kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Буквы о-а в корнях -лаг- -лож-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1) познакомить с правописанием корней -лаг- – -лож-, формировать навыки правописания букв а-о в корнях -лаг- – -лож-, повторить правописание гласных и согласных в корне;

2) развивать внимание, мышление;

3) воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. (Приветствие)

- Ребята, откройте тетради и запишите дату и "Классная работа". Для темы урока оставьте свободную строку.

2. Словарная работа.

- Начнём наш урок со словарной работы.

- На доске вы видите слова. (Слова напечатаны и безударные гласные закрыты).

- В какой морфеме пропущены буквы?

- Назовите орфограмму.

- Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

К.рзина, р.мень, к.нфета, к.стюм, ч.хол.

3. Актуализация знаний.

- Какие ещё орфограммы в корне слова вы знаете? (Ребята называют орфограммы и правила, располагаю заготовленные орфограммы на доске)

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые гласные и согласные

3) Проверяемые согласные

4)  Непроизносимые согласные

На доске расположены слова, прикреплённые магнитами.

С.сна, со.нце, с.лют, ни.кий, доро.ка, к.рмить, фу.бол, мес.ный, изл.гать, изл.жить.

- В какой морфеме пропущены орфограммы?

- Распределите слова по четырём видам орфограмм, вставьте пропущенные буквы и выделите корень. (Распределяют слова и называют правило для каждой орфограммы)

- Все ли слова вы смогли распределить?

4. Постановка проблемы. (Введение в тему)

-  В чем причина затруднения при написании гласных в корнях слов излагать иизложить?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

- Запишите тему урока: «Буквы о-а в корнях –лаг- – -лож-»

5. Групповая работа

Задание группам.

Располагать                расположить

Прилагать                   приложить

Предлагать                 предложить

- Выделите корни в словах. Сравните слова левого и правого столбиков, что в них общего? От чего зависит написание букв о и а в корнях?

- Сформулируйте правило правописания букв о и а в корнях -лаг- – -лож-.

 (Ребята обобщают работу, учитель корректирует)

– Теперь вы можете объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

- Объясните, какие буквы вы вставите в корни слов излагать и изложить? Почему? Какие это корни?

(Фиксирую на доске)

- Сравним правило (или правила, смотря, каков будет результат групповой работы), выведенное ребятами с правилом в учебнике.

Чтение правила. Обобщение.

- В этом правиле есть исключение ПОЛОГ.   

- Вы знаете значение этого слова? (Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать)

6. Закрепление.

- Вставьте пропущенные буквы в слова.

Прил…гательное

Пол…житься

Сл…гаемое

Пол….жение

Сл.жение

Прил.жение

7. Физкультминутка. Упражнения на дыхание, зарядка для глаз.

8. Задание на смекалку.

Записано на доске:

Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил ее: «Не ложи, а поклади!» Мама, услышав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»

- Исправьте ошибки, допущенные Светой и Колей. Как правильно надо было сказать? (Клади или положи)

Запомните: корни –лаг-, -лож- не употребляются без приставок. Поэтому, нет слов «ложить», «ложу» и подобных. Надо говорить: положу, положить, класть, кладу.

- Ребята, а зачем надо правильно говорить?

- Правильная речь соответствует определённым нормам языка. За словами исторически закрепились нормы произношения. И если вы будете говорить неправильно, то это будет выглядеть некрасиво. Ведь правильная речь – это, прежде всего, красивая речь. Каждый культурный и воспитанный человек должен говорить правильно.

 - И вот как об этом говорит великий русский писатель А.П.Чехов:

"По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать".  Антон Павлович Чехов.

(Высказывание на доске)

9. Самостоятельная работа.

- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Предл.гать – …

Предпол.гать – …

Распол.гать – …

Изл.гать – …

Сл.гать – …

Прил.гать – …

Отл.гать - …

10. Рефлексия.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные (можно вырезанные из цветной бумаги кружки). Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё правильно, тему понял, вопросов нет; зеленые – не справился с заданием, тему не понял, остались вопросы.

Д/З.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Буквы о-а в корнях -лаг- -лож-"»

Тема: Буквы о-а в корнях -лаг- – -лож-.

Цель: формирование представления о правописании корней -лаг- – -лож, умения применения правила на письме.

Задачи:

1) познакомить с правописанием корней -лаг- – -лож-, формировать навыки правописания букв а-о в корнях -лаг- – -лож-, повторить правописание гласных и согласных в корне;

2) развивать внимание, мышление;

3) воспитывать интерес к русскому языку.


Ход урока.

1.Оргмомент. (Приветствие)

- Ребята, откройте тетради и запишите дату и "Классная работа". Для темы урока оставьте свободную строку.

2. Словарная работа.

- Начнём наш урок со словарной работы.

- На доске вы видите слова. (Слова напечатаны и безударные гласные закрыты).

- В какой морфеме пропущены буквы?

- Назовите орфограмму.

- Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

К..рзина, р..мень, к..нфета, к..стюм, ч..хол.

3. Актуализация знаний.

- Какие ещё орфограммы в корне слова вы знаете? (Ребята называют орфограммы и правила, располагаю заготовленные орфограммы на доске)

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые гласные и согласные

3) Проверяемые согласные

4) Непроизносимые согласные

На доске расположены слова, прикреплённые магнитами.

С..сна, со..нце, с..лют, ни..кий, доро..ка, к..рмить, фу..бол, мес..ный, изл..гать, изл..жить.

- В какой морфеме пропущены орфограммы?

- Распределите слова по четырём видам орфограмм, вставьте пропущенные буквы и выделите корень. (Распределяют слова и называют правило для каждой орфограммы)

- Все ли слова вы смогли распределить?

4. Постановка проблемы. (Введение в тему)

-  В чем причина затруднения при написании гласных в корнях слов излагать иизложить?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

- Запишите тему урока: «Буквы о-а в корнях –лаг- – -лож-»

5. Групповая работа

Задание группам.

Располагать расположить

Прилагать приложить

Предлагать предложить

- Выделите корни в словах. Сравните слова левого и правого столбиков, что в них общего? От чего зависит написание букв о и а в корнях?

- Сформулируйте правило правописания букв о и а в корнях -лаг- – -лож-.

(Ребята обобщают работу, учитель корректирует)

– Теперь вы можете объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

- Объясните, какие буквы вы вставите в корни слов излагать и изложить? Почему? Какие это корни?

(Фиксирую на доске)

- Сравним правило (или правила, смотря, каков будет результат групповой работы), выведенное ребятами с правилом в учебнике.

Чтение правила. Обобщение.

- В этом правиле есть исключение ПОЛОГ.

- Вы знаете значение этого слова? (Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать)

6. Закрепление.

- Вставьте пропущенные буквы в слова.

Прил…гательное

Пол…житься

Сл…гаемое

Пол….жение

Сл..жение

Прил..жение

7. Физкультминутка. Упражнения на дыхание, зарядка для глаз.

8. Задание на смекалку.

Записано на доске:

Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил ее: «Не ложи, а поклади!» Мама, услышав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»

- Исправьте ошибки, допущенные Светой и Колей. Как правильно надо было сказать? (Клади или положи)

Запомните: корни –лаг-, -лож- не употребляются без приставок. Поэтому, нет слов «ложить», «ложу» и подобных. Надо говорить: положу, положить, класть, кладу.

- Ребята, а зачем надо правильно говорить?

- Правильная речь соответствует определённым нормам языка. За словами исторически закрепились нормы произношения. И если вы будете говорить неправильно, то это будет выглядеть некрасиво. Ведь правильная речь – это, прежде всего, красивая речь. Каждый культурный и воспитанный человек должен говорить правильно.

- И вот как об этом говорит великий русский писатель А.П.Чехов:

"По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать". Антон Павлович Чехов.

(Высказывание на доске)

9. Самостоятельная работа.

- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Предл..гать – …

Предпол..гать – …

Распол..гать – …

Изл..гать – …

Сл..гать – …

Прил..гать – …

Отл..гать - …

10. Рефлексия.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные (можно вырезанные из цветной бумаги кружки). Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё правильно, тему понял, вопросов нет; зеленые – не справился с заданием, тему не понял, остались вопросы.


Д/З.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Буквы о-а в корнях -лаг- -лож-"

Автор: Бойко Анна Витальевна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства