Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения» для 7 класса направлена на вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. На уроке я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного ; прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов; создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка. При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:
- что уже знают и умеют учащиеся;
- что нового должны узнать, чему научиться;
- что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения»»
«ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Тема: Обособленные члены предложения
Цели:
образовательная: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, усвоение знаний и умений;
развивающая: развитие речи учащихся, творческих способностей; воспитательная: воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению, приобщение к культуре.
Ход урока:
1.Организацинный момент.
Звучит музыка. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я думаю, что урок, проведенный сегодня, принесет нам радость общения.
На уроке мы будем использовать слова, афоризмы мыслителей, они нам помогут в работе. Запись афоризм:
Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.
В.О.Ключевский.
2. Актуализация знаний.
Над какой большой темой мы работаем?
В группах обсудите, какие задачи вы ставите перед собой?
Проранжируйте их по степени значимости?
- Что включает в себя понятие обособленные члены предложения?
- Какие члены в составе предложения выделяются интонационно?
- Какие второстепенные члены могут обособляться?
- Как выделяются на письме обособленные члены предложения?
- На какие две группы делятся обособленные члены предложения? Все вопросы подкрепить примерами.
3. Тест - диагностика усвоения темы: «Обособленные члены предложения».
Согласны ли вы, что ...
Задание: дать однозначный ответ: да или нет.
A. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. (Да)
B. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже тире. (Да)
C. Обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? (Да)
D. Обособляются любые согласованные определения, стоящие после определяемого слова? (Нет)
Е. Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)
Работа в группах: докажите верность высказываний, руководствуясь правилами и примерами.
4. Закрепление изученного материала
Выборочный диктант.
Задание: из прочитанных предложений выпишите только приложения.
1. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.
2. Я старался представить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его сердитым строгим стариком.
3. Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.
4. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных степях.
5. Он даже снился мне, этот рояль.
6. Петергоф, пригород Санкт - Петербурга, славится своими садами, парками и фонтанами.
7. Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина, по образованию врач, автор «Толкового словаря живого великого русского языка».
Проверка: читаются все предложения, а затем учениками называются приложения с обязательным добавлением того, что они обособляются с двух сторон запятыми.
Синтаксическая разминка.
Предложение - клятва: «Записывая слова с орфограммами, я буду внимателен».
Запись предложения:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин
Задание:
Кому принадлежат эти слова? Объясните знаки препинания.
Учитель читает текст упражнения на релаксацию «Маяк», которое позволит снять напряжение.
Представьте маленький скалистый остров вдали от берега . На вершине острова- высокий крепко поставленный маяк .Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове .Стены маяка такие мощные и прочные , что даже сильные ветры, постоянно дующие со всех сторон , не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью ,в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света , служащий ориентиром для кораблей. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе-
СВЕТА, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ГАСНЕТ, ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ С ВАМИ.
5.Изучение нового материала.
Тема: обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Цель: умение ставить знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; закрепление умения выразительно читать предложения с обособлением.
Актуализация знаний:
Что известно об обособлении обстоятельств?
Изучение учениками теоретического материала на страницах учебника «Русский язык» 7 класс.
Вывод: Обособляются обстоятельства, если выражены одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами; если выражены конструкциями с предлогами несмотря на, невзирая на; если выражены существительными с предлогами благодаря, ввиду, вопреки, за неимением, согласно, в отличие от, вследствие.
Не обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием: если деепричастный оборот - устойчивое словосочетание (фразеологизм); если оборот составляет смысловой центр высказывания, близок к сказуемому или входит в него.
Творческая работа. Звучит музыка Фламенко «Море».
Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Р.Эмерсон.
-Какие ассоциации возникли при прослушивании музыки?
- Кто из поэтов обращался к теме «морской стихии»? (М.Ю. Лермонтов,
Н.М. Языков).
- Составьте ассоциативный ряд со словом море, используя ключевые слова: море, шторм, спокойствие.
1. Задание: Составление сиквейна, сочинения - миниатюры, игра со словами (на выбор групп). Почувствуйте красоту слова...
2. Работа по тексту С. Громова на тему «Море»
Выписать предложения с деепричастными оборотами.
Учитель: Какова роль предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями?