Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе. Сложные предложения с разными видами связи.»
Поворозник Наталья Владимировна
МКОУ «Березовская СОШ»
Челябинская область, Увельский район, п Березовка.
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи». Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.
Задачи урока Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности; Воспитательная – воспитание любви к родному языку, литературе;
Организационный момент. Психологический настрой на урок
«Здравствуйте!»
Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно! 2.Работа в группах сменного состава по цифрам стикеров. На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.
Приложение 2.
Группа № Оценочный лист
Задания
№1
Максимум 4 балла
№2
Максимум 5 баллов
№3
Максимум 6 баллов
№4
Максимум 4балла
Итоговая оценка
Максимум 19 б «5»
1 Задание 3. Воспроизведение теоретической части по методу «Недописанный тезис». 1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых... 2. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых... 3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых... 4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором... (в сумме 4 балла) Критерии За каждый правильный ответ 1 балл.Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. Занесите в лист ответа свои баллы 4. Создание проблемной ситуации.(1м.)- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?5. Работа с текстом (3м.)
Задание: прочитайте текст, который видите на слайде
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту
утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
Ответьте на вопросы:
- каков стиль речи данного текста?
- определите автора и название произведения;
- какие синтаксические конструкции используются в тексте? (Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).
- Почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
6. Сообщение темы урока и его цели. (2м.)
-Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”. Какова цель урока, сформулируйте сами.
Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Работа с эпиграфом к уроку.
Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. Это не случайно (текст эпиграфа на доске).
Известно, что А.П. Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.
Последуем же совету писателя: поучимся.
7.Распределитесь в группы по цветам стикеров (3 группы)
Задание № 2 группам
Схематический диктант.(3-5м.) (распечатки материалов на столах)
Создать кластер «Предложения с разными видами связи»
Критерии к содержанию кластера
содержание кластера 1
доступность изложения1
эстетическое оформление кластера 1
защита проекта кластера спикером от группы.2 (в сумме 5 баллов)
Ученики читают предложения. Проверка на интерактивной доске. 1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал. [ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .
2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
[ ] : […, (которой…), … ].
3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
(Когда…), [ ] : [ ].
Защита кластера спикерами от групп
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.
8. Работа в группах сменного состава по фигурам на стикерах
Задание 3
Конструирование текста.(15-17м.)
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.
Ученики работают самостоятельно, в группах.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.
Проверка: представитель группы читает восстановленный текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.-1балл 2) степень осознанности, понимания изученного; -2 балла
3) языковое оформление ответа, связное логически последовательное сообщение на определенную тему -3 балла ( в сумме 6 баллов)
Задание 4
Работа в парах
9. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”5-7м.
Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему.
Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают вид связи.
Критерии
Верно найдены предложения с разными видами связи-3 б
2 ошибки - 1 балл
3 ошибки – 0 баллов
(В сумме 4балла)
10. Подведение итогов урока (2м.)
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)
(Ученик читает вслух)
- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?
(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)
Посчитайте количество баллов в листах оценивания и выставите оценку в дневник.
А теперь, оцените свою работу, выставив оценки за последний вид работы.
Подсчитайте, что у вас получилось. Учитель видит результат, корректирует. Выставьте оценки в дневники. - Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! 11. Домашнее задание (1м.) Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.