kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тайна местоименного слова

Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «pr?n?men». Дословный перевод – «вместо имени».

То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.

Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.

Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.

Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.

Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении" »

Тема. Что мы знаем о местоимении?

Цель: обобщить знания учеников о местоимении, его роли в речи; формировать навыки правильного употреблении местоимений; про­должать развивать умение писать местоимения; определять их кате­гории, сходства и различия с именем существительным; развивать наблюдательность и речь учеников; воспитывать культуру речи, ста­рательность.

Оборудование: микрофон для игры; карточки для групповой ра­боты; таблица по теме «Местоимение»; сравнительная таблица с именем существительным; лёгкая музыка для физкультминутки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

-

Сегодня мы отправимся в гости к местоимению. Туда пригла­шают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уве­рены в своих знаниях?

  1. Актуализация опорных знаний

- Тогда — внимание — первое испытание.

На доскезапись:

Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос тот эта, но.

- Прочитайте слова. Что вы заметили?

(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и пред­логи. Предлоги: в, на; а, но — союзы. Есть существительные: «нос; два глагола: мни и мнём. Остальные слова — местоимения.)

  • Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки, Какое первое?

(Дети называют местоимения, учитель записывает их на доске, а они по­вторяют за учителем.)

  1. Работа над темой урока

  1. Технология «Микрофон».

  • Вот мы и в гостях. Нас в свою страну пригласили местоимения.

У них много для вас заданий. Справитесь?

(Дети по очереди говорят о том, что они знают о местоимении.)

  • Что такое местоимение? (Местоимение — это часть речи, ко­торая указывает на предметы, но не называет их. А ещё местоимение указывает на признаки предметов. Местоимения указывают на суще­ствительные и прилагательные.)

  • Молодцы. А можете привести примеры? (У дома растут кра­сивые цветы. Они цветут всё лето. Местоимение «они» указало на

.цветы — на предмет.)

  • Я продолжу. Такие же цветы мы посадили на даче. Я указала на признак. Такие же красивые, как у дома;

  • С этим заданием вы тоже справились!

  1. «Мозговой штурм».

  • Теперь — следующее задание. Слушайте внимательно. Я на­зываю местоимения. А вы вспоминаете все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения. Эти местоимения указы­вают на лицо.)

  • Сколько вы знаете лиц у местоимений? (Три: первое лицо — это сам говорящий; второе —собеседник; третье — человек, не уча­ствующий в разговоре.)

  • Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)

- Второго. (Ты, вы)

  • Для выражения вежливости вместо местоимения ты говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.

Молодцы! Осталось назвать местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)

  • А что ещё вы знаете про личные местоимения? (Личные место­имения изменяются по числам. Например, «я» — единственное число, а «мы» — множественное.)

  • Местоимения третьего лица изменяются по родам. Так, он — мужской род, она — женский род, оно — средний род. А во множе­ственном числе местоимения по родам не изменяются.

  1. Работа с загадками.

  • А сейчас — сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.

В тетрадь вы запишите только местоимения, которые «спрята­лись» в ответе.

Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Тесто)

  • Запишите. Что вы записали?

Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? ( Заяц. Это местоимение я. )

  • Запишите.

  • Следующая загадка. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Местои­мение мы.)

  • Запишите это местоимение.

  • А теперь — самая сложная загадка. Придумайте слово, в ко­тором спрятались три личных местоимения. Второй слог — мы. (Вы­мыты — местоимения вы, мы, ты.)

  • Запишите.

  • А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? (Местоимение те — это не личное, а указательное местоимение.)

  • Абсолютно правильно!

  1. Выборочный диктант. Минутка поэзии.

  • Я хочу вам предложить стихотворение А. Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.

На доске — запись:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Это стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья.

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна.

В тетрадизапись: это, эта, этот, эти.

  1. Проверка выполненной работы.

  • Хотя основное занятие всех местоимений — указывать на пред­меты и признаки предметов (в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения), — только одна группа местоимений на­зывается указательными. Вы можете ещё назвать какие-нибудь ука­зательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут)

  • Молодцы! Теперь — следующее задание. Но прежде, чем вы бу­дете его выполнять, вспомните всё про правописание местоимений. (Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимениями пишется отдельно. Ещё к местоимениям «ему», «им», «его», «ей», «их», «ею», «ими» после предлогов добавляется «н». Например: «у неё», «к нему».)

  • Замечательно, а сейчас слушайте задание.

Каждый из вас получит карточку, внимательно прочитает её и вы­полнит упражнении в тетради. Эти задания подготовили для вас ме­стоимения. Они подготовили небольшой зачёт. Вы же помните, что они приглашают в гости только тех, кто уже многое знает о местои­мении. Желаю вам удачи!

(Учитель раздаёт карточки трёх уровней сложности, учитывая индивиду­альные особенности учеников.)

У. Самостоятельная работа. Работа в группах

  1. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.

Подошёл к (он); возвращался с (она); поздравляю (он); посмо­трел на (они); позвонил (она); отвечал (они); обрадовал (он); спросил про (он).

  1. Спишите. Исправьте ошибки.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки неё были окрашены в светлый цвет, а на их были тёмные пятна и чёрточки.

  1. Физкультминутка

  • Закройте глазки. Положите голову на парту. Подумайте о чём-то очень приятном для вас. (Звучит лёгкая музыка.) Представьте, как сол­нечный лучик коснулся вашего лица. Вам слало радостно, и от этого на вашем лице засияла улыбка.

  1. Закрепление изученного

  1. Работа с таблицей.

  • Вспомните всё-всё, что мы знаем про местоимения. Сейчас Нам предстоит самое сложное — составить таблицу.

Внимание! Слушайте задание.

На доске:

Местоимение

Существительное





— Назовите все сходства и различия этих частей речи. (Дети отвечают — учитель заполняет таблицу.)

В результате таблица выглядит так:

Местоимение

Существительное

  1. Указывает на предмет.

  2. Отвечает на вопросы кто? что?

  3. Не имеет рода, кроме он, она, оно.

  4. Изменяется по падежам и Числам

  1. Обозначает предмет.

  2. Отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имеет род.

  4. Изменяется по падежам и числам



  • Какое же главное различие? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет. Местои­мение указывает ещё и на признак предмета.)

  • Отлично!

  1. Итог урока

  • Запишите в тетради продолжение предложения.

Я много знаю о местоимении...

(Дети записывают.)

- Что вы знаете о местоимении? '

  • Расскажите всё о местоимении я. (Это часть речи, начальная форма «я»,- именительный падеж, единственное Число, первое лицо. В предложении это местоимениё является подлежащим.)

  • Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!

  1. Домашнее задание ,

  • Дома вы попробуете сами составить такую же таблицу. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.

  • Подготовьте ребусы или кроссворды по теме «Местоимение».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении"

Автор: Уманская Татьяна Владимировна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка по теме: "Личные местоимения 1,2,3 лица" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia-1-2-3-litsa"
    ["file_id"] => string(6) "110241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405755265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства