Цели:
- Предметные:
- научить писать слова с мягким знаком на конце слова,
- выработать орфографическую зоркость,
- расширять знания о животных нашего леса.
- Деятельно – коммуникативные:
- закреплять навык работы в паре, группе,
- закреплять навык работы с книгой, тетрадью.
- Ценностно – ориентированные:
- воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание изучать русское народное творчество,
- через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
I. Валеологический масаж.
– Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.
– Опустите свободно.
– Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз.
– Разотрите шейный отдел позвоночника.
– Погладьте себя по головке и кажите: “Какие мы хорошие. Всё сможем”.
II. Первичное введение нового материала.
– Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами сами сочиним сказку.
– Сказка по лесу идёт,
Сказка за руку ведёт,
Сказка умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Путь у нас не близкий, дорога трудная – чистописание. Для того, чтобы начать писать, надо повторить правила посадки.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Записали число, классная работа, чистописание. Как вы думаете, для чего мы учимся писать безотрывно?
– С нами идёт наш постоянный спутник. Кто? Почемучка. И как всегда он приготовил для нас вопрос. (Учебник с.68.)
– Что мы знаем уже об обозначении мягкости?
– Как вы думаете еще можно обозначать мягкость?
III. Сообщение темы и цели.
– Какая задача урока? (Узнать, как еще можно обозначать мягкость согласного).
– Мы не только будем учиться обозначать мягкость согласного, но больше узнаем о животных нашего края, будем учиться работать в паре и группе, правильно работать с книгой и тетрадью, учиться следить за своим здоровьем.
IV. Первичное введение нового материала.
Учитель: Ребята, слышите, кто-то стрекочет, Сорока новость для нас несёт, уже растрезвонила по всему лесу.
Выбегает ученик в маске.
Сорока: В.р.на в.р.нёнка выучила верёвки вить.
– Ребята, вы узнали меня? Поняли, какую новость я вам принесла? Я умею не только говорить, но и писать. Свою новость я записала на доску. (На доске чистоговорка).
Учитель: Что записала сорока? Произношение какого звука отрабатываем?( [В’] [В] )
– Какие гласные пропущены?
– Почему вы это утверждаете? (Запись чистоговорки).
– В названии каких птиц ещё пишется –оро-?
– Что это за птицы?
– Как вы считаете, легко ли живётся птицам зимой?
– Как вы можете им помочь?
В тетради: сорока, воробей.
– Покажите ту гласную, которую надо запомнить? (Используется веер гласных).
– Назовите слово с мягким знаком на конце. (Вить).
– Назовите согласные в этом слове.
– Дайте их характеристику.
– Сколько букв?
– Сколько звуков?
– Почему?
Вывод: как может обозначаться мягкость согласных? (Делают вывод учащиеся).
Чтение упражнения страница 68.
– Насколько важно правильно писать слова с мягким знаком расскажет Ксюша.
Мягкий знак,
Мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без меня не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться
Если будете забывать мягкий знак в словах писать.
– Как вы поняли, что может произойти, если в слове забыли написать мягкий знак? (Изменится смысл).
– Разберём это на примере.
– Назовите пару слов, где меняется смысл, только из-за одной буквы.
Шесть – шест;
Учитель: Запишите в тетрадь:
Есть – ест;
Пеньки – пенки;
Угольки – уголки;
Банька – банка.
– Поднимите зелёный сигнал, кто считает, что очень важно научиться правильно писать слова с мягким знаком,
V. Первичное закрепление нового материала.
– Продолжаем сочинять сказку. Действующие лица мы с вами. И ещё с нами попросилась девочка.
– Кто она? (Белоснежка)
– Как она попала в лес?
– Все вместе заходим в лес. Идём тихо, тихо.
– Почему? (Повторение правил поведения).
– Идём мы по лесу и увидели красивый домик.
– Как вы думаете, кто там живёт?
– Гномы доделывают свой дом, хотите помочь?
Дин, дон,
Дин, дон,
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом,
Пока в доме убирали,
В школу чуть не опоздали,
Торопились и успели,
Со звонком за парты сели.
– Гномики всё время трудились, но не умели читать и писать. Белоснежка решила их научить. Сейчас у них такой же урок русского языка, как и у нас.
– Повторите задачу урока.
– У каждого гномика своё задание, которое мы будем выполнять вместе с ними.
– Что бы помочь первому гномику выполнить задание нужно вспомнить зимние месяцы. (Декабр., январ., феврал.).