Оргмомент | – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - А что означает слово «здравствуйте», чего я вам желаю? -А что если я вам скажу: «Добрый день»? Чего я вам пожелаю? | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на работу. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
Актуализация знаний | Зрительный диктант. Игра. (бумага) - Смотрите на мои действия и записывайте их в тетрадь. (взять, смять, бросить, поднять, расправить, положить) - Какие слова записали? – К какой части речи относятся эти слова? - Формулируем тему сегодняшнего урока. |
Записывают слова.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока. | Личностные: формирование познавательного интереса. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Познавательные результаты: Анализ, вывод и обоснование |
Актуализация знаний | - Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе из курса начальной школы? Заполните первую графу таблицы «Знаю-узнал». - А теперь сформулируйте определение глагола. -Давайте сверим его с учебником. (стр. 97) - Что упустили? - Что нового узнали? -Как определить время глагола? - Лицо? - Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? - Как изменяются глаголы прошедшего времени? - Какова синтаксическая роль глагола?
-А кто знает, от какого слова образовалось слово глагол? Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Словом « глаго́ль» называлась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать). Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. - Что нового вы узнали? | Заполняют в парах таблицу Зачитывают
Формулируют определение глагола. Ученик читает определение учебника – стр.97 Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают и заполняют вторую колонку таблицы «Знаю-узнал»
- о происхождении и значении слова «Глагол», о частоте употребления глаголов в речи. | Регулятивные: умение работать с таблицей Коммуникативные: умение работать в паре, сотрудничество в поиске информации; развитие монологической и диалогической речи Личностные: воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; сотрудничества. Познавательные: давать определения новым понятиям, извлекать необходимую информацию из прослушанного |
Закрепление опорных знаний | 1. - Давайте поиграем в игру: “Кто что делает?” (устно) Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - …. - Что обозначают эти глаголы? (действие) 2. -Выполните упр.604 (1-3пр.), стр. 97. Ответьте на вопрос, что могут обозначать глаголы, кроме действия? (цвет) 3. – Выполните упражнение 607, стр. 98. - А что ещё могут обозначать глаголы? (звуки)
4. Творческая работа. Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается) Один день Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу.. Продолжение. Жду, жду – не едет. Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю. - Какой вывод можно сделать после этой работы? Какую роль играют глаголы в речи? (глагол – очень важная часть речи и очень необходимая. Они обозначают движение, мыслительные процессы, цвет, звук.) | Отвечают на вопросы (фронтально).
3 человека у доски выполняют задание упр.604
Проверяют по слайду. Выполняют упражнение в парах. Отвечают на вопрос. Заполняют колонку «узнал» в таблице.( Кроме действия, глаголы могут обозначать звук и цвет).
Составляют в группе текст. Зачитывают, отвечают на вопрос. |
Регулятивные: контроль и коррекция с эталоном Коммуникативные: умение работать в паре. Личностные: воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; сотрудничества; развитие творческих способностей. |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Тест с самопроверкой и оцениванием.. 1. Продолжите фразу: Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б)признак действия в)предмет 2. Глаголы отвечают на вопрос: а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать? 3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение 4. Каким членом предложения является глагол в предложении? а) подлежащим б) определением в) сказуемым 5. С какой частью речи не может сочетаться глагол? а) существительным б) прилагательным в) наречием | Выполняют тест самостоятельно. Оценивают себя. | Регулятивные: Контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выделение и осознание усвоенного Личностные результаты: Самоопределение |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оценивание. Домашнее задание | Задание: дополни предложение .– Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (смайлики).
1. Сегодня на уроке я узнал… 3. Сегодня на уроке мне было сложно… 4. Сегодня на уроке мне было легко… 5. Сегодня на уроке мне понравилось…
| Осуществляют оценку урока и самооценку, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)работа в парах. 2-3 ученика отвечают на вопрос Оценивание работы
Записывают домашнее задание – выучить определение – стр.97, упр.604 | Коммуникативные Умение выражать свои мысли Познавательные результаты оценивание качества результатов своей деятельности Личностные результаты осознание своей успешности в учебной деятельности |