kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по русскому языку "Словосочетание. Типы словосочетаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку соответствует ФГОС, с используемой технологией системно-деятельностного подхода и использованием ЦОР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку "Словосочетание. Типы словосочетаний"»



Урок по русскому языку. Составила: учитель МБОУ СОШ №21г.Шарья, Костромской области, Каберник Свветлана Владимировна

УРОК В 5 б классе

Тема: « Словосочетание»

Тип: урок «открытия» нового знания

Технология: системно-деятельностного подхода, с использованием ЦОР.

Цели:

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной

речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров,

формирование границ собственного знания и незнания


по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников,

умения адекватного понимания информации, умения строить устные

высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,

аргументировать свою точку зрения


содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий


по достижению предметных результатов: формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в

словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и

выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое

слово, определять вид словосочетания.













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей

- Кто такие исследователи?

- Люди, занимающиеся научными исследованиями.

- Кто хочет стать исследователем?

- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.






Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

- Записать слова, вставить пропущенные буквы. (слайд1)


Ш…л по д…роге

Кудрявые берё…ки

Ж…лтые листья М…р…сящий дож..ь

Осв…щается со…нцем

- Чем эти слова отличаются от слов, записанных на доске?

По дороге

Березки

Желтые

Дождь

Освещается


- В первом столбике записаны слова, а во втором словосочетания.






Записывают слова, работают с орфограммами.








Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


3. Открытие новых знаний

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (слайд 2)

- Поставьте цели на сегодняшний урок.

-Узнать..

- научиться….

- Пригодится…

- Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: желтый листья, шел дорога?.(Слайд 3)

- Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4)

- Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова?

- Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют? А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5).

- Где мы можем проверить данную информацию?

- Давайте с вами обратимся к учебнику. Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом).

Работа с инсертом.

На протяжении всего урока вы должны заполнять параллельно со всей работой инсерт, в этом вам поможет план нашего урока.

знаю

хочу узнать

узнал









-Найдите главное и зависимое слова, определите вид словосочетаний.

-Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов?







Участвуют в обсуждении новой темы, целей урока.





(Слова в словосочетании связаны по смыслу)





(Задать вопрос от главного слова к зависимому).



(Именем существительным и глаголом).

(Именные и глагольные).





(в учебнике)

Читают §26

Записывают в справочники.

Словосочетание – это…

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Вопрос можно задать от главного слова к зависимому.











Выполняют упражнение на обозначение главного и зависимого слова. (слайд 6)

Пожалеть, друг; увлекаться, спорт; удивительный, зрелище; спуститься , герой ;смелый, снег.

Делают вывод о том, что не все слова могут сочетаться друг с другом.

Словосочетанием могут быть слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности

Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание





Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К)





Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль

4.Первичное закрепление нового знания

Громадные ели, тянуться по дороге, громко свистнуть, , хлестнуть веткой, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.


Обозначьте главные и зависимые слова, составляя схему словосочетания.


Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах)

Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний.

1.Вот и последние листочки облетели с деревьев.(слайд 8)



2. Живая природа чутко откликает -ся на времена года. (Слайд № 8)







3.Ковер из мокрых листьев покрыва - ет сады и парки. (Слайд № 9)





Тетрадь ученика, быстрее всех сделавшего задание, проверяю и показываю ученикам через документ-камеру. Анализируются ошибки, работы проверяются учениками в парах.

(Проводится работа по объяснению написания безударных гласных в корнях слов).




Работа в парах.Обучающие списывают предложения, выписывают словосочетания, 1 предложение разбирается с учителем.

Проверка осуществляется при помощи документ-камеры.

  1. Последние листочки (прил.+сущ.) им. с/с

Облетели с деревьев (гл.+сущ.) гл. с/с

2) Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с

Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с

Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с

Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с

3) Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с

Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с

Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с

Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с


Выбор эффективных способов решения заданий

Контроль, коррекция и оценка действия партнера

Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок



5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами.

http://lib.repetitors.eu/russkiy/73-2009-12-14-06-38-33/1524----qq-5-

(тест для детей с ОВЗ дан в приложении)

Критерии оценивания теста:

  1. Ошибки отсутствуют - «5»

  2. 1ошибка - «4»

  3. 2-3 ошибки - «3»

  4. 4 ошибки - «2»

Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой.

Выполнение теста.





Уметь контролировать действия партнера

Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

(Слайд № 10)

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…

  2. Сегодня на уроке мы говорили о …

  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради.

Участвуют в обсуждении итогов урока



Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению



7.Домашнее задание (дифферинцированное)

1)упр. 278. (подчеркните грамматическую основу, выпишите 3 именных словосочетания и 3 глагольных)

2)Составьте 5 предложений. Подчеркните грамматическую основу, выпишите 3 именных словосочетания и 3 глагольных



Записывают Д/З.











Приложение.

1) Найти словосочетание «существительное(гл.сл.) + прилагательное».
а) едем направо;
б) в синюю высь;
в) тоскуешь по дому;
г) помощь друга;
д) слушаю песню.

2) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + существительное».
а) беседуем за столом;
б) густых ёлок;
в) резкого ветра;
г) на вершине ели
д) учиться с желанием.

3) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное».
а) объясняем пример;
б) вырос гриб;
в) поздним вечером;
г) растаяли снега;
д) беседовать с другом.

4) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное».
а) подарить книгу;
б) на дальней прогулке;
в) вода заполнила;
г) поговорить по душам;
д) росли стебли.

Тест № 2
Найти словосочетания.
а) в осеннем лесу;
б) на прогулке;
в) шёл и думал;
г) поздним вечером;
д) в дремучем лесу;
е) вечная мерзлота;
ж) синие и красные;
з) у дома.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка по русскому языку "Словосочетание. Типы словосочетаний"

Автор: Каберник Светлана Владимировна

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка технологической карты урока по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний" "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-tiekhnologhichieskoi-karty-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie-vidy-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "157618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421609949"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Сценарная разработка занятия по русскому языку: "Словосочетание. Типы подчинительной связи" "
    ["seo_title"] => string(99) "stsienarnaia-razrabotka-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-slovosochietaniie-tipy-podchinitiel-noi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "136629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417157939"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка для учителей русского языка билеты для 9 классов "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-uchitieliei-russkogho-iazyka-biliety-dlia-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "177435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424636294"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства