Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении"
Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении"
Тайна местоименного слова
Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «pr?n?men». Дословный перевод – «вместо имени».
То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.
Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.
Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.
Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.
Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о местоимении" »
Тема. Что мы знаем о местоимении?
Цель: обобщить знания учеников о местоимении, его роли в речи; формировать навыки правильного употреблении местоимений; продолжать развивать умение писать местоимения; определять их категории, сходства и различия с именем существительным; развивать наблюдательность и речь учеников; воспитывать культуру речи, старательность.
Оборудование: микрофон для игры; карточки для групповой работы; таблица по теме «Местоимение»; сравнительная таблица с именем существительным; лёгкая музыка для физкультминутки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
-
Сегодня мы отправимся в гости к местоимению. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях?
Актуализация опорных знаний
- Тогда — внимание — первое испытание.
На доске — запись:
Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос тот эта, но.
- Прочитайте слова. Что вы заметили?
(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги. Предлоги: в, на; а, но — союзы. Есть существительные: «нос; два глагола: мни и мнём. Остальные слова — местоимения.)
Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки, Какое первое?
(Дети называют местоимения, учитель записывает их на доске, а они повторяют за учителем.)
Работа над темой урока
Технология «Микрофон».
Вот мы и в гостях. Нас в свою страну пригласили местоимения.
У них много для вас заданий. Справитесь?
(Дети по очереди говорят о том, что они знают о местоимении.)
Что такое местоимение? (Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. А ещё местоимение указывает на признаки предметов. Местоимения указывают на существительные и прилагательные.)
Молодцы. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Местоимение «они» указало на
.цветы — на предмет.)
Я продолжу. Такие же цветы мы посадили на даче. Я указала на признак. Такие же красивые, как у дома;
С этим заданием вы тоже справились!
«Мозговой штурм».
Теперь — следующее задание. Слушайте внимательно. Я называю местоимения. А вы вспоминаете все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения. Эти местоимения указывают на лицо.)
Сколько вы знаете лиц у местоимений? (Три: первое лицо — это сам говорящий; второе —собеседник; третье — человек, не участвующий в разговоре.)
Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Второго. (Ты, вы)
Для выражения вежливости вместо местоимения ты говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.
Молодцы! Осталось назвать местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)
А что ещё вы знаете про личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по числам. Например, «я» — единственное число, а «мы» — множественное.)
Местоимения третьего лица изменяются по родам. Так, он — мужской род, она — женский род, оно — средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.
Работа с загадками.
А сейчас — сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
В тетрадь вы запишите только местоимения, которые «спрятались» в ответе.
Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Тесто)
Запишите. Что вы записали?
Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? ( Заяц. Это местоимение я. )
Запишите.
Следующая загадка. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Местоимение мы.)
Запишите это местоимение.
А теперь — самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог — мы. (Вымыты — местоимения вы, мы, ты.)
Запишите.
А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? (Местоимение те — это не личное, а указательное местоимение.)
Абсолютно правильно!
Выборочный диктант. Минутка поэзии.
Я хочу вам предложить стихотворение А. Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.
На доске — запись:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Это стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
В тетради — запись: это, эта, этот, эти.
Проверка выполненной работы.
Хотя основное занятие всех местоимений — указывать на предметы и признаки предметов (в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения), — только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут)
Молодцы! Теперь — следующее задание. Но прежде, чем вы будете его выполнять, вспомните всё про правописание местоимений. (Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимениями пишется отдельно. Ещё к местоимениям «ему», «им», «его», «ей», «их», «ею», «ими» после предлогов добавляется «н». Например: «у неё», «к нему».)
Замечательно, а сейчас слушайте задание.
Каждый из вас получит карточку, внимательно прочитает её и выполнит упражнении в тетради. Эти задания подготовили для вас местоимения. Они подготовили небольшой зачёт. Вы же помните, что они приглашают в гости только тех, кто уже многое знает о местоимении. Желаю вам удачи!
(Учитель раздаёт карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников.)
У. Самостоятельная работа. Работа в группах
Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошёл к (он); возвращался с (она); поздравляю (он); посмотрел на (они); позвонил (она); отвечал (они); обрадовал (он); спросил про (он).
Спишите. Исправьте ошибки.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки неё были окрашены в светлый цвет, а на их были тёмные пятна и чёрточки.
Физкультминутка
Закройте глазки. Положите голову на парту. Подумайте о чём-то очень приятном для вас. (Звучит лёгкая музыка.) Представьте, как солнечный лучик коснулся вашего лица. Вам слало радостно, и от этого на вашем лице засияла улыбка.
Закрепление изученного
Работа с таблицей.
Вспомните всё-всё, что мы знаем про местоимения. Сейчас Нам предстоит самое сложное — составить таблицу.
Внимание! Слушайте задание.
На доске:
Местоимение
Существительное
— Назовите все сходства и различия этих частей речи. (Дети отвечают — учитель заполняет таблицу.)
В результате таблица выглядит так:
Местоимение
Существительное
Указывает на предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Не имеет рода, кроме он, она, оно.
Изменяется по падежам и Числам
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Имеет род.
Изменяется по падежам и числам
Какое же главное различие? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет. Местоимение указывает ещё и на признак предмета.)
Отлично!
Итог урока
Запишите в тетради продолжение предложения.
Я много знаю о местоимении...
(Дети записывают.)
- Что вы знаете о местоимении? '
Расскажите всё о местоимении я. (Это часть речи, начальная форма «я»,- именительный падеж, единственное Число, первое лицо. В предложении это местоимениё является подлежащим.)
Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!
Домашнее задание ,
Дома вы попробуете сами составить такую же таблицу. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.
Подготовьте ребусы или кроссворды по теме «Местоимение».