Просмотр содержимого документа
«Местоимение как значимая часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи.
Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.
2. Развивать умение сравнивать и делать выводы, редактировать текст.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, тексты заданий, таблицы «Говори грамотно», «Пиши грамотно».
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка?
- Проверили? Садитесь.
- Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
II. Говори грамотно.
Добыча, издавна, звонят, завидно, изредка
Учащиеся читают слова сначала по одному, а затем хором.
III. Пиши грамотно.
[м'и Л О д' И й'а] [м' итал]
[ м' из' и н' и ц] [б а н а н] [ав'ос]
- Прочитайте слова. Запишите слова буквами.
IV. Орфографическая минутка.
Несколько ребят работают по карточкам, остальные читают слова, написанные на доске:
- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова.
Скоростной
повиснуть
Вестник
интересный
Хрустнул
опасность
Грустный
Вкусный
- Проверим работу с помощью сигнальных карточек. Докажите правильность распределения слов.
- Используя эти слова, составим цепочку для чистописания.
V. Чистописание.
1) 1-й элемент - буква, обозначающая гласный звук и находящаяся в приставке одного из слов [о];
2) 2-й элемент наудите в слове вестник. Это согласный, парный глухой, парный твердый звук [к];
3) 3-й элемент отыщите в слове повиснуть. Это согласный, парный глухой, парный мягкий звук [т'] - Итак, у нас получилось: окт
- Используя эти элементы, составьте свои цепочки. У кого какие получились слова? (кто, тот, кот)
- К какой части речи относятся данные слова? А слово кто? так в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите ее раскрыть?
VI. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
- Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог Януш Корчак.
. .. Я вам расскажу сейчас об одном маленьком словце, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое слово - кто. Постучали в дверь
- ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить «Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды? А тот все бы отвечал: «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а все только спрашивал. А так: «Кто там?» Там Катя, там Леша, там Игорь, там Светлана Борисовна. В этом коротеньком слове сидят все имена всех людей на свете. Какое слово мы произнесли вместо имени?
- Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени. Кто догадался, о какой части речи идет разговор?
2. Задачи урока:
- Сегодня на уроке мы узнаем, какую часть речи называют местоимением, какую роль оно играет в нашей речи, и будем учить составлять предложения с местоимениями.
3. Особенности местоимений как части речи.
- Предлагаю записать два предложения: Дом был высокий. Он стоял на краю деревни.
- Кто сразу может назвать местоимение, которое нам встретилось?
- Что это - он?
- Какой частью речи является слово дом? а он? Докажите.
- Вместо имени существительного дом употребили слово он.
Сравним эти слова. Задайте к ним вопрос. Каким членом предложения эти слова являются? Значит, чем они похожи? (Оба мужского рода, в единственном числе, И.п.)
- В чем различие? Что обозначает слово дом? а слово он? Закройте ладошкой первое предложение. Будет ли понятно, о чем идет речь?
Называет ли он предмет? А что же это слово делает? Значит, в чем отличие существительного от местоимения?
- Составьте устно два предложения. Во втором должно быть местоимение он, употребленное вместо имени существительного.
- А как бы вы продолжили эти два предложения?
Я продолжила так:
У дома росли густые и ветвистые деревья. Они встречаются в смешанном лесу.
(Аналогичная работа с этими предложениями)
- Сделаем вывод, используя памятку.
1. В чем отличие местоимения от существительного?
2. В чем отличие местоимения от прилагательного? 3. Какую часть речи мы назовем местоимением?
- Давайте проверим ваш вывод по учебнику с.199
На что еще может указывать местоимение, кроме предмета и признака? (На количество предметов или может спрашивать об этих предметах, признаках, количествах)
Местоимения я, ты, он, она, мы, вы указывают на лицо. Они называются личные.
Эти местоимения на паровозе приехали к нам в гости (таблица)
- Что вы можете рассказать о наших гостях?
Давайте, сравним свои выводы с правилом в учебнике на стр.198.
VII. Физминутка.
VIII. Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах:
- Кто хочет убедиться, сможет ли он найти местоимения? Выполним следующие задания. У вас на партах лежат тесты.
Поработаем над ними.
А) Найти слова, указывающие на предметы, но не называющие их: