kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока "Правописание предлогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма: урок-практикум

Цель:

Образовательные

Систематизировать знания о предлоге  как служебной части речи, отработать навык правописания предлогов.

Развивающие:

Познакомить учащихся с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, закрепить его на практике;

Воспитательные:

 Формировать  грамотную  устную и письменную  речь, умение сотрудничать в паре, осуществлять оценку собственной результативности.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока "Правописание предлогов"»

Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание предлогов».

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма: урок-практикум



Цель:

Образовательные

Систематизировать знания о предлоге как служебной части речи, отработать навык правописания предлогов.

Развивающие:

Познакомить учащихся с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, закрепить его на практике;



Воспитательные:

Формировать грамотную устную и письменную речь, умение сотрудничать в паре, осуществлять оценку собственной результативности.

Оборудование: раздаточный материал , компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

- Доброе утро, ребята!

- Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаш)\

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд №1













2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.

- Слайд №2Ребята, прочитайте текст, вам все понятно? (2 мин.)

Сегодня … нас хорошее настроение, так как мы продолжаем знакомство … темой предлог.

… урока постараемся работать успешно, разобрать тему …крупицам.

… уроке узнаем … правописании этой части речи.

Мы готовы … пополнению «корзины знаний».

(Учащиеся определяют, что в тексте отсутствуют предлоги).

- В чем особенность этого текста? (Трудность может возникнуть с предлогом в течение(и), в продолжение или во время.

3.Этап целеполагания.

- Сформулируйте тему урока («Правописание предлогов»), запишите в тетрадь. Слайд №3 (1 мин)

- Поставьте цель урока: отработать навык правописания предлогов. Слайд №4 (1 мин)



- Задачи урока, которые нам нужно решить: Слайд №5 (1 мин)



1. Вспомнить, что мы знаем о предлоге.

2. Развить навык правописания предлогов и разграничения их с другими частями речи.

3. Развивать навык анализа текста.









4. Актуализация опорных знаний. Слайд №6 (3 мин)

- Что вы знаете уже о предлоге? (служебная часть речи, не изменяется, служит для связи слов в словосочетании и предложении, делится по способу образования на производные и непроизводные, по составу они бывают простые и составные, предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами, по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.)



Учитель: Молодцы, теоретический материал знаете хорошо. Теперь практически выполните следующее задание. Слайд №7



1. Прочитайте предложения и раскройте скобки. (5 мин)



1.Решили волки зайчика (за)печь,

А заяц из духовки прыг (за)печь.

2. Я правило бубня (под) нос, в альбоме рисовал (под)нос.

3. Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

4. Я правило бубня (под) нос, в альбоме рисовал (под) нос.


Учитель: Ребята сделайте вывод.

Вывод: Приставки пишутся слитно, потому что они являются частью слова, а предлоги раздельно, так как между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

Учитель: Предлог часть речи, а не морфема.


Молодцы! С первой поставленной задачей вы справились. Работаем дальше.






















5. Изучение нового материала. Слайд №8 (5 мин)




Учитель:- Откройте учебники на стр. 148 и обратимся к упражнению271.

- Вывод запишите в тетрадь.



  1. В первом предложении навстречу – это предлог производный, образованный от наречия.

  2. Во втором предложении на встречу – это существительное с предлогом, ( на что? встречу) или прилагательное.

Учитель: Молодцы!



Учитель: Обратимся к правилу в учебнике, которое поможет нам разобраться и запомнить, как пишутся предлоги.


Учитель: А теперь сравните правило в учебнике и таблицу. Слайд №9. Сравните их по столбикам? У кого, какие есть соображения?





В столбцах «Слитно»:

  1. В учебнике не все предлоги, которые пишутся слитно (вслед, вблизи, позади, напротив).

  2. В учебнике нет производных предлогов, которые можно заменить другим непроизводным предлогом или близким по значению производным предлогом.


В столбцах «Раздельно»:

1. В учебнике не все предлоги, которые пишутся раздельно (в отличие, по причине, за исключением, в отношении, по истечении, во избежание, в силу, в области, в целях, со стороны).


В столбцах «Через дефис»:


  1. В учебнике не все предлоги, которые пишутся через дефис:

  2. По-над - этот предлог очень выразительный, он обозначает одновременно вдоль и над чем-нибудь. По-над крышей метель завывает.

  3. По-за употр. с тв. п. вдоль и сзади чего-либо. Пройти по-за огородами. 




Учитель: - Молодцы, внимательно проанализировали таблицу и правило.

- При выполнении следующего задания, чтобы не ошибиться в правописании производных предлогов можно воспользоваться таблицей и «Советам помощника».


Слайд №10. «Совет помощника»


  1. Если между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное;

  2. К другой части речи можно задать вопрос, к предлогу нет;

  3. Синонимичная замена;

  4. Синтаксическая роль в предложении.

































6. Закрепление материала. Класс делится по рядам. У каждого по 5 предложений.


Учитель: Спишите, раскрывая скобки.


Слайд №11 Тренировочное упражнение №1 (5 мин)



Спишите, раскрывая скобки.

1) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка.

2) Имей (в)виду: я могу обидеться.

3) (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился.

4)Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты.

5)Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса.

.

1) Я начал писать что-то (в)роде  воспоминаний.

2)(В)роде нашем трусов не было;

3) Распорядиться (на)счет уборки.

4)Положить деньги (на)счет.

5) Я уходил, от знакомых, благодаря их за теплый прием.



1)По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому, а отец шел (на)встречу.

2) (На)встречу, назначенную заранее, неприлично опаздывать.

3)В(виду) полохой погоды экспедиция была отложена.

4) (Не)смотря на погоду, ушли в поход.

5) Узнай, пожалуйста, (на)счет расписания на завтра.



Ответы.


  1. Ввиду (из-за -предлог) длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка.

  2. Имей в виду (запомнить): я могу обидеться.

  3. Несмотря (невзирая на - предлог) на поздний час, спать никто не ложился.

  4. Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты. (деепричастие с отрицанием –не-)

  5. Охотники стали на поляне напротив ( у) густых зарослей леса.


1) Я начал писать что-то вроде (- наподобие) воспоминаний.

2) В роде нашем трусов не было (существительное с предлогом)

3) Распорядиться насчет (о, об) уборки.

4) Положить деньги на счет (существительное с предлогом).

5) Я уходил, от знакомых, благодаря(деепричастие)их за теплый прием.




1)По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому, а отец шел навстречу (наречие).

2) На встречу (существительное с предлогом) неприлично опаздывать.

3)Ввиду (из-за) плохой погоды экспедиция была отложена.

4) Не смотря (деепричастие) на погоду, ушли в поход.

5) Узнай, пожалуйста, насчет (- о) расписания на завтра.


Учитель: Молодцы! Вы справились со второй задачей, правописанием предлогов и разграничением предлогов с другими частями речи.



7. Слайд №12Проверим, кто из вас самый догадливый. Ответьте на вопросы-шутки:

1.Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до)

2.Какие два предлога определяют положение тела? (по-за)

3.Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за).

4.Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)








Слайд №13 Тренировочное упражнение №2

8. Игра «Корректор».

Учитель: Ребята, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача, - редактировать ошибки. Такая работа, требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

Задание:

1.Замените по возможности конструкции, взятые в скобки, синонимичными - с производными предлогами.

2.Исправьте написание производных предлогов.

Эйфелева башня.

(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню ввиде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (как подобно) «длиннющей и худющей пирамиды».

Следует иметь ввиду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, ввиду того, что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты ввиде маленьких сувениров.

Слова для справок : в связи с, несмотря на, не взирая, подобно, благодаря.


Эйфелева башня.

В связи с открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде (пр. + сущ) грандиозной ажурной конструкции. Несмотря на возмущения некоторых деятелей, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит наподобие «длиннющей и худющей пирамиды».

Следует иметь в виду (запомнить), что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, ввиду (из-за) того что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. Кроме того, вследствие своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде ( пр. + сущ.) маленьких сувениров.



Учитель. Мы познакомились с интересным текстом об одном из величайших памятников архитектуры.
Вы видите теперь, насколько трудная и интересная тема, не очень легко научиться правильно писать предлоги, одолевать эту башню знаний. Но все же Вы справились.


Слайд №14. Тренировочное упражнение №3


Учитель: В рассказе Антона Павловича Чехова «Письмо ученому совету» есть следующие строки: «О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. ….и насщот этого мы поговорим».


Ответ.


«О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи насчет людей и их первородного состояния и допотопного бытия. ….и на счет этого мы поговорим».

Задание: сосчитайте, сколько ошибок допустил «автор» письма в написании предлогов.



1. В первом предложении пишется: слитно + щ = сч = о =е = 3 ошибки

2. Во втором предложении пишется: раздельно + щ = ч = о =е = 3 ошибки



Учитель: Молодцы, ребята! Справились и с третьей задачей, поработали с текстом.

Наш урок заканчивается.












9. Рефлексия.


Выберете любое начало фразы и продолжите ее:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог… 



10. Домашнее задание.

Изучить таблицу "Правописание предлогов". 

  1. Выполнить упражнения 273, 274.

  1. Составить 2 тестовых задания по теме.

3. Написать сочинение- рассуждение на тему « Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?»(Тезис, два аргумента, Вывод)





















Приложение №1








«Совет помощника»


  1. Если между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное;

  2. К другой части речи можно задать вопрос, к предлогу нет;

  3. Синонимическая замена;

  4. Синтаксическая роль в предложении.








Приложение№2


Тренировочноеупражнение№1


1- ряд. Спишите, раскрывая скобки.

1) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка.

2) Имей (в)виду: я могу обидеться.

3) (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился.

4)Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты.

5)Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса.

. 2- ряд. Спишите, раскрывая скобки.

1) Я начал писать что-то (в)роде  воспоминаний.

2)(В)роде нашем трусов не было;

3) Распорядиться (на)счет уборки.

4)Положить деньги (на)счет.

5) Я уходил, от знакомых, благодаря их за теплый прием.


3 – ряд. Спишите, раскрывая скобки.

1)По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому, а отец шел (на)встречу.

2) (На)встречу, назначенную заранее, неприлично опаздывать.

3)В(виду) плохой погоды экспедиция была отложена.

4) (Не)смотря на погоду, ушли в поход.

5) Узнай, пожалуйста, (на)счет расписания на завтра.


Тренировочное упражнение №2

Задание:

1.Замените по возможности конструкции, взятые в скобки, синонимичными - с производными предлогами.

2.Исправьте написание производных предлогов.

Эйфелева башня.

(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель

придумал башню ввиде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели

культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной

науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (как подобно) «длиннющей и

худющей пирамиды».

Следует иметь ввиду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень

быстро превратилась в уникальный научный центр, ввиду того, что на ее вершине были

установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей

необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из

самых разных стран увозят с собой ее макеты ввиде маленьких сувениров.



Слова для справок : в связи с, несмотря на, подобно, благодаря.

Тренировочное упражнение №3


Задание: сосчитайте, сколько ошибок допустил «автор» письма в написании предлога.

В рассказе Антона Павловича Чехова «Письмо ученому совету» есть следующие строки: «О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. ….и насщот этого мы поговорим».


Рефлексия.


Выберете любое начало фразы и продолжите ее:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог… 

Домашнее задание.

Изучить таблицу "Правописание предлогов". 

  1. Выполнить упражнения 273, 274.

  1. Составить 2 тестовых задания по теме.

3. Написать сочинение- рассуждение на тему « Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?»(Тезис, два аргумента, Вывод)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Байко Вероника Васильевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока русского языка для 4 класса. Тема: Правописание местоимений с предлогами"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_dlia_4_klassa_tiema_pravopisa"
    ["file_id"] => string(6) "375110"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483451077"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения""
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "286357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454330657"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка урока «Правописание предлогов и приставок»"
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-pravopisaniie-priedloghov-i-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "299496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456542844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства