Вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи, научить определять те чувства, которые выражают междометия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Междометие. Звукоподражательные слова.»
Конспект урока русского языка по теме "Междометие. Звукоподражательные слова»
Цель урока: вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи, научить определять те чувства, которые выражают междометия;
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
Развивающие: развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.; расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся; развивать навыки актерского мастерства;
Воспитательные: воспитывать культуру общения; воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.
Ход урока
I. Актуализация базовых знаний
Подготовка к восприятию нового материала.
- Ребята, на сегодняшнем уроке вы должны познакомиться с междометием и его особенностями, узнать их отличия от других частей речи. Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две группы, какие?
– Самостоятельные и служебные части речи.
– Самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.
Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола)
– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. )
II. Актуализация новых знаний
Междометие – особая неизменяемая часть речи, которая служит для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их:
Составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно.
по происхождениюна:
Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.
Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
Знакомство с параграфом 81
В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску.
Особое место в русском языке занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов.
Звукоподражательные слова(гав-гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, кря-кря и др.) в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения:
В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!
Чем отличаются междометия от звукоподражательных слов?
В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.)
III. Закрепление нового материала.
Задание 1.
Выразительно прочитайте каждое предложение. Найдите междометия и выпишите, распределяя их на три группы (Эмоциональные, побудительные, речевые междометия.)
1) Чу... вдруг раздался рога звон... (А. Пушкин)
2) Ух! Кончено — душе как будто легче. (А. Пушкин)
3) Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин) 4) Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней. (А, Твардовский) 5) «Цыц, Розка, — говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, — цыц!» (Д. Григорович) 6) «Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» — «Ну, каково, приятель, поживаешь?» — «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И. Крылов) 7) «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И. Крылов) 8) А мать ему: «Бай-бай! Закрой ты свои глазки». (А. Пушкин) 9) «Тсс... господа, — говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам... — не будите его». (Д. Григорович) 10) Эй, садись ко мне, дружок. (Н.Некрасов) 11) Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И. Крылов) 12) Ба! Знакомые всё лица. (А. Грибоедов) 13) Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А. Пушкин) 14) Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)