Методическая разработка урока русского языка «Изменение имён существительных по числам»
Автор: Погодина Наталия Леонидовна
Учебно-методический комплекс: Планета Знаний
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: Изменение имен существительных по числам
Номер урока: №1
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: создать условия для формирования представлений у учащихся о числе имен существительных.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам.
2. Показать, что имена существительные могут быть выражены формой множественного и единственного числа; показать, что некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа;
3. Закрепить понятие об имени существительном: одушевленные и неодушевленные, нарицательные, собственные.
4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания.
5. Развитие умение работать в группе.
6. Формирование навыков грамотного письма.
7 Воспитание чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
УУД, формируемые на уроке
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
Предметные:
- определять число имен существительных;
- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Планируемые результаты
Предметные:
- определять грамматический признак имен существительных – число;
- изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
- использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы: работа в парах, динамическая пауза.
Оборудование: компьютер, экран, учебники, карточки для работы в паре, презентация, документ камера.
Список литературы:
1. Желтовская Л. Я. Русский язык: 2 класс: учебник: В 2 ч. Ч. 2/Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М,: АСТ, Астрель, 2011. – 142 с.: с ил.
2. Желтовская Л. Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 2: к Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» В 2 ч. Ч. 2: 2 класс /Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М,:АСТ, Астрель, 2015. – 47 с.: с ил.
3. Павлова Е.В. Дидактический материал для проведения орфографических разминок и минуток чистописания по русскому языку. 3 класс. - Мозырь: Белый ветер, 2006. – 70 с.
Ход урока
1. Оргмомент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Все у нас сейчас в порядке: книги, ручки и тетрадки.
Мы к работе приступаем,
И пятерки получаем.
2. Чистописание.
Оформление тетрадей: число классная работа.
На экране (слайд 2)
Х…р…шо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Х…р…шо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть л…пата -
Можно ш…ть и можно рыть!
Уважайте тру…, ребята,
Приучайтесь тру… любить.
- Посмотрите на экран. Прочитаем текст. (Читает хорошо читающий ученик)
- Объясните написание пропущенных букв. (Называют пропущенную букву, орфограмму и способ проверки)
- Прочитайте выделенные слова. (Читают)
- Какой частью речи они являются? Докажите. (Выделенные слова являются существительными, так как они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Поставьте вопросы к выделенным словам. (Выполняют)
- Как вы понимаете выражение «Уважайте труд, ребята». (Рассуждают)
- Слово «уважайте» какой является частью речи? (Глагол)
- Что мы можем сказать об этом глаголе? (Обозначает действие предмета, состояние и отвечает на вопрос что делайте?)
- Образуйте от этого глагола имя существительное. (Уважение)
- Разделите слово «уважение» на слоги и на слоги для переноса. (Выполняют)
- Приготовимся написать слоги этого слова. Но сначала подготовим руку к письму. Возьмем в руки карандаш и покрутим его между ладошками. (Выполняют) Теперь тыльной стороной карандаш нажимаем подушечками пальчиков. (Выполняют)
- Прописываем ув, аж, ен, ие (слайд 3)
- Прописываем слово УВАЖЕНИЕ
- Подчеркнем орфограмму в этом слове и объясним, как проверить. (Безударный гласный -а в корне слова, проверим Важный)
- Объясните значение этого слова. (Объясняют)
- Подберите синоним и антоним к этому слову. (Почтение, пренебрежение)
- Что мы знаем об этом слове как части речи? (это имя существительное, отвечает на вопрос что? Оно нарицательное, неодушевлённое)
- Проявляя уважение к друг другу и русскому языку, мы продолжаем раскрывать его тайны.
3. Подведение к теме урока
На экране появляются изображения ручка – ручки, кот – коты. (слайд 4)
- Посмотрите на картинки на экране. Соотнесите картинки между собой. (Учащиеся соотносят картинки: кот – коты, ручка – ручки или кот – ручка, коты - ручки)
- По какому признаку соотнесли? (Один – много)
- Какой частью речи являются эти слова? (Существительными)
- Как вы думает, над чем мы сегодня будем работать? (Говорят)
- Да, действительно, сегодня мы рассмотрим изменение имен существительных по числам.
4. Изучение нового материала.
- Приготовили ручки и тетради и запишем названия этих предметов по признаку «один – много».
Пишут: ручка – ручки, кот – коты. (слайд 5)
- Какое существительное, обозначает один предмет? (кот) Оно находится в единственном числе. Обозначаем так (на доске ед.ч). А какое существительное, обозначает множество предметов? (коты) Оно находится во множественном числе. Обозначаем так (на доске мн.ч).
Аналогичная работа осуществляется со словом ручка – ручки. Учащиеся пробуют разобрать самостоятельно. Далее осуществляется фронтальная проверка.
- Назовите существительное, находящееся в единственном числе. (Ручка) Обозначаем число. В каком числе находится слово «ручки»? (Во множественном)
- Посмотрите на записанные нами слова. Что вы заметили? Как изменились существительные? (Изменились окончания существительных)
- Выделим окончания во всех словах.
- Как изменились окончания? (В единственном числе – окончание –а или нулевое, а во множественном - -ы, -и).
- Попробуйте сформулировать правило правописания имён существительных по числам. (Формулируют).
- Проверим, насколько мы оказались точны. В учебнике на странице 104 прочитаем правило. (Читают)
- О чём говорится в этом правиле? ( Высказываются)
- Подпишем над словами число.
5. Первичное закрепление
- Потренируемся с вами над определением числа у имен существительных. Выполним упражнение 2 на странице 104 (слайд 6)
- Читаем задание. Что нам требуется выполнить? (Записать слова парами. Первое слово в единственном числе, второе во множественном. Выделить окончания, подчеркнуть в корне слова орфограмму)
- Первый столбик выполняем вместе у доски и в тетрадях. (Фронтальная работа)
Учащиеся под руководством учителя работают над первым столбиком)
- Второй и третий столбик выполняем самостоятельно. Первый вариант – 2 столбик, второй вариант – 3 столбик)
Учащиеся работают в течение 4 – 5 минут. В течение этого времени учитель осуществляет проверку нескольких работ. По истечению выделенного времени проверяется по одной работе из каждого варианта с помощью документ камеры. Если в классе не предусмотрена установка данного оборудования, возможна проверка обычным способом.
6. Физкультминтука
- Молодцы! Мы хорошо с вами поработали. Пришло время отдохнуть с пользой. Поиграем с вами в игру «Шаг, хлопок».
Если вы услышите слово в единственном числе делаете хлопок руками, если во множественном числе - шагаем на месте. Готовы? Начинаем!
Дерево, ножницы, тетрадь, солнце, санки, сапоги, язык, суффикс, яблоки, Луна.
- Молодцы!
7. Закрепление изученного материала (слайд 8)
- Прочитайте словосочетания. Какой частью речи являются выделенные существительные? Выписать в тетрадь выделенные слова в той форме, в которой они нам даны и определить их число.
- Как вы думаете, как мы определим число этих слов? (Рассуждают. Чтобы правильно определить число существительных надо изменить его так, чтобы оно отвечало на вопрос что? или кто? Для учителя – учитель, существительное отвечает на вопрос кто? Это единственное число. Значит для учителя тоже единственное число.)
Выполняют это задание самостоятельно. Через определенное время проверяется выполненная работа.
- Поставим ударение в этих словах. (Коллективно) (слайд 9)
- Произнесем хором эти слова правильно. (Произносят)
- Молодцы!
8. Обобщение (слайд 10)
Работа по обобщению изученного материала в паре
Приложение 1 – распределить слова на группы.
- Пришло время проверить свои знания. Работаем в паре.
- Перед вами карточки. Ваше задание - распределить слова на группы, поставив стрелочки к одному из кругов. Подумайте, почему здесь два круга с единственным числом и два со множественным числом?
- Поразмышляйте, как можно распределить эти слова.
(В течение нескольких минут учащиеся пытаются классифицировать слова. Как правило, в классе найдется 1 –с 2 человека, которые догадаются принцип распределения слов.)
Распределяют слова на группы: слова, употребляемые в единственном и во множественном числе; слова, употребляемые во множественном и единственном числе; слова, употребляемые только в единственном числе; слова, употребляемые только во множественном числе.
- Проверяем. Как разделили на группы. (Учащиеся называют принцип разделения слов)
- Какой вывод делаем? (Есть слова, которые употребляются в единственном и во множественном числе, а есть слова, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном.)
- Вернёмся к слову, которым мы работали в начале урока УВАЖЕНИЕ. В каком числе находится это слово? (Всегда в единственном)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Удалось нам сегодня работать, проявляя уважение друг к другу? (Отвечают)
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Какие тайны русского языка вы для себя раскрыли? Какое задание для вас было самым интересным? Какое задание вызвало трудность? Пригодятся ли эти знания нам в жизни? (Учащиеся высказываются)
- Посмотрите на такое важное и приятное слово УВАЖЕНИЕ. Приготовьте себе зеленый, желтый и красный карандаш. Обведите это слово зеленым карандашом, если вам было интересно и все понятно на уроке, желтым – было не все понятно, но интересно, красным – на уроке было трудно и непонятно.
Домашнее задание: учебник с. 105 Упр. 3, с. 104 – правило учить. (слайд 11)
Приложение 1
Звери
Дожди
Корень
Мёд
Шахматы
Стул
Билеты
Масло
Цифры
Зверь
Очки
Смех
Каникулы