- Распределите слова по четырём видам орфограмм, вставьте пропущенные буквы и выделите корень. (Распределяют слова и называют правило для каждой орфограммы)
- Все ли слова вы смогли распределить?
4. Постановка проблемы. (Введение в тему)
- В чем причина затруднения при написании гласных в корнях слов излагать иизложить?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Запишите тему урока: «Буквы о-а в корнях –лаг- – -лож-»
5. Групповая работа
Задание группам.
Располагать расположить
Прилагать приложить
Предлагать предложить
- Выделите корни в словах. Сравните слова левого и правого столбиков, что в них общего? От чего зависит написание букв о и а в корнях?
- Сформулируйте правило правописания букв о и а в корнях -лаг- – -лож-.
(Ребята обобщают работу, учитель корректирует)
– Теперь вы можете объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
- Объясните, какие буквы вы вставите в корни слов излагать и изложить? Почему? Какие это корни?
(Фиксирую на доске)
- Сравним правило (или правила, смотря, каков будет результат групповой работы), выведенное ребятами с правилом в учебнике.
Чтение правила. Обобщение.
- В этом правиле есть исключение ПОЛОГ.
- Вы знаете значение этого слова? (Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать)
6. Закрепление.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
Прил…гательное
Пол…житься
Сл…гаемое
Пол….жение
Сл.жение
Прил.жение
7. Физкультминутка. Упражнения на дыхание, зарядка для глаз.
8. Задание на смекалку.
Записано на доске:
Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил ее: «Не ложи, а поклади!» Мама, услышав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»
- Исправьте ошибки, допущенные Светой и Колей. Как правильно надо было сказать? (Клади или положи)
Запомните: корни –лаг-, -лож- не употребляются без приставок. Поэтому, нет слов «ложить», «ложу» и подобных. Надо говорить: положу, положить, класть, кладу.
- Ребята, а зачем надо правильно говорить?
- Правильная речь соответствует определённым нормам языка. За словами исторически закрепились нормы произношения. И если вы будете говорить неправильно, то это будет выглядеть некрасиво. Ведь правильная речь – это, прежде всего, красивая речь. Каждый культурный и воспитанный человек должен говорить правильно.
- И вот как об этом говорит великий русский писатель А.П.Чехов:
"По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать". Антон Павлович Чехов.
(Высказывание на доске)
9. Самостоятельная работа.
- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Предл.гать – …
Предпол.гать – …
Распол.гать – …
Изл.гать – …
Сл.гать – …
Прил.гать – …
Отл.гать - …
10.Рефлексия.
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные (можно вырезанные из цветной бумаги кружки). Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё правильно, тему понял, вопросов нет; зеленые – не справился с заданием, тему не понял, остались вопросы.
Д/З.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Распределите слова по четырём видам орфограмм, вставьте пропущенные буквы и выделите корень. (Распределяют слова и называют правило для каждой орфограммы)
- Все ли слова вы смогли распределить?
4. Постановка проблемы. (Введение в тему)
- В чем причина затруднения при написании гласных в корнях слов излагать иизложить?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Запишите тему урока: «Буквы о-а в корнях –лаг- – -лож-»
5. Групповая работа
Задание группам.
Располагать расположить
Прилагать приложить
Предлагать предложить
- Выделите корни в словах. Сравните слова левого и правого столбиков, что в них общего? От чего зависит написание букв о и а в корнях?
- Сформулируйте правило правописания букв о и а в корнях -лаг- – -лож-.
(Ребята обобщают работу, учитель корректирует)
– Теперь вы можете объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
- Объясните, какие буквы вы вставите в корни слов излагать и изложить? Почему? Какие это корни?
(Фиксирую на доске)
- Сравним правило (или правила, смотря, каков будет результат групповой работы), выведенное ребятами с правилом в учебнике.
Чтение правила. Обобщение.
- В этом правиле есть исключение ПОЛОГ.
- Вы знаете значение этого слова? (Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать)
6. Закрепление.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
Прил…гательное
Пол…житься
Сл…гаемое
Пол….жение
Сл..жение
Прил..жение
7. Физкультминутка. Упражнения на дыхание, зарядка для глаз.
8. Задание на смекалку.
Записано на доске:
Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил ее: «Не ложи, а поклади!» Мама, услышав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»
- Исправьте ошибки, допущенные Светой и Колей. Как правильно надо было сказать? (Клади или положи)
Запомните: корни –лаг-, -лож- не употребляются без приставок. Поэтому, нет слов «ложить», «ложу» и подобных. Надо говорить: положу, положить, класть, кладу.
- Ребята, а зачем надо правильно говорить?
- Правильная речь соответствует определённым нормам языка. За словами исторически закрепились нормы произношения. И если вы будете говорить неправильно, то это будет выглядеть некрасиво. Ведь правильная речь – это, прежде всего, красивая речь. Каждый культурный и воспитанный человек должен говорить правильно.
- И вот как об этом говорит великий русский писатель А.П.Чехов:
"По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать". Антон Павлович Чехов.
(Высказывание на доске)
9. Самостоятельная работа.
- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Предл..гать – …
Предпол..гать – …
Распол..гать – …
Изл..гать – …
Сл..гать – …
Прил..гать – …
Отл..гать - …
10.Рефлексия.
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные (можно вырезанные из цветной бумаги кружки). Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё правильно, тему понял, вопросов нет; зеленые – не справился с заданием, тему не понял, остались вопросы.