kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Методика работы над орфографическим правилом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для студентов специальности "Преподавание в начальных классах", изучающих дисциплину "Русский язык с методикой преподавания"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Методика работы над орфографическим правилом"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»










Конспект учебного занятия

по МДК 01.02

Русский язык с методикой преподавания

Группа ПНКо-43-С







Подготовила: Попова С.В.,

преподаватель русского языка

с методикой преподавания












2016



Тема: «Методика работы над орфографическим правилом».

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.

-Мы продолжаем работу по разделу методики преподавания русского языка, который сопровождается большими трудностями в изучении в современной школе.

-Назовите этот раздел (Методика изучения орфографии)

-Тему и цель нашей деятельности вы сформулируете чуть позже.

1. -Послушайте стихотворение А. П. Сумарокова, русского поэта-классициста 18 века, и ответьте на вопрос:

-Какое отношение к изучению орфографии русского языка имеет призыв автора?



Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад

Хоть несколько поправить.

-Соотнесите призыв А. Сумарокова с проблемой изучения орфографии. Как знание орфографии помогает сберечь наш язык – дар бесценный - и даже его прославить?



Как понимаете метафорическое выражение «склад поправить»?

Поэт призывает совершенствовать свою речь, а это невозможно без владения всеми ресурсами русского языка. Неисчерпаемым ресурсом письменной формы языка является орфографическая система. Почему? Благодаря тому, что она указывает на правильное написание слов, мы имеем возможность понимать друг друга. Её устоявшиеся веками правила делают речь удобной, точной. Она ключ к пониманию и выражению человеческих мыслей. Вряд ли кому-нибудь захочется читать текст с ошибками и задумываться над тем, что сказал автор. Можно сделать вывод, что орфография помогает сохранить богатство и многообразие языка.



Какие орфографические явления составляют основу орфографии? Отразите, пожалуйста, их в кластере

2. Составьте кластер по теме, отражая основные понятия

Орфография (в переводе с древнегреч. – «правильно писать»)

Представляет совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.

Состоит из 5 разделов:

  1. Правописание фонем в значимых частях слова;

  2. Слитное, раздельное и дефисное правописание;

  3. Употребление строчных и прописных букв;

  4. Правила переноса слов;

5) Графическое сокращение слов.

Объектом являются орфограммы – места в слове или между словами, где возможны варианты написания, из которых только один является нормативным.

Цель изучения – формирование орфографического навыка.



Имеют опознавательные и выборочные признаки.

Используется система орфографических упражнений: списывание, грамматико-орфографический разбор, диктанты.



-Следующее задание:

- Уточняем содержание кластера.

-Прочитайте, назовите по признакам одно из орфографических понятий (орфографическое правило)

3. Сформулируйте тему и цель работы

Тема: «Методика работы над орфографическим правилом».

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.



-Как вы считаете, какую задачу мы реализовывали на данном этапе занятия?

Задача № 1: актуализировать понятия из области методики изучения орфографии.

-Продолжим эту работу.

- Расположите признаки орфографического понятия в нужной последовательности, дайте развернутое определение, дополняя каждый пункт примерами.



Признаки понятия:

  1. Основой его применения является фонетика и грамматика.

  2. Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы.

  3. Назначение – обобщать однородные явления.

  4. Относится к одному из трех типов.

  5. Представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

  6. Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка.



-Итак, сформулируйте понятие орфографического правила, выстраивая признаки в нужной последовательности. Приведите примеры для каждого признака:

1.5 -Орфографическое правило представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

Например, существует правило правописания падежных окончаний имен существительных. Объект его – безударные гласные в падежных окончаниях, формулировка представляет собой алгоритм, которого должен придерживаться пишущий для объяснения безударной гласной:

«на дороге» - пишу безуд гл. «е», т. к. это сущ 1 скл, п.п., ед.ч

2.3 Назначение его - обобщать однородные явления, т. е. орфограммы. Например, орфограммы - безударных гласные мы находим в корнях слов, суффиксах, приставках, окончаниях. Они относятся к одному виду, т. к. объединены общим признаком – слабой позицией гласного, находящегося в безударном положении. Поэтому для всех орфограмм данного типа существует общее правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: «на стуле» – «на столе» (2 скл, п.п.); «терпеливый» - «талантливый».

3.4 Каждое правило относится к одному из трех типов: одновариантному, двухвариантному или к правилу-рекомендации.

4.1 Основой применения орф. правила является фонетика и грамматика. Для того, чтобы применять правила, необходимо знать такие фонетические явления, как звуки, их позиции – слабую и сильную, процессы, которые происходят с ними в слове, например, чередование. Кроме того, обязательны знания морфемной структуры слова и частей речи – из области грамматики.

5.2 Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы: «шистой» - неверно определена орфограмма, неверно выбрано правило: «ши пишу с гласной и», поэтому вместо буквы е фонема в слабой позиции обозначена буквой и.

6. Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка, который выражается в автоматизированных компонентах сознательного письма.



-Какой вопрос об орфографическом правиле не раскрыт в данном определении? (Этапы работы над орфографическим правилом).

К этому вопросу мы обратимся несколько позже.

-Продолжим работу по группам.

Перед вами три группы слов с орфографическими ошибками.

Скажите, какова ваша задача в работе над этими словами?

Задача №2формировать умение находить и объяснять орфографические ошибки учащихся.

Сформулируйте задание для своей группы слов и выполните его:

1 группа: кирдпич, проказдник, пистмо, честнок, шевствие.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Буква непроизносимого согласного в корне слова». Учащийся, обнаружив сочетание согласных в корне слов, ошибочно вставляет между ними так называемый непроизносимый согласный, которого в них нет. Пишущий не умеет пользоваться правилом: чтобы проверить букву непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы согласный стоял в сильной позиции, т. е. гласным, например: местность - место.

2 группа: ливт, зпруд, фдрысг, зазтёжка, априкоз.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Сомнительная согласная в корне слова – на конце и перед другой согласной». Учащийся, обнаружив согласный звук в позиции перед другим согласным – неважно, звонким или глухим, или на конце слова – придумывает орфограмму – обозначает звук буквой противоположного согласного – пишет не так, как произносит. Это явление называется орфографической глухотой.

3 группа: ноступила (нос), варваться (вар), зорисовать (зор).

Ошибки связаны с незнанием группы неизменяемых приставок. Причина – на этапе обозначения орфограммы пишущий не может определить, в какой морфеме она находится, и механически пытается выделить её в корне слова, возможно, потому, что недостаточно отработано умение подбирать слова с приставками и производить их морфемный анализ.

-Итак, какое задание вы для себя определите:

1) исправьте ошибки, назовите их причины;

2) назовите орфографические правила, на которых они основаны.

-Постараемся выполнить задание в течение 3 минут.







Определенная часть этих слов взята для примеров ошибок из романа современного автора А. Чудакова «Ложиться мгла на старые ступени», а именно из главы о восхитительной неграмотности гения орфографии Васьки – 85. Автор, вспоминая детство, рассказывает о невообразимых шедеврах своего одноклассника, которые расцветали у него в тетрадях, несмотря на многолетнее обучение в одном и том же классе.

Итак, сделайте вывод: в чем проявляется компетенция учителя в области орфографического контроля и каковы её составляющие?

Уметь обнаружить ошибку, понять её причины, подобрать правильный языковой материал для усвоения и отработки орфографического правила.

- А чтобы ошибок было меньше, начинать работу нужно с методически грамотного введения орфографического правила.

-Какова в связи с этим наша следующая задача?

Задача №3: формировать умение применять методические положения в практике составления конспектов уроков по орфографическим темам.

С этой целью вы выполняли самостоятельную работу по введению орфографических правил.

Представьте результаты работы.

Но прежде чем от группы выступит студент, задание получают остальные участники.

-В процессе представления конспекта урока вам нужно оценить качество введение орфографического правила.

Какие критерии станут основой анализа фрагмента введения правила?

  1. соблюдение этапов введения правила;

  2. методически грамотная формулировка цели и задач деятельности.

  3. -Назовите этапы введения правила, раскройте их.

1. Раскрытие сущности правила:

1.1. анализ фонетических и грамматических понятий, на которых основана орфограмма; формулировка орфограммы;

1.2. анализ признаков орфограммы, которые выступают в качестве ведущих.

2. Работа над формулировкой правила:

2.1. вопросы для обобщения признаков орфограммы и формулировка правила;

2.2. приведение примеров учащимися.

3. Применение правила в практике письма:

3.1. подбор языкового материала, отражающего яркие случаи применения правила;

3.2. грамотная формулировка заданий, соответствующих специфике правила.

Каждый критерий оценивается от 2 до5 баллов.

Результаты оценивания обсуждаются после представления всех конспектов.

Итак, участники первой группы представляют результаты работы.

Тема: «Правописание букв безударных гласных в корне слова».

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих 3 склонения» (3 класс).

Тема: «Раздельное правописание предлогов» (2 класс)



Какое значение имеет процесс работы над орфографическим правилом? (учащиеся усваивают орфограмму; предупреждают ошибки, т.к. учатся применять правило в практике письма, благодаря чему вырабатывается орфографический навык).

-Какой методический вывод должен сделать учитель начальных классов о своей компетенции в области методики введения орфографического правила?

Компетенция в этой области включает следующие компоненты:

  1. владение всей системой орфографических правил;

  2. создание условий для усвоения учащимися на уроках русского языка правил в соответствии с их типами и этапами работы.







Лист оценки работы группы



Группа №

Какие компетенции формировали на данном этапе изучения методики орфографии

Как оцениваете работу группы в соответствии с задачами учебного занятия






Определите направления для дальнейшего изучения методики орфографии







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Методика работы над орфографическим правилом"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства