Конспект урока по русскому языку в 3 классе
  Провела учитель ГБОУ СОШ № 418 Кульбацкая С.Ю. 03.04.14г.
  Предмет: русский язык  
  Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам
  Цель для учителя: сформировать способ согласования имени существительного и имени прилагательного в роде.
  Цель для учащихся: научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.
  Задачи урока 
   - уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде,
  - формировать представления о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи,  
  - уточнять и обогащать словарный запас,
  - уметь правильно и чётко произносить окончания прилагательных.
   - содействовать формированию и развитию исследовательских навыков учащихся,
  - развивать правильную речь, мыслительные процессы обобщения, сравнения, классификации
   - воспитывать культуру общения, умение работать коллективно и самостоятельно.
  Класс: 3 класс.
  Тип урока: урок изучения нового материала.
  Оборудование: 1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  2. Сигнальные карточки к рефлексии;  
  3. Учебник для 3 класса 2 часть В.П. Канакина М Просвещение 2013;  
  4. Презентация к уроку.
  
 
  
 
   Ход урока. 
  1. Организационный момент. (Слайд №1)
  - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд №2)
  - А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
  2.Минутка чистописания. (Слайд №3)
  - Наш сегодняшний урок начнём с минутки чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните, как оно пишется. Какой частью речи является данное слово? (Имя существительное). А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.  
  - К каким учреждениям относятся театр и цирк? ( К учреждениям культуры). Какие ещё учреждения культуры вы знаете?
  3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.
  -Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
  (Слайд №4)
  Круглый, круглый,
  Сладкий, сладкий
  С полосатой кожей гладкой
  А разрежешь - посмотри:
  Красный, красный он внутри. (Арбуз)
  (Слайд №5)
  -Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).
  -С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).
  -А слово сладкий? (Указывает на вкус).
  -А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).
  -Запишите в тетрадях:
  Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.
  -Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Яблоко).
  (Слайд №6)
  -Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).
  -Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое, зелёное, красное).  
  -Для, чего необходимо уметь видеть признаки и правильно называть их? (Это поможет отличить один предмет от другого, точно его описать).
  - Как одним словом назвать слова: круглый, красный, полосатый, маленькое, жёлтое?
  (Имена прилагательные).
  4. Повторение о прилагательном.  
  - Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?  
  (Слайд №7)
  (Прилагательное - это изменяемая часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? . Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам, имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).
  4. Словарная работа.  
  - Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».
  (Запись под диктовку – 2 ученика у доски, остальные в тетрадях).
  Собака, медведь, ворона, заяц, лисица, - Какое из слов лишнее? Почему? Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского и мужского рода.
  Разминка для глаз.
  5. Работа по теме урока.
  - Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.
  Задачи:  
  (Слайд №8).
  1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.
  Стр.56 упр. 490.
  -Прочитайте загадку. Отгадайте.
  -Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.
  -Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).
  -Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.
  -Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.
  2. Работа с правилом. (с.56).
  -Прочитайте правило.
  -Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).
  -Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.
  -Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
  3. Работа над таблицей. (упр.491)
  -Прочитайте. Рассмотрите таблицу.
  -Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.
  4. Составление словосочетаний. (упр.492)
  -Прочитайте словосочетания.
  -Как определить род имён прилагательных? (по роду имён существительных).
  -Спишите словосочетания. Обозначьте род имён существительных и прилагательных. Выделите окончания прилагательных.
  Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных и прилагательных и окончания имён прилагательных.
  Физкультминутка.  
  Раз, два - выше голова,  
  Три, четыре - руки шире,  
  Пять, шесть – тихо сесть,  
  Семь, восемь – лень отбросим.
  5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное: (Слайд №9)
  коричневый, карий (глаз, платье, костюм);
  густой, дремучий (лес, туман);
  горячий, знойный (лето, вода, привет);
  смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);
  старый, пожилой (человек, учебник).
  Выделите окончания имён прилагательных, определите род.
  6. Закрепление изученного материала.
  -Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.
  Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.
  Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов. (Слайд №10),
  1 столбик – для детей первого ряда;
  2 столбик – для детей второго ряда;
  3 столбик – для детей третьего ряда.
  Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.
      | день (какой?) тёпл….. | город (какой?) родн… | шарф (какой?) син… | 
  | ночь (какая?) тёпл…. | деревня (какая?) родн… | лента (какая?) син…. | 
  | утро (какое?) тёпл…. | село (какое?) родн… | платье (какое?) син…   | 
 
  
 
  -Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).
  -Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)
  -Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).  
  -Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).  
  Появляется таблица. (Слайд №11)
      | Мужской род. | Женский род. | Средний род | 
  | какой? | какая? | какое? | 
  | -ый-, -ий-, -ой-. | -ая-, -яя-. | -ое-, -ее-. | 
 
  
 
  Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.
  7. Итог урока. Рефлексия.  
  Вежливый, старательный,
  Скромный и внимательный.
  Добрый, ласковый и смирный,
  Нежный, вежливый и мирный,
  Злой, сердитый и крикливый,
  И ленивый, и драчливый.
  Сколько качеств есть на свете.
  Выбирайте себе, дети!
  -Ребята, а как ещё изменяется имя прилагательное? (Слайд №12)
  - Я узнал… (Слайд №13)
  - Я повторил…(Слайд №14)
  - Я запомнил…(Слайд№15)  
  Сигнальные карточки:
  Работал в полную силу – красный кружок;  
  Работал хорошо – синий кружок;
  Мог работать лучше – зелёный кружок.
  8. Домашнее задание. (Слайд №16)
  С.56 правило выучить, повторить таблицу;
  С.57 упр.493.
  словарь – 10 слов
  9.Оценивание работы учащихся, выставление отметок. (Слайд №17)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
    7