Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: «Я мыслю - значит, я существую»
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: «Я мыслю - значит, я существую»
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: «Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс
Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».
Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую».
Технологии обучения: личностно – ориентированная, КСО, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная.
Методика поабзацного изучения текста (по А. Г. Ривину)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 5 класс.
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности: Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Разумовская М. М., Капинос В. И. и др. под редакцией Разумовской М. М. и Леканта П. А. - М.:Дрофа, 2012 – 318с.
Психология, 5 класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
Продолжительность: 90 минут
Авторы: Вакарина Марина Алексеевна, учитель математики и Кондрашова Джамиля Нормухамедовна, педагог – психолог, МБОУ «СОШ № 17», г. Усть-Илимск, Иркутская область.
Цель урока: формирование понятия «Текст, тема текста, основная мысль текста», совершенствование умения различать их и выделять из текста; развитие концентрации и распределения внимания.
Образовательные задачи урока:
Знать:
понятия «Текст. Тема. Идея»;
основные признаки текста: тематическое и композиционное единство.
Уметь:
определять тему и идею текста, выделять главную и второстепенную информацию;
анализировать текст с точки зрения его темы и идеи.
Развивающие задачи урока:
развивать аналитические возможности обучающихся, логически верно излагать свои мысли;
развивать устную речь.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к русскому языку;
воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать толерантность.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: Мультимедийная установка, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация Power Point.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности
Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Разумовская М. М., Капинос В. И. и др. под редакцией Разумовской М. М. и Леканта П. А. - М.:Дрофа, 2012 – 318с.
Психология, 5 класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007
План урока
урок
Оргмомент – 2 мин. (презентация Power Point, http://www.myshared.ru/slide/289130/# )
Актуализация знаний. Постановка цели урока – 4 мин.
Закрепление нового материала (правила обращения с памятью, физкультминутка. Игра на внимание «Птица – не птица») – 18 мин.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия – 5 мин.
Цель урока
Формирование понятия «Текст, тема текста, основная мысль текста», совершенствование умения различать их и выделять из текста; развитие концентрации и распределения внимания.
Методы и формы обучения
Методы:наглядные, коммуникационные, проблемные.
Методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение. Методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
Информационные методы – использование презентации Power Point.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Методика поабзацного изучения текста (по А. Г. Ривину)
Основные понятия
Текст, тема текста, идея, концентрация и распределение внимания.
Научатся: навыкам проведения лексического разбора слова, активно использовать в речи новые понятия, свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации и стилю общения.
Получат возможность научиться: выполнять работу в сотрудничестве, формулировать цели и задачи урока совместно с учителем; сопоставлять и отбирать информацию, понимать точку зрения другого, слушать друг друга.
Целостно-смысловая и учебно-познавательная компетенции
Умеют: определять лексическое значение слова, вступать в речевое общение, оформлять свои мысли в устной речи, выделять главное и второстепенное в тексте.
Организационная структура урока
Этапы урока
Время
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Форма организации взаимодействия на уроке
УУД
Форма контроля
1. Организационный момент
2
Проверка готовности обучающихся к уроку, эмоционального и психологического настроя на работу.
Слайд №1, №2
Учитель русского языка, учитель психологии: Приветствуют обучающихся, создают положительный эмоциональный настрой на урок, мотивируют на восприятие информации.
Принимают приветствие. Записывают число в тетрадь.
Фронтальная
Личностные – готовность к обучению.
Регулятивные – осуществляют самоконтроль.
Познавательные – устанавливают причинно-следственные связи на простом уровне.
Коммуникативные – излагают свое мнение, аргументируя его.
Работа в тетради
2. Словарная работа
7
Обучающиеся читают слова со слайда, записывают слова, объясняют значение слов, составляют истории с данными словами, выделяют орфограммы.
Приложение №1, №2, Слайд №3
Учитель русского языка: Знакомит обучающихся с заданием: 1.Переписать слова в тетрадь, объяснить их лексическое значение. 2. Устно составить историю с применением этих слов (не более 5 предложений). 3. Рассказать свои истории (выборочно). 4. Домашнее задание: записать свои истории в тетрадь.
Осмысливают и выполняют задания, составляют свои истории с применением словарных слов.
Индивидуальная
Регулятивные – определяют и формулируют цель совместной работы.
Познавательные – обогащают представления о собственных возможностях и способностях.
Коммуникативные – учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Работа в тетрадях и устные ответы
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
4
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы и цели урока
Приложение №3, Слайд №4
Учитель русского языка: Предлагает обучающимся послушать ее истории и определить, чем одна история отличается от другой. Консультирует в случае затруднения.
Получают информацию по теме, дают характеристику историям. Осмысливают тему, цели урока, определяют задачи, записывают тему урока.
Индивидуальная, фронтальная
Регулятивные – определяют цель урока, выдвигают версии, оценивают степень достижения цели.
Познавательные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные – учатся контролировать свою речь и поступки.
Работа в тетрадях
4. Игровое задание «Рассыпанные буквы»
5
Слушают учителя, перерабатывают информацию, делают записи в тетрадях, сравнивают с образцом
Приложение №4,
Слайд №5, №6
Учитель психологии: Знакомит обучающихся с заданием: 1. Найдите зашифрованные слова и запишите их в тетрадь в строчку. 2. Назовите слова, которые вы нашли. 3. Предлагает сравнить свои записи с образцом (слайд № ). 4. Консультирует в случае затруднения
На основе полученной инструкции выполняют дидактическую задачу. Оформляют записи в тетрадях, проверяют свои записи с образцом.
Индивидуальная
Регулятивные – извлекают необходимую информацию, соотносят результат с целью, оценивают его.
Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные – учатся самостоятельно решать проблемы в общении.
Самопроверка по слайду
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
2
Выполняют действия, согласно тексту.
Приложение №5,
Слайд №7
Учитель психологии:
Читает стихи, предлагает быть внимательными и выполнять все действия, которые встречаются в тексте стихотворения.
Дети слушают задание, стараются быть внимательными, выполняют действия.
Индивидуальная
Регулятивные – осознают свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением.
Познавательные – обогащают представление о собственных возможностях и способностях.
Коммуникативные – учатся позитивно проявлять себя в общении.
Позитивное самоощущение
6.Новая тема
25
Отвечают на вопросы учителя по теме, вспоминают вместе с учителем правила работы в парах сменного состава (А.Г.Ривин)
Приложение №6,
Слайд №8
Учитель русского языка: 1. Предлагает детям ответить на вопросы: Что такое текст, тема, идея? 2. Объясняет правила работы в парах сменного состава. 3. Определяет регламент работы в группах. 4. Предлагает заполнить по алгоритму таблицу. 5. Провести взаимопроверку с соседом по парте. 3. Помогает и консультирует в случае затруднений.
Выполняют предложенное задание. Сами приходят к ответу: что есть текст, тема, идея. Проводят взаимопроверку с соседом по парте.
Парная, индивидуальная,
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Познавательные – осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативные – участвуют в обсуждении содержания материала.
Коммуникативные – взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Оценивание ответов обучающихся учителем, самопроверка по слайду №
8. Организационный момент
2
Организация деятельности детей в группах
Учитель русского языка: Организует работу в группах, для этого приглашает детей выбрать карточку определенного цвета.
Обучающиеся распределяются в четыре группы согласно цветовому выбору.
Групповая
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляет самоконтроль.
Познавательные – выделяют существенную информацию, осознанно и произвольно строят свое речевое высказывание.
Коммуникативные – слушают собеседника, адекватно используют речевые высказывания.
Сформированные группы
9. Групповая работа. Игровое задание. «Телефон»
10
Организует работу в группах
Приложение №7, 8, Слайд №10
Учитель психологии:
Предлагает выбрать ответственного в каждой группе. Ответственные работают с текстом (читают и запоминают), а с остальными детьми проводится упражнение «Перекрестные шаги»
Ответственные передают содержание текста по цепочке. Последний участник выходит к доске и воспроизводит полученную информацию.
Выполняют действия согласно правилам игры.
Групповая, индивидуальная
Регулятивные – планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные – выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные – учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Озвученный текст и оценка результатов работы группы
Закрепление нового материал
5
Обобщение и закрепление полученных на уроке знаний
Приложение №9, 10, 11
Слайд №11, №12
Учитель русского языка: Предлагает обобщить и закрепить полученные знания на уроке:
Вспомнить понятия и термины, с которыми познакомились на уроке. 2. Обратиться к слайду № 11 за лексическим значением слов. 3. Выполнить задания по тексту «Правила обращения с памятью».
Учитель психологии:
Предлагает принять участие в игре на внимание «Птица – не птица».
Называют понятия и термины. Сверяют свои ответы с научным толкованием по слайду. Работают в парах с деформированным текстом.Выполняют действия по правилам игры – хлопают.
Парная, фронтальная
Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль по результату.
Познавательные – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Коммуникативные – учатся использовать речь для регуляции своего действия.
Взаимопроверка, самопроверка
Домашнее задание
Обсуждается домашнее задание: придумать свою историю.
Слайд №13
Учитель русского языка:
Предлагает записать свои истории со словарными словами в тетрадь.
Записывают домашнее задание в дневник.
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные – дополняют, уточняют мнение по существу полученного задания.
Познавательные – оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости.
Коммуникативные – учатся понимать эмоции и поступки других людей.
Самопроверка
Рефлексия
Организует обсуждение и оценивание своего состояния. При необходимости корректируется работа обучающихся.
Приложение №12,
Слайд №14
Учитель психологии:
Предлагает выбрать и оценить свое состояние на конец урока в листе рефлексии.
Сверяют свое состояние с предложенной оценкой на слайде, закрашивают свою строку в листе рефлексии.
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные – осознают свою долю ответственности за все, что с ними происходит.
Познавательные – учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения.
Коммуникативные – учатся самостоятельно решать проблемы в общении.
Заполненный лист рефлексии
Приложение №1
Словарные слова.
Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Адрес – местожительство.
Оса – насекомое.
Горизонт – видимая граница неба и земной или водной поверхности.
Болото – топкое место со стоячей водой.
Приложение №2
Д/з Письменно составить историю с одним из словарных слов, изученных сегодня на уроке
Приложение №3
Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
Оса – это насекомое. У нее шесть лапок. Еще у осы есть жало.
Приложение №4
Рассыпанные буквы
ТКСЕТ, АМТЕ, ДЯИЕ, НПЛА, ЗАБАЦ, СЕТЗИ
Приложение №5
Гимнастика ля глаз (упражнение для усиления наружных глазных мышц)
Проведем друзья сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз,
Ты хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагонали,
Плавно глазками моргаем
С силой глазки закрываем.
Чтобы больше было силы
К ним ладошки приложили
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать.
Приложение №6
Текст. Тема текста. Идея или основная мысль текста
Текст – это связанные между собой смыслом и последовательностью предложения. Он может быть написанный, напечатанный или передающийся в устной форме. Текст состоит из нескольких предложений, реже может быть из одного предложения. Текст имеет определенную тему, он отражает мысль и замысел своего создателя. Текст не ограничен в размере, он может быть настолько большим, насколько потребуется для раскрытия смысла. Правильный текст имеет начало, конец, смысл и к такому тексту можно подобрать заглавие.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Заголовок текста часто отражает его тему.
Идея или основная мысль текста – это то главное, о чем хотел сказать автор. То к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать.
Номер абзаца
Название абзаца
Основные понятия
С кем работал
Приложение №7
Телефон.
Группа №1
Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится!
Группа №2
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.
Группа №3
Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
— Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
Группа №4
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
— Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
— Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?
Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
Приложение №8
Физкультминутка «Перекрестные шаги» (активизация работы мозга)
Правым локтем коснутся левого колена, левым локтем – правого колена.
Приложение №9
Цель —конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Задача —цель, которую необходимо достичь.
Материал – дозированная и структурированная информация, используемая в процессе обучения.
Содержание – то, о чем повествуется, что излагается.
Порция – определенное количество, доля чего-либо.
Доза – порция.
Тезис – кратко сформулированные основные положения, главные мысли статьи, доклада.
План – самая короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.
Последовательность – порядок следования один за другим объектов.
Приложение №10
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ
1. Заучивай с желанием знать и помнить. 2. Ставь ……………… запомнить надолго. 3.Начинай повторять до того, как ………………стал забываться.
4. Заучивай и повторяй небольшими …………………….
5. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. 6. Когда учишь, записывай ………………, составляй …………………ответа.
Задание: вставь подходящие по смыслу слова.
Цель – задача, материал – содержание, дозами – порциями, тезисы - основное, план – последовательность.
Приложение №11
Веселая игра на внимание и знание птиц «Птица - не птица».
Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.