Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих»
Русский язык 7класс
Тема: Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Цель:
изучить орфографическое правило о написании мягкого знака на
конце наречий после шипящих, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи урока:
1.
Научить находить в словах изучаемую орфограмму и применять
правило при написании наречий.
2.
Повторить правило написания мягкого знака на конце слов после
шипящих в других частях речи.
3.
Развитие внимания, восприятия, навыков связанной речи, творческих
способностей.
4.Формирование коммуникативных навыков
Изучить правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; выработать умение находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
2). Воспитывать любовь к родному языку.
3). Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:
О какой букве идет речь?
В начале слова нет меня, Зато в конце бываю я, И в середине я встречаюсь, Я слог при чтении смягчаю. (Ь)
Напомните мне, какую функцию может выполнять Ь? (Зачем он нужен в русском языке)
принадлежность к третьему склонению: мышь,
в формах повелительного наклонения: едешь, нач. формы и 2 л. Ед. ч .
разделительную функцию: вьюга;
-А у сущ. 2 скл. и кратких прилаг.? (не нужен)
Слайд 1 Я предлагаю вам стихотворение: в подчеркнутых словах определить, нужен или нет ь.
Мелькнуло солнце из-за туч, (Сущ. Р.п. мн.ч.)
Стал вечер ясен и хорош. (Кр.прилаг.)
Чуть-чуть заметна листьев дрожь, (Сущ.3 скл.)
Бил под горой студеный ключ. (Сущ.2 скл.)
Цвел ландыш, нежен и пахуч, (Сущ.2 скл., кр. прилаг.)
Вдруг вышел на поляну ёж. (Сущ.2 скл.)
«Кому спешишь помочь ты, ёж?» (Глаголы)
Спросить его мне невтерпеж: (Наречие)
Объясните мне значение студеный ключ, поберите синонимы к словам (холодный морозный, ледяной, мерзлый родник)
- Что объединяет все подчеркнутые слова? (все они оканчиваются на шипящий)
- А какие шипящие вы знаете? Ш, Щ, Ч, Ж.
-- Слово какой части речи мы не смогли объяснит и почему?
-- Сформулируйте тему нашего урока
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Записываем тему в тетрадь
В наречиях после шипящих не обойтись без Ь: навзничь, наотмашь, вскачь, кроме пресловутых "уж, замуж, невтерпеж".
Возвращаемся к слайду № 1 и объясняем слово НЕВТЕРПЕЖ почему без Ь.
Все три эти слова на разных этапах развития языка были образованы от соответствующих "безмягкознаковых" имён существительных. Они были второго склонения. Это "уж" (змея), "муж" (человек) и "терпёж" (качество). Как писались они без мягкого знака, так и в наречия вошли со своим орфографическим уставом
Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».
( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)
- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖЬ (застежка, застегивать).
Какие вы знаете шипящие? Ш, Щ, Ч, Ж.
Словарная работа:
она выходит замуж - он женится;
вскачь – быстро, скачками;
навзничь – на спину;
наотмашь – с размаху;
настежь – распахнуто до отказа;
невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
прочь - вон;
сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
уж - сейчас, в данный момент.
Для слабого Филиппова у доски
Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.
1) царевна, Ивана царевича, за, вышла, замуж.
2) открыты, были, ворота , настежь.
3) все, Родион, прочь, сомнения, отбросил.
Для Генераловой карточка
Печ… нам мать родная. Отойди, ёж, на тебе тулуп нехорош... Не шути с огнём, обожжёш…ся. На богатого ворота настеж…, на убогого запор. День да ночь – сутки проч...
Пока Настя выполняет задание у доски, мы работаем вместе
слайд 2 (делают упр., а затем проверяем (один читает правильные ответы))
!) Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее
А. Вскачь, настежь, уж;
Б. Полночь, товарищ, молодежь;
В. Отрежь, смажь, помощь;
Г. Рожь, блестишь, молчишь;
Д. Из-за туч, камыш, малыш;
Е. Могуч, горяч, мочь;
Ж. Видишь, прочь, сплошь;
З. Дочь, ночь, мяч
Слайд 3 ответы
8 правильных -5
6-7 ---------------- 4
4-5 ----------------- 3
Менее 4-------------2
2) ПРОВЕРЯЕМ У Насти и Ольги
3) Слайд 4 Вставьте наречия в предложения.
Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
Стены были __________ увиты плющом.
Окна в доме были _____________ открыты.
Скорей бы _________ кончился урок.
Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
Под напором волны я повалился ______________ .
4) Слайд 5 Спишите, исправьте ошибки.
Еш до света, а работай до пота. Дочьку замужь выдать - не пирог испеч. День да ноч - сутки проч.
Что узнали на уроке?
Какое задание показалось тредным?
А легким?
Поднимите руки, кто будет писать слова УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ с Ь?
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь- в – точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то «пять» поставят.
3 группа
Спишите наречия с шипящим звуком в конце слова. Подчеркните ь.
3. Какой частью речи является выделенное в предложении слово?
Вдали я видел горы.
А) наречие
Б) существительное
4. Какой частью речи является выделенное в предложении слово?
В дали голубой уж крутился песок золотой.
А) наречие Б) прилагательное В) существительное с предлогом
5. В каком слове после шипящих пишется ь?
А) наотмаш… Б) невтерпеж… В) плащ… Г) много луж…
Тест
1.Выберите слово, в котором не употребляется ь
А) настеж… Б) вскач… В) замуж… Г) сплош…
Выберите слово, в котором употребляется ь
А) невтерпеж… Б) реж…В) богач… Г) колюч…
3. Какой частью речи является выделенное в предложении слово?
Вдали я видел горы.
А) наречие
Б) существительное
4. Какой частью речи является выделенное в предложении слово?
В дали голубой уж крутился песок золотой.
А) наречие Б) прилагательное В) существительное с предлогом
5. В каком слове после шипящих пишется ь?
А) наотмаш… Б) невтерпеж… В) плащ… Г) много луж…
-В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.
Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.
Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.
Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.
Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.
Очень быстро - вскачь.
Уйти в сторону - прочь.
Распахнуть - настежь.
Ударить с размаху – наотмашь.
Упасть вверх лицом – навзничь.
Открыть до конца – настежь.
Отсутствие терпения – невтерпёж.
Густо засыпать – сплошь
Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».
( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)
- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖЬ (застежка, застегивать).
. Систематизация знаний
-А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Попробуем обобщить наши знания.
Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.
1) царевна, Ивана царевича, за, вышла, замуж.
2) открыты, были, ворота , настежь.
3) все, Родион, прочь, сомнения, отбросил.
2.Составьте текст из предложений. Запишите. Подчеркните наречия.
.Спишите, исправьте ошибки.
Еш до света, а работай до пота. Дочьку замужь выдать - не пирог испеч.
День да ноч - сутки проч
.
I.Организационный этап. (2мин.)
-Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь- в – точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то «пять» поставят.
-Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.
II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)
- Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание.(Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор . (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)
-Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.
( Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)
-Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).
-Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)
III.Объяснение нового материала.(5 мин.)
-Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:
С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
-Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь ? (Если это будет существительное мужского рода.)
-Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.
-В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.
Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.
Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.
Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.
, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.
Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.
Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.
IV.Закрепление нового материала:
1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)
-Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.
Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением
- распахнув совсем, до конца;
-целиком, без промежутков;
-скачками, очень быстро;
-стать чьей-нибудь женой;
-в сторону, дальше от кого-нибудь, чего-нибудь;
-опрокинувшись на спину, вверх лицом;
-сильно размахнувшись.
Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.
Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано.Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом).
2.Тренировочные упражнения (18 мин.).
А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).
Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу : «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.
Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.
(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).
Слова:
1.Тягуч, колюч, скрипуч.
2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.
3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.
4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.
Ь пишется Ь не пишется
настежь тягуч
невмочь колюч
брошь скрипуч
полночь врач
срежь уж
стеречь смерч
точь-в-точь сторож
Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).
-Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:
Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)
-Объясните орфограммы в данном стихотворении : снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.
-Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:
1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.
2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.
3.Дальше ехать некуда - крайний предел чего-либо.
4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.
Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).
-Даже ночью Царю снились кошмарные сны.
Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.
-Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.
- Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).
Д) Использование наречий в речи (2 мин).
-Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие.) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.
Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)
-Как живёте?
-Нормально.
-А с царством как?
-Нормально.
-Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?
-Нормально.
-Хорошо, значит?
-Ну , я же говорю - нормально.
-Странно вы говорите…
-Почему? Нормально.
-Вы считаете – нормально?
-Нормально.
«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)
-Что значит слово «нормально»? (Нормально : соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?
Е) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).
-После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии : если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.
Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.
Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..
Лусый морош.. увертал чуленую велоч..
-Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.(Показать иллюстрацию).
3.Самостоятельная работа (2 мин.).
- Найдите строчку , в которой все слова пишутся с Ь: