Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Тема: "Словосочетание. Обобщение по теме"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка
урока русского языка
в 5 классе
Тема:
"Словосочетание. Обобщение по теме"
Разработала: учитель русского
языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Елабуга»
Щербакова Н.В.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]/ - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Название раздела, темы: Синтаксис. Словосочетание.
Тема урока: урок-игра « Путешествие по словосочетательному кольцу» (Слайд 1)
Цели урока:
Образовательные:
1) закрепить у учащихся представление о словосочетании; о видах словосочетаний;
2) сформировать знания об строении словосочетания
3) тренировать умения находить словосочетания в предложении.
Воспитывать :
1)культуру поведения во время работы в группе.
2)повысить мотивацию учащихся на уроке за счет игровой формы работы;
3)научить умению «слушая, слышать»;
4)способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;
5) продолжить работу над повышением грамотности устной речи;
Формировать УУД:
- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
- регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
- коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;
Знать особенности словосочетаний. Виды словосочетаний.
Уметь выделять словосочетания в предложении.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
- уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);
- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД).
Основные понятия: Именные и глагольные словосочетания
Межпредметные связи: Русский язык, литература
Организация пространства: Работа в парах, группах
Технология: на игровой основе.
Оборудование: презентация к уроку для записей ответов учащихся; карточки с заданиями.
Список литературы:
1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов – М., …1997. 2. Блинов Г. И., Антохина В. А.. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 – 9 кл.: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002. 3. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 кл. – М.: Новая школа, 1995. 4. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2006. 5. Скоркина Н. М. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000. 6. Угроватова Т. Ю. Тесты по русскому языку: Подсказки на каждый день: 5 класс – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 7.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Психологическая подготовка к уроку:
- Ребята, давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Предлагаю вам сдуть хмурого, скучного …человека, а весёлого и, счастливого, внимательного, активного…сжать в кулачок и не отпустить. Он нам ох как ещё пригодится.
- Добрый день, ребята! Я предлагаю провести наш урок в форме калейдоскопа. «Калейдоскоп знаний», где вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретёте новые знания, расширите кругозор, и, я надеюсь, получите удовольствие!
- А что же такое калейдоскоп, как вы понимаете значение этого слова ?
У вас на столах лежат листочки, на которых вы найдете лексическое значение, т. е объяснение этого слова.
Словарная работа. (запись в словарик)
Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.
- В течение урока мы, выполняя задания, будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.
- Но сначала я желаю, чтобы вы помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы сообща, чтобы вы открыли что-то новое сегодня на уроке, и самое главное, чтобы хорошее настроение никогда не покидало вас.
- Итак, будем стремиться по ступенькам знаний идти к новым открытиям.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, а как сочетание слов«Калейдоскоп знаний» мы можем заменить одним (словосочетание).
- Молодцы!
Предлагаю вспомнить все, что вы знаете по теме и записать свои мысли на листок. Запишите на листок всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
( На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? )
Ученики. Индивидуальная работа.
На листочки обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
Соединение двух и более слов.
Состоит из главного и зависимого слова.
Бывают именные, глагольные и наречные.(тип, вид)
Состоит только из самостоятельных частей речи
Слова, связанные по смыслу и грамматически
Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Работа в парах.
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Учитель: Ребята, на ваших столах лежат листочки с заданиями. Посмотрите внимательно и выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в лесу, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
Влесу – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: И так, давайте сделаем вывод.Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот
Знания мы в круг собрали, Словосочетания мы изучали, Все препятствия прошли И к кольцу вот подошли. И сегодня всё расскажем И запишем, и покажем. Мы должны всё повторить Обобщить и закрепить
III. Сообщение темы и целей урока
Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Попробуйте сформулировать тему урока. Молодцы, правильно. Сегодня у нас с вами урок обобщения, повторения по теме: «Словосочетание» .
Давай теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Словосочетание».
Функции работы на уроке: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов;
работа под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, чтозабыли”. Оцениваем себя.
IV. Изучение нового материала.
Фронтальная работа.
Задание: допишите предложения. (Распечатать текст). Тексты на столах.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
(У каждого на столе лежат карточки с заданиями по вариантам)
Задание по карточкам:
Вариант 1
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.
Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Голоса птиц, варенье из вишни, капля дождя.
Вариант 2.
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.
Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.
Оцениваем себя, а рядом я поставлю свою оценку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. (взаимопроверка)
В) Распределите словосочетания в два столбика: (распечатать) (У каждого на столе лежат тексты)
Именные
Глагольные
Освещала комнату, безболезненный укол, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, сшибли с ног, воскликнул артист, замерзнуть на ветру.
Оцениваем себя . (Самопроверка)
V. Физкультминутка
Мы, ребята, потрудились, На уроке мы учились Не пора ли нам размяться.
Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Вот какие дружные,
Крепкие и нужные.
Потрите эти пальчики.
Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.
VI. - У каждого человека есть своя любимая пора. Кто-то любит теплое солнечное лето, кого-то очаровывает холодная красавица-зима, сверкающие сосульками на крышах и белизна снежных сугробов. А кто же тогда раскрашивает листья в осенние цвета? Осень. На календаре месяц октябрь.
-Предлагаю к слову октябрь подобрать слова, которые характеризуют его.
Например, холодный октябрь. Выделить в словосочетании главное и зависимое слово.
-Как из слов построить словосочетания? Для этого слова нужно связать между собой по смыслу и
грамматически. Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова или окончание и предлог. (записать в тетрадь для опорных конспектов)
- Составьте предложение со своим словосочетанием.
( Октябрь — первый холодный месяц осени. )
VII. Тренинг воссоздающего воображения.
1. Все, что мы слышим, видим, ощущаем, передается нам с помощью чувств вкуса, слуха, зрения, осязания и обоняния. Видим небо, листву, солнце, слышим шум дождя. Поэтому предлагаю подобрать образы к слову осень.
- Попробуем подобрать слова, которые передали бы ощущения
Слуха – чарующая, звонкая, мелодичная
Вкуса – душистая, терпкая, ароматная
Зрения - золотая, разноцветная, веселая
Осязания – бархатная, мокрая, прозрачная
Обоняния- свежая, ароматная, приятная
Работа в группах (кто быстрее)
Соберите пословицы:
Упал с дерева один лист — жди осени.
Осень идет, за собою дождь ведет
Осень прикажет, весна свое скажет
Осень - перемен восемь
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется
- Объясните значение одной из пословиц.
VIII. Игра.
ТРИЗ «Верные-Неверные утверждения»
( Я буду произносить сочетания слов, а вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если я произнесу верное утверждение ).
1. Какая пара слов не является словосочетанием? 1. медведь заревел + 2. заревел неистово 3. громко заревел
2. Какая пара слов не является словосочетанием? 1. появиться в отдалении 2. внезапно остановиться 3. пошел и остановился +
3. Найдите словосочетание: 1. не хочу 2. училась бы 3. был дома +
4. Укажите именное словосочетание.
1. Убежит от нас;
2. плавала по озеру;
3. в своей скорлупке +
5. Укажите глагольное словосочетание.
1. Украшала дом +
2. желтыми кувшинками;
3. на широком листе.
Составление текста под музыку.
А) Ребята, посмотрите на доску. Вы видите красивые осенние листья, которые помогут вам написать мини - сочинение .
(Учитель читает текст и предлагает детям под музыку составить свой).
Бархатная осень - самая замечательная пора года. Солнышко радует последним теплом. Лес охвачен желто-оранжевым пожаром. Свежесть и аромат так и манит на улицу. Опавшие разноцветные листья шуршат. Холодный ветерок, мятный аромат воздуха напоминает, что лето ушло безвозвратно…
Вот такую осень мелодичную я люблю.
Б) (3мин) (На каждом столе лежат тексты)
Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую связь между словами.
(приближаться к пристани, участвовать в жюри, поражать красотой, увлекаться спортом, лунная ночь)
Оцениваем себя . (Самопроверка)
X. Рефлексия. Итог урока.
Учитель:
-Ребята, у нас получилась необычайной красоты картина. А помог нам во всем ваш счастливый человек, который не покидал вас на протяжении урока.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Вы показали свои знания и умения по теме: «Словосочетание». Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих его.
Листы с ответами собираются на проверку.
Выборочное выставление оценок.
XI. Домашнее задание на выбор:
Выучить правило , § 28 ; Упр. 142 – для всего класса.
Написать мини-сочинение на тему «Словосочетание» -по желанию
Составить тесты по теме «Словосочетание» -по желанию.
До свидания.
Спасибо за урок!
ПРИМЕЧАНИЕ.
Словарная работа. (запись в словарик)
Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.
Задание по карточкам:
Вариант 1
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.
Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.
Задание по карточкам:
Вариант 2.
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.
Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.
Посмотрите внимательно и выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в лесу, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Задание: допишите предложения. (5 мин).
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
Распределите словосочетания в два столбика: (4мин)
Именные
Глагольные
Освещала комнату, безболезненный укол, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, сшибли с ног, воскликнул артист, замерзнуть на ветру.
Работа в группах (кто быстрее)
Соберите пословицы:
Упал с дерева один лист — да долго тянется
Осень идет, жди осени
Осень прикажет, за собою дождь ведет
Осень - весна свое скажет
Осенний дождь мелко сеется, перемен восемь
- Объясните значение одной из пословиц.
5. Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую связь между словами. (3мин)