kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Тема: "Словосочетание. Обобщение по теме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить у учащихся представление о словосочетании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Тема: "Словосочетание. Обобщение по теме"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан












Методическая разработка

урока русского языка

в 5 классе


Тема:

"Словосочетание. Обобщение по теме"








Разработала: учитель русского

языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Елабуга»

Щербакова Н.В.

















Класс: 5


Предмет: русский язык


Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]/ - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015

Название раздела, темы: Синтаксис. Словосочетание.


Тема урока: урок-игра « Путешествие по словосочетательному кольцу» (Слайд 1)


Цели урока:

Образовательные:

1) закрепить у учащихся представление о словосочетании; о видах словосочетаний;

2) сформировать знания об строении словосочетания

3) тренировать умения находить словосочетания в предложении.


Воспитывать :

1)культуру поведения во время работы в группе.

2)повысить мотивацию учащихся на уроке за счет игровой формы работы;

3)научить умению «слушая, слышать»;

4)способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;

5) продолжить работу над повышением грамотности устной речи;

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;

- познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, , находить нужную информацию,

Планируемый результат:

Предметные:

Знать особенности словосочетаний. Виды словосочетаний.

Уметь выделять словосочетания в предложении.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

- уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД).

Основные понятия: Именные и глагольные словосочетания

Межпредметные связи: Русский язык, литература

Организация пространства: Работа в парах, группах

Технология: на игровой основе.

Оборудование: презентация к уроку для записей ответов учащихся; карточки с заданиями.


Список литературы:

1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов – М., …1997.
2. Блинов Г. И., Антохина В. А.. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 – 9 кл.: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002.
3. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 кл. – М.: Новая школа, 1995.
4. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Скоркина Н. М. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000.
6. Угроватова Т. Ю. Тесты по русскому языку: Подсказки на каждый день: 5 класс – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 7.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

Ресурсы сети Интернет:



1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)



































Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Ход урока

I. Организационный момент.


- Психологическая подготовка к уроку:

- Ребята, давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Предлагаю вам сдуть хмурого, скучного …человека, а весёлого и, счастливого, внимательного, активного…сжать в кулачок и не отпустить. Он нам ох как ещё пригодится.

- Добрый день, ребята! Я предлагаю провести наш урок в форме калейдоскопа. «Калейдоскоп знаний», где вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретёте новые знания, расширите кругозор, и, я надеюсь, получите удовольствие!


- А что же такое калейдоскоп, как вы понимаете значение этого слова ?

У вас на столах лежат листочки, на которых вы найдете лексическое значение, т. е объяснение этого слова.

Словарная работа. (запись в словарик)

Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.

- В течение урока мы, выполняя задания, будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.

- Но сначала я желаю, чтобы вы помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы сообща, чтобы вы открыли что-то новое сегодня на уроке, и самое главное, чтобы хорошее настроение никогда не покидало вас.

- Итак, будем стремиться по ступенькам знаний идти к новым открытиям.

ІІ. Актуализация знаний учащихся. 

- Ребята, а как сочетание слов «Калейдоскоп знаний» мы можем заменить одним (словосочетание).

 - Молодцы!

Предлагаю вспомнить все, что вы знаете по теме и записать свои мысли на листок. Запишите на листок всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

( На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

  • 1. Что такое словосочетание?

  • 2. Как связаны слова в словосочетании?

  • 3. Из каких частей состоит словосочетание?

  • 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? )

  1. Ученики. Индивидуальная работа.

На листочки обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и наречные.(тип, вид)

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и грамматически

Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Работа в парах.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

  1. Учитель: Ребята, на ваших столах лежат листочки с заданиями. Посмотрите внимательно и выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в лесу, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

  • В лесу – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

  1. Учитель: И так, давайте сделаем вывод. Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли
И к кольцу вот подошли.
И сегодня всё расскажем
И запишем, и покажем.
Мы должны всё повторить
Обобщить и закрепить

III. Сообщение темы и целей урока

Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Попробуйте сформулировать тему урока. Молодцы, правильно. Сегодня у нас с вами урок обобщения, повторения по теме: «Словосочетание» .

Давай теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Словосочетание».

Функции работы на уроке: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов;

работа под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Оцениваем себя.

IV. Изучение нового материала.

  1. Фронтальная работа.

Задание: допишите предложения. (Распечатать текст). Тексты на столах.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.


(У каждого на столе лежат карточки с заданиями по вариантам)

  1. Задание по карточкам:

Вариант 1

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре


2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Голоса птиц, варенье из вишни, капля дождя.


Вариант 2.

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.


2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.

Оцениваем себя , а рядом я поставлю свою оценку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. (взаимопроверка)

В) Распределите словосочетания в два столбика: (распечатать) (У каждого на столе лежат тексты)

Именные

Глагольные



Освещала комнату, безболезненный укол, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, сшибли с ног, воскликнул артист, замерзнуть на ветру.

Оцениваем себя . (Самопроверка)

V. Физкультминутка

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.

Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать.

Вот какие дружные,

Крепкие и нужные.

Потрите эти пальчики.

Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.

VI. - У каждого человека есть своя любимая пора. Кто-то любит теплое солнечное лето, кого-то очаровывает холодная красавица-зима, сверкающие сосульками на крышах и белизна снежных сугробов. А кто же тогда раскрашивает листья в осенние цвета? Осень.  На календаре месяц октябрь.

-Предлагаю к слову октябрь подобрать слова, которые характеризуют его.

Например, холодный октябрь. Выделить в словосочетании главное и зависимое слово.

-Как из слов построить словосочетания? Для этого слова нужно связать между собой по смыслу и

грамматически. Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова или окончание и предлог. (записать в тетрадь для опорных конспектов)

- Составьте предложение со своим словосочетанием.

( Октябрь — первый холодный месяц осени. )



VII. Тренинг воссоздающего воображения.

1. Все, что мы слышим, видим, ощущаем, передается нам с помощью чувств вкуса, слуха, зрения, осязания и обоняния. Видим небо, листву, солнце, слышим шум дождя. Поэтому предлагаю подобрать образы к слову осень.

- Попробуем подобрать слова, которые передали бы ощущения

Слуха – чарующая, звонкая, мелодичная

Вкуса – душистая, терпкая, ароматная

Зрения - золотая, разноцветная, веселая

Осязания – бархатная, мокрая, прозрачная

Обоняния- свежая, ароматная, приятная

  1. Работа в группах (кто быстрее)

Соберите пословицы:

Упал с дерева один лист — жди осени.

Осень идет,                        за собою дождь ведет

Осень прикажет,               весна свое скажет

Осень -                          перемен восемь

Осенний дождь мелко сеется,                   да долго тянется

- Объясните значение одной из пословиц.


VIII. Игра.


ТРИЗ «Верные-Неверные утверждения»

( Я буду произносить сочетания слов, а вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если я произнесу верное утверждение ).


1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1. медведь заревел +
2. заревел неистово
3. громко заревел

2. Какая пара слов не является словосочетанием?
1. появиться в отдалении
2. внезапно остановиться
3. пошел и остановился +

3. Найдите словосочетание:
1. не хочу
2. училась бы
3. был дома +


4. Укажите именное словосочетание.

1. Убежит от нас;

2. плавала по озеру;

3. в своей скорлупке +



5. Укажите глагольное словосочетание.

1. Украшала дом +

2. желтыми кувшинками;

3. на широком листе.


  1. Составление текста под музыку.

А) Ребята, посмотрите на доску. Вы видите красивые осенние листья, которые помогут вам написать мини - сочинение .

(Учитель читает текст и предлагает детям под музыку составить свой).

Бархатная осень - самая замечательная пора года. Солнышко радует последним теплом. Лес охвачен желто-оранжевым пожаром. Свежесть и аромат так и манит на улицу. Опавшие разноцветные листья шуршат. Холодный ветерок, мятный аромат воздуха напоминает, что лето ушло безвозвратно…

Вот такую осень мелодичную я люблю.

Б) (3мин) (На каждом столе лежат тексты)

Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую связь между словами.

Прибл…жаться, пристань; участвовать,ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;

(приближаться к пристани, участвовать в жюри, поражать красотой, увлекаться спортом, лунная ночь)

Оцениваем себя . (Самопроверка)

X. Рефлексия. Итог урока.

Учитель:

-Ребята, у нас получилась необычайной красоты картина. А помог нам во всем ваш счастливый человек, который не покидал вас на протяжении урока.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Вы показали свои знания и умения по теме: «Словосочетание». Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих его.

Листы с ответами собираются на проверку.

Выборочное выставление оценок.


XI. Домашнее задание на выбор:

  1. Выучить правило , § 28 ; Упр. 142 – для всего класса.

  2. Написать мини-сочинение на тему «Словосочетание» -по желанию

  3. Составить тесты по теме «Словосочетание» -по желанию.



До свидания.

Спасибо за урок!



ПРИМЕЧАНИЕ.


Словарная работа. (запись в словарик)

Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.



  1. Задание по карточкам:

Вариант 1

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.


Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре


2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Голоса птиц, варенье из вишни, капля дождя.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Словарная работа. (запись в словарик)

Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.



  1. Задание по карточкам:


Вариант 2.

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.


Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.


2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.



  1. Посмотрите внимательно и выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в лесу, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

  1. Задание: допишите предложения. (5 мин).

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.


  1. Распределите словосочетания в два столбика: (4мин)

Именные

Глагольные



Освещала комнату, безболезненный укол, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, сшибли с ног, воскликнул артист, замерзнуть на ветру.

  1. Работа в группах (кто быстрее)

Соберите пословицы:

Упал с дерева один лист — да долго тянется

Осень идет,                        жди осени

Осень прикажет,               за собою дождь ведет

Осень -                          весна свое скажет

Осенний дождь мелко сеется,       перемен восемь            


- Объясните значение одной из пословиц.

5. Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую связь между словами. (3мин)

Прибл…жаться, пристань; участвовать,ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталия Викторовна Щербакова

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методическая разработка урока  по теме " Профессии. На работе". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-profiessii-na-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "158039"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421681696"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема: Корень.Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-tiema-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "155916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421338383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства