kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи". ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. Соответствует новым образовательным стандартам. Повышает мотивацию пятиклассников к урокам русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи". ФГОС.»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. ФГОС. 2018г.

Учитель русского языка и литературы Римашевская С.Ф.

Тема : Глагол как часть речи.

Цели урока:

Образовательные:

  • Повторить и углубить ранее полученные знания по теме «Глагол»;

  • Закрепить знания об основных грамматических признаках глагола, его синтаксической роли;

  • учить находить глагол в тексте, отличать его от других частей речи.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа, сравнения лингвистических явлений;

  • работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у школьников любовь к русскому языку;

  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения:

  • формировать познавательный интерес к предмету.


Тип урока: урок рефлексии (комбинированный).


Ведущий метод обучения: частично-поисковый


Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, КСО, системно-деятельностный подход.


Оборудование: учебники, тетради, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация..


Реализуемая программа: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский». – М.: Просвещение, 2016

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразо­вательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам, синтаксической роли;

Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу; определять морфологические признаки глагола. Научиться использовать глаголы в речи.

Познавательные УУД: умение рассуждать, доказывать, сравнивать, сворачивать и преобразовывать информацию.

 Регулятивные УУД: формулировать тему, ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;


Коммуникативные УУД: умение работать в группе, паре; уметь согласовывать свои действия друг с другом, слушать и слышать других; оказывать взаимопомощь; осуществлять поиск и сбор информации.

Стремление к совершенствованию своих умений. Осознание собственной значимости самоуважения личности;
воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; дисциплинированности; ответственности; способности сопереживать; воспитание познавательного интереса.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- А что означает слово «здравствуйте», чего я вам желаю?

-А что если я вам скажу: «Добрый день»? Чего я вам пожелаю?

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на работу.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.


Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
 в деятельность. Активация учащихся.

Давайте прочитаем волшебные слова, котоые помогут нам сделать нашу работу на уроке более плодотворной и результативной.

Я способен!
Я хороший ученик!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!











Читают все ученики вслух слова 1 слайда

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим и уверенность в себе.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 Актуализация знаний

Зрительный диктант. Игра. (бумага)

- Смотрите на мои действия и записывайте их в тетрадь. (взять, смять, бросить, поднять, расправить, положить)

- Какие слова записали?

– К какой части речи относятся эти слова?

- Формулируем тему сегодняшнего урока.





Записывают слова.






Отвечают на вопросы.





Формулируют тему урока.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли
Познавательные результаты:
Анализ, вывод и обоснование

Постановка учебной задачи


– Сформулируйте цели урока. 


Формулируют цели и задачи урока

  • Повторить изученное о глаголе в 4 классе

  • Находить глаголы в тексте

  • Определять их морфологические признаки


Регулятивные Целеполагание, планирование, Коммуникативные: умение выражать свои  мысли


Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе из курса начальной школы? Заполните первую графу таблицы «Знаю-узнал».

- А теперь сформулируйте определение глагола.

-Давайте сверим его с учебником. (стр. 97)

- Что упустили?

- Что нового узнали?

-Как определить время глагола?

- Лицо?

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Какова синтаксическая роль глагола?



-А кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

Словом « глаго́ль» называлась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500.

- Что нового вы узнали?

Заполняют в парах таблицу

Зачитывают





Формулируют определение глагола.

Ученик читает определение учебника – стр.97

Отвечают на вопросы.





















Внимательно слушают и заполняют вторую колонку таблицы «Знаю-узнал»

































- о происхождении и значении слова «Глагол», о частоте употребления глаголов в речи.

Регулятивные: умение работать с таблицей

Коммуникативные: умение работать в паре, сотрудничество в поиске информации; развитие монологической и диалогической речи

Личностные: воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; сотрудничества.

Познавательные: давать определения новым понятиям, извлекать необходимую информацию из прослушанного

  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Да или нет? (да – встать, нет - сидеть)

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (да)

2.Глаголы изменяются по временам. (да)

3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (да)

4.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (да)

6. Глаголы могут сочетаться с прилагательными? (нет)

Физкультминутка


Коммуникативные: развитие внимания

Познавательные: применять полученные знания

Закрепление опорных знаний


1. - Давайте поиграем в игру: “Кто что делает?” (устно)

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ….

- Что обозначают эти глаголы? (действие)

2. -Выполните упр.604 (1-3пр.), стр. 97. Ответьте на вопрос, что могут обозначать глаголы, кроме действия? (цвет)

3. – Выполните упражнение 607, стр. 98.

- А что ещё могут обозначать глаголы? (звуки)





4. Творческая работа.

Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)


Один день

Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..

Продолжение. Жду, жду – не едет. Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю.

- Какой вывод можно сделать после этой работы? Какую роль играют глаголы в речи?

(глагол – очень важная часть речи и очень необходимая. Они обозначают движение, мыслительные процессы, цвет, звук.)

Отвечают на вопросы (фронтально).

















3 человека у доски выполняют задание упр.604



Проверяют по слайду.

Выполняют упражнение в парах. Отвечают на вопрос. Заполняют колонку «узнал» в таблице.( Кроме действия, глаголы могут обозначать звук и цвет).











Составляют в группе текст. Зачитывают, отвечают на вопрос.























Регулятивные: контроль и коррекция с эталоном

Коммуникативные: умение работать в паре.

Личностные: воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; сотрудничества; развитие творческих способностей.


Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности

Тест с самопроверкой и оцениванием..

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет


2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?


3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение


4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием


Выполняют тест самостоятельно. Оценивают себя.

Регулятивные: Контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выделение и осознание усвоенного
Личностные результаты:
Самоопределение

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.











Оценивание.

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Задание: дополни предложение

.– Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (смайлики).

1. Сегодня на уроке я узнал…
3. Сегодня на уроке мне было сложно…
4. Сегодня на уроке мне было легко…
5. Сегодня на уроке мне понравилось…



Осуществляют оценку  урока  и  самооценку, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)работа в парах.

2-3 ученика отвечают на вопрос

 

Оценивание работы

 

 















Записывают домашнее
задание – выучить определение – стр.97, упр.604

Коммуникативные
Умение выражать свои мысли
Познавательные результаты
оценивание качества
результатов своей деятельности
Личностные результаты
осознание своей успешности  в учебной деятельности




















Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается). Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.



Один день


Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…









_______________________________________________________________________________________


Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается). Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.



Один день


Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…













__________________________________________________________________________________

Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается). Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.



Один день


Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…

























Тест.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет


2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?


3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение


4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием


Тест.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет


2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?


3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение


4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием


Тест.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет


2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?


3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение


4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием


Тест.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет


2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?


3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение


4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи". ФГОС.

Автор: Римашевская Светлана Фёдоровна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методическая разработка урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме: Глагол как часть речи"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_po_fgos_v_6_klasse_po_teme_glago"
    ["file_id"] => string(6) "585918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630072965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства