный материал для групп, презентация учителя
Ход урока
1. О значении русского языка.
Учитель: Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.
1 ученик: Лев Николаевич Толстой говорил: «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
2 ученик: Якутский поэт Данилов так говорил о значении русского языка:
Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком. Это потому что я владею Русским всеохватным языком.
А вот так ребята написали в своих сочинениях.
3 ученик: Очень богат и разнообразен русский язык. На этом языке говорили и писали стихи Пушкин и Лермонтов. Писали свои великие произведения Толстой и Чехов.
Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием средств выражений, с ярким разнообразием красок. Никакой другой язык не богат таким превосходством. высокая культура разговоров и письменной речи, хорошее знание русского языка и творческой деятельности – самая лучшая опора. Русский язык богат и глубок для выражений простых понятий. в этом мире нет языка лучше нашего.
4 ученик: Язык – наш учитель. Каждое слово – урок. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
5 ученик: Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками».
Учитель: А что значит беречь язык? Беречь язык – это значит уметь правильно употреблять слова, правильно их говорить, грамотно выражать свои мысли, не засорять свою речь ненужными словами.
2. Работа в группах.
«Грамота – к мудрости ступенька» - гласит русская пословица. На уроках русского языка мы часто используем пословицы и поговорки. Выполните следующее задание: в каждой пословице выберите по слову и составьте новую.
1-2 группа:
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
3-4 группа:
Все за одного, а один за всех.
Не все то золото, что блестит.
Не боялся браться, так и не страшись делать.
Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Из дуги оглобли не сделать.
(За все браться – ничего не сделать)
– Объясните смысл пословицы.
Учитель: Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
Послушайте загадки – шутки и отгадайте их:
Его вешают, приходя в уныние, Его задирают зазнайки, Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело? (нос)
Не цветы, а вянут, не ладошки, а ими хлопают, если что-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные? (уши)
Учитель: Прочитайте рассказ и найдите 10 фразеологизмов.
Попались на удочку.
Учитель: – А теперь следующее задание: к каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
хвост холод
перстень характер
нервы трубы
жизнь конфеты
Учитель: О значении знания грамматики написала стихотворение Ольга Высотская, которое называется «Серьезный разговор»
Учитель: Об уроке русского языка написала интересное сочинение одноклассницы.
Путешествие по стране Русского языка.
Учитель: А теперь следующее задание: отгадайте слова:
1-2 группа:Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)
3-4 группа:
Суффикс из слова руководитель, Приставка из слова возможность, Корень из слова пропитание. (воспитатель)
Учитель: А Краснояров Владимир написал такое стихотворение:
Для учащихся 3 класса были предложены следующие задания.
Шуточные вопросы-загадки: – название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на) – из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от) – из каких четырех предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-с-о-с)
Таким образом, мы пришли к выводу, что предлоги в русском языке необходимы и играют большую роль в предложении.
Заключение.
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.
Пришли мы к выводу. Итак, Мы можем сделать вед и так: Мы выучим предлоги, зато Нас и похвалят все за то.
3. Итог урока.В русском языке много разных правил, мне хочется пожелать вам настойчивости, терпения, продвижения только вперед.